Фанерный юбиляр. 40 лет афишному стенду

Feb 15, 2018 14:42



Десять лет назад я опубликовал этот материал на портале [kak).ru. Пришло время обновить текст и заодно напомнить о юбиляре дорогим читателям. Тем более, что как и в 2008 году, так и теперь, похоже, не только никаких торжеств не намечается, но даже простого упоминания о юбилее нигде не промелькнет. И это при том, что юбиляр наш дорогой понатыкан в Москве у всех на виду, почти на каждом перекрестке, у автобусных остановок, вдоль улиц и бульваров, на стенах и заборах. Впрочем нет, на стенах и заборах его теперь не размещают.


Бетонное основание, фанерный лист и металлические стойки, таков без малого уже сорок лет его облик. Облик брутального, но скромного символа столицы - афишного стенда. Не боясь ошибиться, можно утверждать, что этот долгожитель - самый старый рекламоноситель в Москве, единственный из ныне здравствующих, перешедший к нам из советской эпохи.
Понятное дело - у него есть своя история. На этот раз начну ее издалека, от предков нашего юбиляра. В Москве первые типовые афишные стенды появились в 80-х годах XIX столетия. В те годы они именовались не стендами, а рекламными витринами. Некоторые из таких витрин монтировали на стенах зданий, зачастую возле входа в магазин или лавку.



Но наибольший интерес для нас представляют стенды отдельно стоящие на границе тротуара и мостовой, декорированные в русском стиле. Это были достаточно крупные по размеру, застекленные планшеты в профильной багетной раме на круглом в сечении столбе-основании. Сверху стенд украшался треугольной крышей с прорезным узорочьем.



Позднее, к концу столетия, их место заняли афишные тумбы или афишные столбы, как их тогда называли. Что касается рекламных стендов, то в конце XIX - начале XX века и даже в первые годы советской власти (1917-1922) стали преобладать массивные конструкции, декором и формой восходящие к классическим традициям. Хотя и довольно скромные конструкции встречались.









В начале 1920-х годов стенды видоизменились, приняв упрощенную рациональную форму - двухметровый деревянный щит, обрамленный профилированной рамой и установленный на небольшом цоколе. Единственное украшение - трапециевидное навершие. Такие стенды просуществовали вплоть до сороковых годов.







На снимке 1927 года запечатлена конструкция, состоящая из трех деревянных щитов, соединенных в центральной точке и увенчанных треугольной в плане пирамидальной крышей. Похожие конструкции использовались и в 1960-е годы, только крыша к тому времени становится плоской и круглой, зачастую стенды стоят и вовсе без нее.



В 1935 году по решению Моссовета был основан трест «Мосгороформление». Год спустя, незадолго до своей кончины Рекламбюро Госторгиздата передало тресту целую сеть афишных стендов, разбросанных по всей Москве. Это были простые, деревянные щиты в деревянной же раме с небольшими пилястрами. Примерно такими же были и газетные стенды. Все эти стенды благополучно просуществовали до самой войны.



После войны некоторое время царствовали совсем простые деревянные стенды, без всяких украшательств. Многие из них провисели до 60-х годов.













Стенды Мосгорсправки, репертуара кино, театров и ДК проявляли больше фантазии.







В 60-х годах в центре города повсюду стояли металлические театральные и киношные стенды с ажурными завитушками, судя по всему призванными подчеркнуть особую историчность места и культурную составляющую предмета рекламы. Пожалуй, что в этом стенде наиболее отчетливо угадывались уже очертания нашего юбиляра - формат, материал и способ изготовления, характер крепления элементов конструкции.









Не менее были распространены предназначенные для развески афиш стальные строенные стендовые установки с круглой крышей или без нее.







Один из таких стендов образца уже 80-х годов еще 10 лет назад стоял близ станции метро «Калужская», неподалеку от ДК «Меридиан».



В 1966 году в Москве в эксплуатации состояло более 18 000 стендов для газет, печатной и другой рекламы, и тем не менее целые районы города, преимущественно новой застройки, не имели ни одной стендовой установки. Дело в том, что при проектировании новых районов, а также при реконструкции в сложившейся части города отдельных зданий и сооружений авторами проектов зачастую не предусматривались принципиальные решения их художественного и рекламного оформления. Отсутствовали закладные устройства, подводка питания и места для стендов.
К концу 1960-х конструкция типовых афишных и газетных стендов меняется - фанерный щит в раме из стальных профилей или трубок, вмонтированной в железобетонное основание. Щиты обрамляют анодированным алюминиевым профилем, закрепленным в свою очередь на стальной несущей раме с козырьком из стеклопластика. В случае, если стенд крепился к стене - стальная рама отсутствовала. Современные афишные стенды являются прямыми потомками этих конструкций.























Наступил 1978 год. Стендовое хозяйство Москвы заметно обновляется - город готовился к проведению Олимпийских игр. Управление городского оформления и рекламы (Мосгороформление) в соответствии с Решением исполкома Моссовета от 3 мая 1978 г. № 1332 «Об изготовлении стендов новой конструкции для расклейки газет, печатной рекламы и информации», основываясь на технической документации, разработанной мастерскими «Моспроекта-2», изготовляет стенды новой конструкции в следующей номенклатуре:
- стенд для газет;





- стенд «Репертуар кино»;



- стенд «Репертуар театров, концертов»;



- стенд информационный;



- стенд «Политплакат».





Стенды могли быть как двухстронними, так и односторонними для вывешивания непосредственно на фасаде здания.



Новые стенды устанавливают в соответствии с генеральной схемой их размещения, разработанной ГлавАПУ. Местами их установки в первую очередь стали основные магистрали центральной части города в пределах Садового кольца. Силами районных ремстройтрестов были устроены фундаменты стендов, подведено электропитание для их подсветки (в случае наличия таковой).



Часть новых стендов была оснащена световыми коробами - большими горизонтальными для газетных стендов и маленькими с буквами, из которых складывались вертикально расположенные слова - «кино» или «театр» для стендов соответствующей направленности. Параллельно им продолжали существовать старые стенды с рекламной информацией предприятий и частных объявлений, распространяемых через «Мосгорсправку», а также стенды «ВДНХ» и «Репертуар дворцов культуры и клубов».









Многие концертные залы и кинотеатры имели свои стенды индивидуальной конструкции, закрепленные непосредственно на стене здания. Так же размещали рекламу со своим репертуаром театры.



Указанный в номенклатуре «информационный стенд» и есть наш юбиляр, до сих пор мозолящий глаза на каждом перекрестке. Эта лапидарная конструкция стала детищем социалистического планового хозяйства и интернационального стиля, основанного на модульности и простоте.



В 1987 году Мосгорисполком принимает решение «О мерах по улучшению организации стендового хозяйства в Москве», которое в итоге вылилось в сооружение так называемых Центров информации. Они представляли собой своеобразные информационные островки, оазисы рекламы и информации, огороженные афишными, информационными и газетными стендами.









Такие оазисы просуществовали на московских улицах довольно долго и были разорены в середине нулевых. Хозяин стендов - ОАО «Московская городская реклама» - посчитал их расположение малоэффективным.



В 2005 г. «Мосгорреклама» - владелец огромной сети афишных стендов - перешла под управление компанией News Outdoor. Десять лет назад число рекламных поверхностей афишных стендов достигало почти 16 тыс. при более 8 тысячах конструкций стендов.







Курирующий в те годы рекламную деятельность в столице Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, постоянно требовал от Мосгоррекламы улучшить внешний вид стендов. В ответ дизайнеры ведомства разработали ряд проектов и, наконец, в 2007 году была предпринята первая попытка - на Цветном бульваре появились стенды новой конструкции. Однако нельзя было назвать ее удачной - «блины» в основании стенда придавали ему какой-то глупый вид.





Как раз в это время, в период 2008-2009 годов, Следственный комитет РФ обратили свой грозный взор на московскую наружную рекламу. В сентябре 2008 года прошли первые обыски в московском Комитете рекламы. Уже в декабре было возбуждено уголовное дело в отношении Владимира Макарова, председателя Комитета, по статье 286 ч. 3 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Сначала Макаров проходил по делу в качестве подозреваемого. Но 19 августа 2009 года Басманный суд Москвы вынес постановление о его аресте. Чиновник обвинялся в том, что в течение 2004-2007 годов, используя полномочия московского правительства, необоснованно предоставил 50-процентную скидку на размещение коммерческой рекламы фирмам «Мосгорреклама» и «Столица-М» (что в общем-то одно и то же). 15 февраля 2010 года Макаров был освобожден из-под стражи под личное поручительство председателя Мосгордумы Владимира Платонова, и уже на следующий день вышел на работу. Дело Макарова, в конце концов, было закрыто «в связи с истечением срока давности по данному преступлению», а сам он уволен в связи с реорганизацией столичного Комитета рекламы, информации и оформления.



Тем не менее, как только Следственный комитет возбудился на столичную наружку, крепкая до того момента дружба московских рекламных чиновников с News Outdoor и принадлежащей ей «Мосгоррекламой» закончилась. 18 декабря 2009 года Комитет рекламы вынес решение об аннулировании разрешений на установку афишных стендов «Мосгоррекламы» и потребовал демонтировать конструкции. Комитет ссылался на поправки к закону «О рекламе», вступившие в силу с 1 июля 2008 года, согласно которым оператор имеет право размещать конструкции на участке, находящемся в государственной собственности, только после проведения торгов, которых, понятное дело, с «Мосгоррекламой» не было, ведь стенды принадлежали ей исторически десятки лет. Весной 2012 года, после череды судебных препирательств между принадлежащим News Outdoor ОАО «Мосгорреклама» и столичным Департаментом СМИ и рекламы, все афишные стенды в столице были демонтированы.



Но на этом жизнь афишного стенда не закончилась. В 2014 году в Москве появились стенды нового поколения, установкой которых теперь ведает другой рекламный долгожитель - питерское «Художественно-производственное объединение», созданное аж в 1933 году в результате слияния комбината «Ленгороформление» и Театрального комбината.





На текущий момент ОАО «ХПО» имеет в Москве почти 5000 афишных стендов. Надо признать, что дизайн их хотя и несильно изменился, но явно приобрел питерский лоск.

Москва, наружная реклама, Мосгорреклама, история рекламы, Мосгороформление

Previous post Next post
Up