Вернувшись с презентации выставки "Город и люди", открытие которой запланировано на завтра, спешу поделиться подробнейшим фотоотчетом. К 870-летию Москвы Третьяковка заготовила выставочную трилогию, начало ей было положено 8 сентября экспозицией выставки "Москва сквозь века", я уже показывал краткий отчет с этой выставки. Там главное внимание было уделено иконографии города - от образов Москвы в иконописи XVII века и пейзажных видов Федора Алексеева до поисков "формулы Москвы" художниками ХХ столетия. Вторая часть трилогии - "Сохраненные святыни Москвы ушедшей..." показывает произведения декоративно-прикладного искусства фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Третьяковки - одного из самых закрытых запасников музея. Сегодняшняя, последняя выставка трилогии "Город и люди. Москва в графике ХХ века", в отличие от первой части, уже отражает личный подход художников, показывает какой они видели столицу прошедшую через годы революции и нэпа, войны и большого террора к эйфории времен оттепели. Графика боится света, по этой причине работы показанные на выставке редко выставляются, многие вообще показаны впервые.
Приведу информацию из пресс-релиза: «Выставка "Город и люди. Москва в графике ХХ века" продолжает серию проектов Третьяковской галереи, посвященных 870-летию столицы, и проходит в рамках выставочного проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники". Выставка, представленная в Новой Третьяковке, основана на собрании музея и охватывает период с 1920-х до 1980-х годов. Многие произведения экспонируются впервые.
Именно графика, как наиболее динамичный вид искусства, с наибольшим количеством деталей и нюансов запечатлела стремительный процесс изменения Москвы в ХХ веке. То новое, что возникало в облике столицы в 1920-е годы, нередко становилось предметом многократного изображения - Радиобашня Шухова, Мавзолей В.И. Ленина.
В начале 1930-х годов многих художников привлекали возводимые на глазах москвичей масштабные проекты - здание Совета Труда и Обороны, гостиница "Москва", кинотеатр "Ударник", а также Парк культуры. Прифронтовой период представлен в гравюрах И.А. Соколова и в известных графических листах А.А. Дейнеки. В тот же период в работах Т.А. Мавриной образ Москвы сопрягается с характерным для этой художницы праздничным восприятием окружающего мира, яркие краски которого она запечатлела даже в трудное военное время.
Образ послевоенной Москвы исполнен особого старомосковского уюта. Зрителям того времени эти работы с любимыми местами, несомненно, дарили ощущение радости и тепла. Виды Москвы у мастеров эпохи оттепели приобрели своеобразный широкоугольный ракурс. Именно тогда город начал неуклонно расти. В поле зрения мастеров все чаще попадала обновляющаяся столица с толпами москвичей, исполненных энтузиазма и желания перемен. Настоящее и будущее представлялись исполненными геометрической ясности и одновременно весенней свежести и новизны».
Открытие выставки. Выступают кураторы и организаторы:
Экспозиция: