Минздрав предупреждает!

Jan 29, 2018 01:13



Этот текст был написан для книги «Наружная реклама Москвы: история, типология, документы», но ни в первое, ни во второе издание не вошёл. А со временем и вовсе затерялся и был забыт. Но вдруг нашёлся, вот я и подумал, пусть здесь повесит.

Прежде всего, надо присоединиться к доброжелательному предостережению Минздрава, напомнив дорогим читателям: «курение вредит вашему здоровью».
Теперь же следует сказать, что в былые времена на Руси табак не курили, даже и не нюхали, и не жевали. При царе Алексее Михайловиче это занятие каралось телесными наказаниями, а еще раньше - при Михаиле Федоровиче - было запрещено под страхом смерти. И лишь при царе-реформаторе Петре I вместе с многочисленными новшествами, такими как европейские платья и парики, бритье бород и введение юлианского календаря, появился и табак.
Торговля табаком долго была прерогативой государства, и все кто покушался на эту привилегию, подвергались суровому наказанию: «А для всяких чинов в городах и уездах ведения чтоб табаком корчем (беспатентно, тайно продаваемым - А.С.) не торговали, и себя б в корчемное раззорение тем не вводили».
Поскольку заведения, где велась торговля табаком были в государственном подчинении, то оформлялись они строго по предписанию чиновников в ведении которых было наблюдать за прибылью в казну от табачной торговли. Именно по этой причине в 1749 году Камер-коллегия, ведавшая казенной торговлей вина и табака, издала указ запрещающий малевать на стенах домов или отдельных досках примитивные картинки, ограничившись надписями: «В сем доме питейная продажа; В сем доме табашная продажа», «а других никаких непристойных знаков не выставлять».


Как бы то ни было, табакокурение не стало повальным увлечением ни при Петре, ни довольно продолжительное время после его смерти. Первая волна табачного бума в России пришлась на начало XIX века и захлестнула она всё больше солдатскую братию и простолюдинов, что отразилось на вывесках табачных лавок, которые по свидетельству Фёдора Дистрибуенди в 1835 году выглядели так: «по большей части изображаются по бокам две большие, желтые банки, надобно подразумевать с нюхательным табаком, а между ними сидит мужчина или мужик, как хотите, одетый подобно Арлекину или как паяц, каких мы видим в балаганах; он преважно трет в горшке табак. Внизу вывески надпись: табашная лавка».
На некоторых, из этих вывесок можно было заметить «над банками картузы с курительным табаком под литерами Р.А., а на некоторых на крест положенные гитары», потому как во многих табачных лавочках продавались тогда балалайки и свирели, «эти заунывные флейточки, забава мальчишек и московских школьников». Но мальчишки выросли, а привычка наведываться в табачную лавку осталась. Не солидно же теперь довольствоваться свирельками! Вот они и покупают табак.



Спустя непродолжительное время, во второй половине XIX века, по свидетельству практика-самоучки, изобретателя живописных вывесок П.Н. Коваленко, на вывеске табачных лавок почти обязательными стали другие изображения: «на одной стороне двери красавица турчанка курит кальян, а на другой звероподобный турок с большой трубкой».





По свидетельству художника кино Якова Ривоша в конце ХIХ столетия весьма красочно выглядели «витрины табачных магазинов, заставленные множеством разноцветных коробок и табачных упаковок с этикетками русских и иностранных фирм, большими коробками с папиросными гильзами (в то время многие курильщики сами набивали папиросы). В центре ставили турецкий кальян, а порой вырезанную из дерева голову турка в чалме либо фигуру одалиски; в рот им вставляли настоящую папиросу. Нередко такие витрины украшали сделанные в половину натуральной величины головы европейца, негра, китайца и индейца. Все они дружно "курили" папиросы, которые здесь рекламировались.



Фирма "Колобов и Бобров" держала штатного стихотворца, который рекламировал в стихах папиросы фирмы, умело вкрапливая в текст не только названия сортов папирос, но даже их цену. Произведения этого "поэта", писавшего под псевдонимом "Дядя Михей", печатались крупным шрифтом и выставлялись в центре витрины. "Дядя Михей" весьма оперативно откликался на злободневные события, особенно во время войны, и его вирши привлекали внимание прохожих».



Позднее на вывесках табачных магазинов и сигарных заводов рисовались упитанные американцы, датчане или негры, попыхивающие сигарами.



В начале XX века, на следующей волне распространения курения, табачную торговлю указывают всё больше шрифтовые вывески. Единственно, что могло бы тогда внести в них разнообразие, это медали и гербы.







Появление эмансипированных дам с папиросками фиксировалось на витринных плакатах.



С распространением рекламы и увеличением её размеров появились крышные установки с рекламой табака.





После 1917 года образ куряки с самокруткой в зубах возводится в ранг канонического революционного героя, потому и немалое место в наружной рекламе занимает реклама табачных изделий: «Нами оставляются от старого мира только папиросы "Ира"!», «Папиросы "Шутка" не в шутку, а всерьез: вкусней апельсинов, душистей роз!», «Любым папиросам даст фор "Герцеговина флор"» и др.







В годы нэпа проектируются специальные переносные лотки для продажи табачных изделий.



А в 1923 году для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки по заказу Махорочного синдиката архитектор-модернист Константин Мельников проектирует павильон «Махорка», ставший одним из самых первых примеров архитектуры советского авангарда и первой из реализованных построек Мельникова одновременно.





Позднее распространились стандартные табачные киоски с типовой вывеской - «ТАБАК».









А образ таинственного джигита с пачки «Казбека», скачущего во весь опор на лихом скакуне, становится почти метафорическим.



В 1990-х годах джигита заменил другой наездник - американский ковбой.



А в витринах Политехнического музея неожиданно возникли картонные образы из прошлого столетия.



В начале XXI века новая волна эмансипации снова, как и сто лет назад, вынесла на рекламу… курящую женщину (элегантно и жутко).



Но длилось это недолго, Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. с 1 января 2007 года любая наружная реклама табачных изделий, на наше счастье, запрещена.

наружная реклама

Previous post Next post
Up