Александрийский Столп является чудом инженерного расчета - уже более 150 он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса. Цельный монумент розового гранита весом 600 тонн должны были установить с помощью специальных строительных лесов, которые заняли почти всю площадь.
В два часа дня раздался троекратный удар колокола - операция началась. Несколько тысяч пар глаз внимательно следили за работой. Среди зрителей то и дело разгорались споры и заключались пари: в какой момент и в какую сторону колонна упадет. А еще - сколько человек она при этом раздавит. Через один час 45 минут колонна была установлена. На одном дыхании над Дворцовой площадью разнеслось: «Ура!». Восхищенный император Николай воскликнул, обращаясь к архитектору Огюсту Монферрану: «Монферран, вы себя обессмертили!» С тех пор и до сегодняшнего дня самый высокий монумент Петербурга окружают различные мифы, легенды и просто интересные истории. Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.
Гранитный столб венчает фигура ангела, черты лица которого по идее должны напоминать черты государя Александра. Однако существует версия, что скульптор Борис Орловский (в то время академик, а ранее крепостной орловского уезда) придал ангелу сходство с молодой поэтессой Елисаветой Кульман. Это девушка, умершая в 17 лет от чахотки, знала одиннадцать языков, на четырех из них сочиняла стихи и пользовалась покровительством супруги императора Александра I.
В 1925 году посчитали неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком. Над колонной повис воздушный шар, однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.
Позднее были планы заменить ангела на фигуру В.И.Ленина. С осуждением этого проекта выступил нарком просвещения Луначарский. Он послал письмо лично председателю городского совета Зиновьеву, в котором деликатно, но убедительно доказывал нелепость этой идеи. Раздраженный Зиновьев наложил на
нем следующую резолюцию: «Ну их к черту. Оставляйте им колонну с „ампирным“ ангелом». На этом дело и кончилось, и ампирный ангел с крестом наперевес до сих пор несет свою вахту над городом.
, к счастью и это не было реализовано. В 1952 году главному архитектору Ленинграда из Москвы пришло «совершенно секретное» требование - заменить ангела бюстом товарища Сталина. С риском для жизни ленинградские архитекторы отказались от этого бредового заказа под предлогом его неимоверной сложности.