Московские брандмауэры

Apr 17, 2018 09:26




«Так уж исторически сложилось, что в Москве нет и не было недостатка в зданиях с пустующими торцевыми стенами, получившими по своему противопожарному назначению наименование брандмауэрных. В конце XIX века эти стены стали заполняться вывесками, рекламными плакатами и щитами, написанными масляной краской на деревянной основе или кровельном железе. В некоторых случаях рекламные сообщения наносили прямо на стену» - так я начал в 2006 г. статью «Московские брандмауэры» для будущей книги по истории наружной рекламы. С изданием книги поначалу не сложилось, но в журнале «Наружка» в июле 2007 года статья была опубликована. В 2011 г. ее продублировал ведущий отраслевой портал по наружной рекламе Signbusiness.ru. А два года спустя вышла и книга, недавно переизданная.
Сегодня мне хотелось бы по-другому взглянуть на этот рекламоноситель. Прежде всего, развести такие понятия как панно и брандмауэр. Все-таки это не одно и то же. Затем, разобрать типологические виды брандмауэров - по технологии изготовления и по характеру изображения (реклама, социалка, агитация, праздничное оформление и т.д.). Но рассматривать сегодня я буду только советский период, интересен он тем, что вопреки расхожему мнению, наружная реклама на брандмауэрах была в это время распространена повсеместно. И, главное, уже тогда сформировались практически все ныне известные ее виды.





Собственно брандмауэром может называться только такое изображение, которое размещено на торцевой брандмауэрной стене здания. Как уже было сказано выше, таких плоскостей в Москве с избытком было изначально. А в ходе постоянных реконструкций центра города, сопровождавших весь советский период, их количество многократно умножилось. Так, что в 1970-е годы перед Мосгороформлением была поставлена задача закрыть как можно больше этих малопривлекательных пустот.




В праздники изображения появлялись не только на торцевых, но и на фасадных стенах московских зданий. Это были агитационные или праздничные панно, разнообразные свето-динамические установки и портреты. Они могли закрывать собой окна на протяжении всех праздников. В дни проведения крупных спортивных мероприятий и международных фестивалей город оформляли так же, как и в большие праздники. Реклама и социальная информация на панно никогда не размещалась.
















На брандмауэрах размещали пять основных типов изображений:
1. Наглядная агитация и праздничное оформление;
2. Социальная реклама и информация;
3. Наружная реклама (к наружной рекламе относились и крупные брандмауэрные вывески);
4. Киноафиши;
5. Декоративные изображения.
Московская наглядная агитация состояла из двух больших частей. Первая, временная, размещалась только по праздникам. Вторая, постоянная, висела на своих местах непрерывно. Лишь по мере обветшания изображений их меняли на новые. Большую долю среди такой постоянной агитации занимали брандмауэры. Некоторые из них были выполнены средствами монументально-декоративного искусства.





































К социальной рекламе и информации относились изображения, размещаемые по заказу ГАИ, пожарной охраны, различных музеев, выставочных залов и т.д.











































Рекламу в советской Москве, так же размещали по заказу крупных государственных или городских организаций: Союзпечать, сберегательная касса, служба такси Мосавтолегтранса, Госстрах, Мосгорбытпрокат, Московский городской совет по туризму и экскурсиям «Турист», Мострансагентство и т.д.














































>






































Киноафиши представляли собой увеличенные плакаты с рекламой того или иного кинофильма показ которого ожидается в ближайшее время или уже идет в прокате.



















Декоративные изображения могли не содержать определенного информационного посыла, в этом случае их задача сводилась к простому декорированию фрагмента здания и, шире, участка городской территории.
















По характеру изготовления изображения на брандмауэрах делились на четыре больших группы. Практически каждый из вышеперечисленных типов изображений (агитация, социалка, реклама, декор) мог быть изготовлен любым из этих способов:
1. Изображение на фанерных щитах;
2. Изображение на тканной основе;
3. Изображение нанесенное непосредственно на стену здания (живопись, мозаика, сграффито, объемное изображение выполненной различными материалами и т.д.);
4. Сложные свето-динамические установки.
Наиболее распространенной в советский период технологией изготовления брандмауэров было составное изображение из фанерных щитов. Мозаика, собранная наподобие паззла, была относительно долговечна, проста в изготовлении, транспортировке и монтаже. В случае если на брандмауэрной стене здания имелись окна, в фанерных щитах выпиливались под них проемы. Иногда этот момент интересно обыгрывался художником.


































Изображения на тканной основе не имели видимых стыков, как у фанерных щитов. Но были менее долговечны, для их изготовления требовались площади больших залов, а для монтажа проведение более сложных высотных работ.













Изображения, нанесенные непосредственно на стену здания могли сохраняться десятилетиями, многие из них были выполнены на уровне высокохудожественных работ. Но имели высокую себестоимость и мало годились для рекламных компаний в силу сиюминутности последних.
















Светодинамические установки из всех видов праздничного и агитационного оформления города обладали наиболее сильным эмоциональным воздействием. Появились они еще в 1930-е годы, но стремительное развитие электронной и полупроводниковой техники, пришедшееся на конец 1960-х - 1970-е годы привело к созданию высоконадежных, бесконтактных устройств, с помощью которых достигались самые разнообразные светодинамические эффекты и более активно воспринимался текст световой информации. Светодинамические установки могли быть собраны на основе ламп накаливания, люминисцентных или газосветных ламп, как открытых, так и закрытых коробами или светофильтрами.
















агитация и пропаганда, праздничная иллюминация, наружная реклама, Москва, городская среда, праздничное оформление, городской дизайн, брандмауэры

Previous post Next post
Up