Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество

Oct 19, 2019 08:45



Вчера в Строгановке состоялась международная научно-практическая конференция "Искусство света: дизайн, архитектура, художественное и проектное творчество". Конференция была организована совместно Строгановской академией и редакцией журнала «Светотехника» / «Light & Engineering», при участии МАРХИ и Национальной академии дизайна. Лейтмотивом обсуждений стала проблема самоопределения профессии светодизайнер, а главной целью конференции - привлечение международной и российской научной и творческой общественности, педагогов и учащихся к осмыслению роли света и светодизайна в художественном творчестве и проектном формировании предметно-пространственной среды, ее образной выразительности, самоиндентификации профессии светодизайнер и особенностям светодизайна в подготовке архитекторов и дизайн-образовании.
К открытию был издан сборник трудов конференции, его можно скачать здесь.




В начале конференции с приветственным словом выступили проректор по научной и международной работе МГХПА им. С.Г. Строганова Александр Николаевич Лаврентьев, главный редактор журнала "Светотехника" Владимир Павлович Будак и шеф-редактор журнала "Светотехника" Юлиан Борисович Айзенберг.







Выступающие обозначили основные проблемы, которые предстояло рассмотреть на конференции. Владимир Павлович Будак от лица редакции журнала "Светотехника" подарил Строгановке "Справочную книгу по светотехнике" - уникального издания, фактически единственного в наши дни учебника по светотехнике - области науки и техники, предметом которой являются разработка способов генерации, пространственного перераспределения оптического излучения, а также его преобразования в другие виды энергии и использование в различных целях на базе научно обоснованного проектирования установок и устройств. Такая книга необходима не только инженерам-светотехникам, но и каждому дизайнеру, работающему в сфере средового и архитектурного дизайна.



Елена Анатольевна Заева-Бурдонская в докладе "Светодизайн. В свете проблем новой профессии" Рассказала о междисциплинарном характере новой профессии, расположенной на стыке инженерно-технических и художественных начал, определяющих широту задач, стоящих перед специалистом-проектировщиком световой среды. Широта проектной палитры порождает абсолютно противоположные суждения специалистов и экспертов о будущем профессии.



Антон Валентинович Гримайло в докладе "Отражение света реальными поверхностями" рассказал о комплексном подходе к расчету яркости поверхности. Предложена модель коэффициента яркости, основанная на физических законах и свойствах частиц, которая позволяет получать максимально корректные результаты для реальных поверхностей с учетом их пространственных свойств отражения. Рассмотрено влияние поляризации на яркостные характеристики поверхности.



Валерия Андреевна Горелова в докладе "Экологические тенденции в проектировании световой среды. Опыт HCL" рассказала об идее биологически активного освещения Human Centric Lighting, которое поддерживает здоровье, благополучие и работоспособность человека, сочетая визуальные, биологические и эмоциональные достоинства света. Термин HCL не может быть ограничен только интерьерным освещением, так как, покидая помещение, человек все равно оказывается в новой световой среде. Вопрос о том, можем ли мы в действительности соблюсти концепцию HCL, используя существующие разработки светового оборудования, остается открытым. На данный момент особенно актуально расширение термина HCL за счет включения в него пункта о световом загрязнении, влиянии света на экологию в целом, а также разработку освещения для групп лиц, имеющих особенности в восприятии освещения ввиду возраста, режима работы или заболеваний.



Анастасия Геннадьевна Приходько в докладе "40 минут в цветном свете" обозначила проблему цветного освещения в городской среде. Что ощущают жители районов, где временно или постоянно господствует цветной свет? В ходе творческих экспериментов "Лаборатория света", возглавляемая Анастасией Геннадьевной, приглашала людей провести длительное время при цветном освещении и выполнить при этом творческое задание. В докладе показаны результаты эксперимента, в ходе которого контролировалось психоэмоциональное состояние, умственную работоспособность, способность различать цвета.



Мария Терентьевна Майстровская в докладе "Свет в экспозиции: функция и образ" рассмотрела роль света в формировании экспозиционной среды и отдельных локальных зон, связанных с демонстрацией отдельных экспонатов в системе современных музеев, выставок и галерей.



Мария Геннадьевна Круглова в докладе "Мировая практика GROUPE LEBLANC. 60-летний опыт в оформлении городских общественных пространств" рассмотрела актуальные вопросы современного освещения городских пространств с практической точки зрения. Были указаны основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при рассмотрении и решении вопросов о современном искусственном освещении городских общественных объектов на опыте GROUPE LEBLANC.



Ольга Борисовна Павлова в докладе "Работа со светом, применение мультимедийных компьютерных технологий на периодических международных выставочных арт-проектах XX-XXI веков" дала описание некоторых направлений, которые раскрываются на периодических международных выставочных арт-проектах (биеннале, триеннале и подобных фестивалях) средствами мультимедийных компьютерных технологий и работой со светом.



Василий Олегович Рыжиков и Дарья Михайловна Харитонова в докладе "Современные тенденции в световом дизайне жилого интерьера" рассмотрели прикладные аспекты организации освещения в современных жилых интерьерах. Докладчики выявили наиболее значимые тенденции в световом дизайне жилых интерьеров последних лет, проанализировали взаимосвязь преобладающих стилистических направлений в дизайне жилого интерьера в целом и организации освещения.



Владислав Владимирович Савинкин в докладе "Свет и тень в процессе обучения архитектора-дизайнера" определяя свет и тень как два главных фактора, переживаемых архитектором-дизайнером в процессе всего творческого пути, зафиксировал методы обучения студента-проектировщика, ориентированные на ясность сознания, организованную среду, структурированное пространство, свободу высказывания. Масштабное понимание света как качества, открывающего человеку возможность постижения окружающей действительности, опирается в процессе обучения на конкретные проектные действия от анализа фабрик по производству осветительных приборов и оборудования до дизайн-проекта светильника с изготовлением его экспериментального образца. Последовательное описание методики создания светильника на 3 курсе будущими архитекторами-дизайнерами сопровождалось размышлениями и выводами об ориентирах и предпочтениях, стремлениях и инициативах, смыслах существования в профессии.





Денис Николаевич Макаров в докладе "Светодизайн - воспитание творческих способностей студентов" рассмотрел актуальный вопрос - обучение студентов-светотехников профессии «Светодизайн» на примере новой методики проведения лабораторных работ (семинаров), разработанной на кафедре светотехники НИУ МЭИ.



Наталья Владимировна Соседко в докладе "Дизайн световой среды храма-музея на примере домовой церкви при Третьяковской галерее Святителя Николая в Толмачах" подняла вопрос разработки световой среды храма, отвечающей требованиям музейного и канонам храмового освещения. В докладе были определены требования к электрическому освещению объекта, проанализировано световое пространство осветительной установки и режим аварийного освещения с помощью созданной модели осветительной установки храма в программной среде DIALux evo 8.1.



Вера Александровна Ворожейкина в докладе "Свет и цвет в формирование городской навигации Новосибирска" рассмотрела проблематику светоцветового состояния среды Новосибирска. Были затронуты области как функционального благоустройства, так и художественных приемов оформления города. В настоящее время крайне необходима разработка светоцветовой навигации в Новосибирске, учитывая специфику сибирского города - погодные условия, смену времен года и световой день. В мире существует целый ряд нерешенных проблем в изучении феномена светоцветовой навигации города, поэтому многоаспектный анализ в этой области является актуальным и перспективным.



Владимир Васильевич Виноградов в докладе "Световой объект как тема формообразования в дизайне ХХ века: эксперименты и образы" проанализировал воссоздание проектных посылок и макетную реализацию световых объектов на примере творческого опыта группы дизайнеров ВНИИТЭ.



Алексей Валерьевич Алтухов в докладе «Платформенные решения светоцветовой среды в условиях "Умного города"» рассказал о развитии «Умных городов», основанном на научно-технологических достижениях и личностном росте сообщества. Основой же «Умных городов» являются «Умные дома» с «Умными технологиями» базирующиеся на индустриальных платформенных решениях. Свет и цвет - основополагающие факторы, влияющие на здоровье, психическое состояние и работоспособность человека. Роль освещения, ориентированного на потребности человеческого организма и базирующегося на циркадных ритмах, постоянно растет. Автор предложил соединить биомедицинскую аналитику, получаемую от смартфонов с полихромным светодиодным освещением и полихромными ячейками Гретцеля на базе платформенного решения «Умного освещения», управляемого Искусственным интеллектом. Технологической базой платформы является полупроводник Нитрид Галлия - идеальный компонент для светодиодов, лазеров и встроенных транзисторов.



книги, МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, конференции, наука

Previous post Next post
Up