Я уже ставил этот чертеж в статье
"Строгановка на карте Москвы". Ажиотажа он не вызвал, а между тем, чертежик совершенно уникальный. Это одно из немногих, а может и единственное дошедшее до нас подробное изображение здания Ассигнационного банка на Мясницкой. Поправьте меня, если я не прав.
Вообще у историков и краеведов с этим домом много путаницы. Вот, например, что пишет знаток Москвы Петр Васильевич Сытин в своем труде "Из истории московских улиц":
«В начале XIX в. в доме № 24 находился Технологический институт, потом, с 1825 г., Строгановское училище технического рисования, названное по его основателю графу Строганову, владельцу дома».
Здесь сразу четыре фактических ошибки в одном предложении. Рассмотрим их:
1. Из "Журнала мануфактур и торговли", № 5 за 1825 год мы узнём, что в этом году Технологический институт был только основан и, судя по "Указателю жилищ и зданий в Москве или Адресная книга" 1826 года, спустя год после открытия Школы рисования продолжал благополучно существовать в стенах дома 24.
2. Строгановское училище действительно названо по имени основателя Школы, но не по владельцу дома. Владельцем дома в это время было Министерство финансов Российской Империи.
3. Позднее, с 1864 года, на этом месте расположилось не само Училище, а только художественно-промышленный музей, затем мастерские, младшие классы и доходные дома Строгановского училища.
4. Произошло это, как уже было сказано, не в 1825 году, а в 1864 г.
Вслед за Сытиным эту дезинформацию подхватили многие и многие краеведы. Некоторых смущала, так же оказавшаяся не верной, информация об открытии Школы рисования в доме № 43 по Мясницкой, и они отодвигали переезд Строгановки в дом № 24 на 1840-е годы, что не менее ошибочно.
Какова же действительная история этого здания? Насколько я понимаю, информации о том когда оно было построено не сохранилось. Известно, что всё владение принадлежало в 1742 г. генерал-аншефу В.А. Лопухину. Затем, с 1752 по 1760 год оно отошло к баронам Строгановым, сначала Сергею Григорьевичу, затем его сыну Александру Сергеевичу. По улице стояли палаты, за ними - сад с большим прудом, на берегу которого находилась беседка. Двор окружала каменная ограда с воротами по переулкам и по улице. Во дворе располагались людские покои и службы.
В 1760 году владельцем стал граф Петр Иванович Шувалов, сын которого - Андрей в 1768 году стал директором первого в Москве Ассигнационного банка, контора которого располажилась в доме Шувалова на Мясницкой, 24. С 1769 года Андрей Петрович Шувалов перестаёт быть владельцем дома, по прежнему оставаясь директором банка.
В 1864 г. было утверждено положение о «Художественно-промышленном музеуме» при Строгановском училище. Распоряжением императора Александра II была объявлена подписка на пожертвования для устройства музея, и тогда же отведено место со всеми строениями на Мясницкой улице, 24, где музею предстояло разместиться. Большие денежные пожертвования поступили от известного книгоиздателя и галериста К.Т. Солдатёнкова, с 1865 г. ставшего членом попечительского совета музея.
Немалые средства пожертвовали С.Т. Морозов, К.С. Попов, П.А. Смирнов и еще более сорока крупных промышленников своего времени. В основание музейной коллекции вошли образцы древнерусского искусства, собранные директором Строгановского училища Виктором Ивановичем Бутовским в экспедициях по старейшим русским городам. «Музеум воспитает и разовьет в наших ремесленниках и фабричных самобытное чувство изящного и... потому желательно, чтобы он имел главною задачею - ознакомить русских с оригинальным творчеством русского художества допетровских времен» - говорил Бутовский.
А вот автограф Бутовского:
Для посещения широкой публики «Художественно-промышленный музеум при Центральном Строгановском училище технического рисования» был открыт 17 апреля 1868 года. Первым директором музея стал В.И. Бутовский.
Музей состоял из трех отделений: художественного, промышленного и исторического. Первые два отделения составили ценные художественные произведения разных эпох, пожертвованные П.П. Вяземским, П.Н. Трубецким, Д.П. Боткиным и другими. Последнее, представлявшее наибольший интерес и посвящавшееся византийскому и древнерусскому искусству, составила та самая, собранная строгановцами, коллекция русских древностей. Со временем в экспозицию музея стали поступать экспонаты, выполненные самими студентами Строгановского училища.
Если посмотреть на генеральные планы Москвы 19 века, несложно заметить, что бывшее здание Ассигнационного банка выходило фасадом за красную линию Мясницкой улицы. Этот дом всё время мешал проходу и проезду и московские реконструкторы давно покушались снести его. Наконец это случилось, и в 1874-75 годах для музея прикладного искусства было построено новое здание, которое сейчас имеет адрес Мясницкая улица, 24/7, стр. 2 (архитектор Август Вебер). Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Но дом предназначался не только для музея, в нем проходили занятия младших классов Училища, а большую часть помещений сдавали в наем. Украшавшие здание орнаменты в «русском стиле» выполнены под руководством преподавателя Строгановки М.В. Васильева. Керамические украшения здания в основном сделаны руками студентов в мастерских училища. В 1880-83 годах на этом же участке было построено еще несколько корпусов, образующих целый комплекс доходных домов Строгановского училища.
Вот тоже, кстати, уникальная фотография. Мне не известны другие дореволюционные виды комплекса веберовских корпусов. Сейчас здание на переднем плане сильно перестроено.
В 1903 году на Мясницкой, ближе к Банковскому переулку было решено построить новый доходный дом (Мясницкая улица, 24/1). В 1906 году строительство было закончено. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля (преподававшего в Строгановке с 1896 г.) был возведен огромный дом-квартал с внутренним корпусом. Во дворе разбили зеленый сквер. Получился настоящий «дом-город» - с собственными котельной, электростанцией, гаражами, конторами, магазинами и т.д.
Здание украшено керамическими панно, выполненными в мастерских Строгановского училища по рисунку Шехтеля, при участии художника Ф. Ф. Федоровского, выпускника и преподавателя Строгановки. Примечательно, что над входом во внутренний корпус, обращенный на дворовый корпус Вебера, находится керамическое панно с вензелем Строгановского училища.
В статье использованы материалы из книги
"Строгановка: 190 лет русского дизайна"