Оригинал взят у
m_d_n в
Беседа шестая Беседа шестая, про "большой бабах отношений"
Из моих комментариев в сообществе
ru_psiholog © О.В. Бермант-Полякова, 2009
Молочные реки, кисейные берега
"6/12 Ваш техосмотр
"Стелла"
Стелла (имя изменено) работает психологом и мечтает об интересных клиентах, таких, о которых пишут в психотерапевтических книгах. Интересные клиенты рассказывают сны, которые психолог разгадывает и после этого клиент выздоравливает.
Её мама в пятьдесят лет заболела дегенеративным заболеванием мозга, и Стелла много времени провела взаперти, наедине с больным человеком. Она хранила письмо, написанное ей лечащим врачом, женщиной, которая принимала участие в судьбе девушки:
"Здравствуйте, Стелла!
Это будет грустное письмо, потому что обнадёжить Вас мне, увы, нечем. В последнем психологическом заключении общение с NN названо "непродуктивным" и указано, что пациентка смогла назвать только своё имя. Боюсь, что уровнь психического развития Вашей мамы пересёк отметку 2-хлетнего ребёнка и стремится к полутора годам-году.
Болезнь, которая поразила её мозг, называется болезнь Пика, но она хорошо известна врачам, просто раньше её называли "впал в детство". Это означает, что все приобретения, который сделал ребёнок: научился узнавать близких, ходить, говорить, одеваться-раздеваться, читать, делать покупки в магазине, всё, чему научился в школе - так вот, все эти приобретения он возвращает миру, отдаёт от себя. Сначала отдаёт школьные знания, потом умение обращаться с деньгами и делать покупки в магазине, затем читать, обслуживать себя, потом - говорить, ходить, узнавать близких. Как будто кто-то сматывает обратно однажды раскрученную ленту, приравнивая конец жизни к её началу.
Однажды мне довелось услышать: "Тяжело. Но говорю себе каждый раз: это мой родной человек. Мой родной человек, который, когда я была в невменяемом младенчестве, любил меня и обожал, менял пеленки, отмывал меня, вытирал слюни с соплями и слушал издаваемые мной мя и му. И при этом все равно - любил и обожал. За то что я есть. А мне - мне теперь остается самое легкое - любить в ответ! И это здорово, когда ты любишь в ответ, любишь с благодарностью. Больной человек чувствует это - и ему легче". Это правда.
В предстоящий вам год общение с NN будет уходом за маленьким ребёнком, - потому что откликаться она будет как дитя, которое по недоразумению оказалось во взрослом теле. Как молодой маме нужна помощь близких, потому что заботы о младенце поглощают всё её время, так и Вам потребуется помощь. Одной выхаживать больных, которые впадают в детство, очень трудно. Бывает, приступают минуты отчаяния и опускаются руки.
Верующие христиане молят Бога о даровании блаженной кончины, спокойной и утешительной, просят Всевышнего придать сил, укрепить терпение и смирение. Скажите мне, о чём просить Бога за Вас, я передам просьбу знакомой, она помолится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
С уважением,"
Эта врач присылала Стелле родственников больных, которых лечила в психоневрологическом диспансере, примерно одного нового пациента в неделю. Жила Стелла в своей квартире, заработка ей хватало. Мы познакомились, когда шёл пятый год её практики, - мои мама и папа переехали в квартиру на одной площадке с ней.
Думать одно, говорить другое, а делать третье умеет каждый, но у Стеллы к бытию в нежелаемом был исключительный талант. Она легко находила общий язык с родственниками больных, и не хотела со своей клиентурой работать. Она мечтала об интересных клиентах с богатой духовной жизнью, и отказывалась идти с теми из клиентов, кто уже ей доверял, дальше стресс-менеджмента и психопрофилактики. Наконец, она была свободна, молода, красива, - и каждый вечер засыпала в постели одна.
Самым интересным было наблюдать за абсурдными отношениями, которые складывались у Стеллы с её Подругой. Сыну Подруги ничего не стоило спросить:
- Можно поиграть на вашем компьютере?
И, не дождавшись ответа, отправиться играть.
При этом Стелла произносила в воздух слова:
- Нужно спросить твою маму!
А ребёнок уже из компьютерной комнаты Стеллы кричал:
- Я спрашивал, она разрешила!
Подруга пожимала плечом.
Или ребёнок подходил к своей маме и спрашивал:
- Можно мне съесть конфету?
- А где ты её возьмёшь? - не понимала Подруга.
- Мне тётя Стелла даст.
- А она тебе предлагала?
Ответом было уверенное "Да" на глазах растерянной Стеллы, а мальчик тем временем переходил к действиям и изымал шоколадные конфеты из её вазы. Ребёнка наказывали за враньё, но ситуация не менялась.
Подруга жила в том же подъезде и была в разводе уже третий год. Стелла уверена, что все проблемы у мальчика из-за того, что свекровь и папа не стеснялись поднимать свой авторитет за счёт мамы: "Она плохая, злая эта мама, обижает мальчика. Иди я пожалею". На момент их сближения Подруге было двадцать шесть лет, столько было Стелле, когда заболела её мама. Стелла видит в ней неглупую, но только сейчас "формирующуюся как личность" женщину. Она не уверена, что они вообще сошлись бы, если бы не жили в одном подъезде и если бы не её "дурная потребность кого-то опекать", из чего читатель делает справедливый вывод, что проблески здравого смысла у Стеллы случаются и она не безнадёжна.
Стелла научила Подругу шить, поддержала, когда она разводилась с отцом мальчика, уговорила закончить компьютерные курсы и пойти работать. Когда у Подруги появились свои деньги, она открыла для себя мир (до развода муж полностью контролировал семейный бюджет). Ходит в кафе, покупает себе модные сумки, ездит на три дня на дачу с друзьями. Стелла сидит с её мальчиком, пока Подруга приобретает необходимый ей жизненный опыт, чтобы пережить "послеразводную неуверенность в себе".
На мой взгляд, Подруга - бордерлина невысокого интеллектуального уровня, сверкающая амальгамой из зависимого поведения и компенсаторных нарциссических защит, - и Стеллу просто использует.
Мораль: Горбатого могила исправит.
"Минорный лад"
Отношения двух людей могут быть:
1) отношениями здоровой головы со здоровой головой,
2) отношениями здоровой головы с больной головой,
3) отношениями больной головы с больной головой.
Больная голова здесь то, что А.С. Пушкин описал словами: "Ах, обмануть меня нетрудно, Я САМ ОБМАНЫВАТЬСЯ РАД".
Стелла помогает Подруге жить, потому что сама не живёт. Профессиональная помощь (а Стелла профессионал) двигалась бы в другом направлении: чувство вины Подруги, её доверие или недоверие к миру, послеразводная идентичность, объектные отношения эксплуатации как её ранний опыт взаимодействия с другими людьми, ограничивающий ныне возможности Подруги во взрослой жизни и т.д. Стелла же стала служанкой при Подруге, поддавшись очарованию бессознательной иллюзии, что Подруга - это юная Стелла, которая волшебным образом живёт новую жизнь, где нет больной мамы. Она заботится не о Подруге, а о себе самой, "вложенной в подругу", и рада обманываться.
Сколько лет болела мама, столько лет Стелла и будет в плену иллюзии, а потом прозреет.
Подруга в новых отношениях стала Хозяином, который помыкает Служанкой-Стеллой, поддавшись очарованию бессознательной иллюзии, что волшебным образом можно стать мужчиной и командовать женщиной и ребёнком, которым велено сидеть дома.
Сколько лет длились отношения в её первом браке, столько лет Подруга будет в плену иллюзии, что она может держать в зависимости и подчинении Стеллу.
Если число лет-до-прозрения Стеллы и число лет-до-прозрения Подруги не совпадают, обеих ждёт "большой бабах отношений".
Отношения здоровой головы со здоровой головой называют ещё договорными отношениями.
Отношения здоровой головы с больной головой называют ещё отношениями "двойничества": для N приятель T одновременно и другой человек, и его "двойник", то есть сам N. В постельных, дружественных и деловых союзах живых людей отношения "двойничества" были, есть и будут. Бессознательно привлекательные иллюзии есть у каждого, не у каждого есть чувство меры.
Отношения больной головы с больной головой называют ещё "судьбоаналитическими отношениями": Стелла и Подруга являются друг для друга бессознательно желанными "двойниками". Выпутываются из судьбоаналитических вариантов трояко: проживают до конца, теряют годы жизни на тропах войны, или осознают проективные идентификации в процессе психотерапии и освобождаются от чар как по волшебству.
Преображение и вы, и ваш психолог увидите сразу, - изменится улыбка и выражение лица станет другим. Сонди гений, он взял за основу диагностического метода портреты.
Вопрос. Можете ли вы проиллюстрировать примером из личной истории тезис "Главные проблемы в отношениях с клиентами и партнёрами мне принесли судьбоаналитические отношения?"
Если вы ответили: "Да, было такое дело", - Я спокойна за вас. Достаточно одной хорошей прививки, чтобы больше не попадаться в плен иллюзий.
Если вы ответили: "Не понимаю, о чём вы говорите" - О том, что, общаясь с реальным человеком, вы одновременно общаетесь со своей мечтой, которую надели на него, словно шубу. И партнёр по бизнесу или клиент на приёме, такой как он есть, без этой шубы, вам неинтересен. А он, свою очередь, общается со своей шубой, которую видит на ваших плечах.
Если вы ответили: "Нет, со мной такого никогда не случалось", - Не верю."
Пост в сообществе "Как общаться с очень старым человеком"
Консультант:
Врач должен исключить три состояния:
деменцию - старческое слабоумие,
психотическое расстройство - бред или галлюциноз, и
болезнь Альцгеймера - утрату памяти,
прежде чем психолог вообще возьмётся реабилитационную программу выстраивать пациенту. Давайте я напишу развёрнутый комментарий здесь в сообществе о том, каким бывает состаривание в психологическом смысле слова, а вы поразмышляете над тем, какой тип ближе к бабушкиному состоянию, - исходя из посылки, что психогериатрическую патологию врач исключил.
Цитируем по книге: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М: Академия, 2003. 144 с.
Со стр. 110
"Старение - постепенно наступающее с определённого возраста ограничение жизненного тонуса и адаптационных резервов как организма в целом, так и его отдельных систем и органов. Психическое старение характеризуется особенностями в когнитивной, эмоционально-волевой, повседневно-практической и социальной сферах. Оно в значительной мере определяется изменениями в нервной системе в целом и в головном мозге в частности. При этом изменения в нервном субстрате могут рассматриваться как нормальные для позднего возраста (иначе называемое - физиологическое старение), так и в связи с особыми заболеваниями, приводящими к прогрессирующими разрушительными процессами в структурах мозга.
Со стр. 119
Типология нормального старения
Несмотря на многоаспектность индивидуальности нормального старения, представляется возможным поставить вопрос о его типологии. Представляемая ниже типология является в значительной степени предварительной, поскольку она основана на исследовании небольшой (29 испытуемых) выборке лиц от 83 до 96 лет. Столь поздний возраст был выбран осознанно с прогнозом на максимальную выраженность специфических индивидуально-типологических феноменов. Все обследованные относились к так называемой практической норме, то есть были социально адаптированы, критичны, справлялись с основными домашними делами, находились в пределах достаточной сети социальных связей, актуализировали креативные навыки (например, сочинительство, занятия с внуками), не высказывали серьёзных жалоб на старческую забывчивость, справлялись с соматическими болезненными ограничениями.
Первый вариант старения связан с дефицитом симультанности (симультанный - одновременный) в переработке информации, что в первую очередь проявляется в зрительно-пространственной деятельности. При хорошо автоматизированных навыках чтения и письма этот вариант старения может рассматриваться как наиболее благополучный, особенно при наличии стратегии "дробления" процедур решения тех или иных задач, перевода действий на уровень развёрнутого, поэтапно контролируемого, последовательного исполнения. Декомпенсация может наступить при резком и значительном изменении пространства и "квазипространства" жизни, например при смене места жительства и среды обитания, лингвистической среды.
В основе второго варианта старения лежит слабость энергетического обеспечения активности. Характерным является приближающий человека к дефицитарности феномен on-off, то есть достаточно длительна латентность при включении в деятельности, относительно короткий период эффективного выполнения, за которым следует утомляемость. Кроме того, имеют место повышенная тормозимость следов памяти, отвлекаемость и сужение объёма психической активности. Декомпенсация может наступить вследствие длительного дистресса, чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок, невозможности регламентировать активность. И всё же сохранность критичности, регулирующей роли речи, наличие стратегий, обеспечивающих распределённость активности во времени и во внутреннем пространстве, являются хорошей предпосылкой для осуществления ментальной деятельности. Таким людям необходимы частые перерывы в работе при обязательной смере форм активности.
Третий вариант старения характеризуется снижением произвольной регуляции деятельности, особенно в таких её звеньях, как прогнозирование результата, построение адекватных задаче и своим возможностям программ. Могут наблюдаться импульсивное принятие решений, несоразмерность планов их реализации относительно собственных усилий и времени достижения целей, что при сохранности когнитивной критичности может приводить к переживанию неуспеха и декомпенсации. Таким образом, причины декомпенсации находятся "внутри" регуляторных механизмов, что осложняет приспособительные возможности. Здесь требуется проработка "внутренней картины" организационных аспектов деятельности с опорой на регулирующую роль речи и внешние способы опосредования. Дополнительный риск в этот вариант старения вносит недостаток личностной рефлексивной критичности при сохранности её в отношении когнитивной сферы и ограничения в динамическом факторе.
Особенно неблагоприятен в плане прогноза декомпенсации четвёртый вариант старения, сочетанный, где одновременно поражаются два фактора: энергетического обеспечения активности и её произвольной регуляции. Особенно усугубляется и трансформируется в деменцию этот вариант старения в условиях соматического заболевания и депривации общения. Модус функционирования при четвёртом варианте отличается минимальной спонтанностью, сужением сферы интересов, эмоциональной монотонностью в сочетании с повышенной старческой забывчивостью. Адекватной опорной стратегией может быть навык обращения к ценностям прожитой жизни, выполнение привычных, хорошо автоматизированных и даже стереотипизированных действий."