Пьетро ди Готтардо Гонзага

Aug 03, 2017 20:10



Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

Пьетро Гонзага, именуемый в России Петром Фёдоровичем, родился 25 марта 1751 в итальянском городе Лонгароне. До своего прибытия в Россию, он уже был вполне состоявшимся театральным художником, за его плечами имелось более 411 постановок в театрах Ла Фениче в Венеции, Арджентина в Риме, Ла Скала в Милане, Сант-Агостино в Генуе. В 1792 году Гонзага, по приглашению князя Николая Юсупова, приезжает в Петербург, где становится декоратором императорских театров. Позднее, в 1810 году, Юсупов поручил ему проект театра для усадьбы Архангельское, только что им приобретенной.




В 1797 году венчался на царство император Павел I. Чин коронования Павла I во многом отличался от всех предыдущих, впрочем, изменения эти сколько-нибудь существенного влияния на оформление городских пространств не оказали и относились, главным образом, к богослужебным текстам и церемониалу коронования в Успенском соборе Кремля.





Подготовкой коронации Павла I (как, позднее, и Александра I, и Николая I) руководил верховный маршал князь Николай Юсупов. Именно Юсупов пригласил для выполнения работ по проектированию триумфальных арок, оформлявших путь "торжесвенного вшествия в царственный град Москву", итальянского декоратора и архитектора, первого театрального художника в современном смысле слова Пьетро ди Готтардо Гонзага.







Николай Юсупов - библиофил, владелец крупной коллекции античного и современного искусства, был лично знаком со многими европейскими художниками, писателями и философами. Возглавлял Московскую экспедицию в Кремле, Оружейную палату, заведовал Эрмитажем в Петербурге. Позднее, по его протекции известный итальянский декоратор поручил должность главного художника императорских театров.







Последователь палладианства, в оформительской практике Гонзага твердо следовал системе строгого классицизма. Именно классицизм и стал определять стилистику коронации Павла I и двух последующих императоров.







Сила таланта Гонзага-декоратора, ставшего первым среди равных, была столь велика, что русское общество на рубеже XVIII-XIX веков оказалось в плену у театра. «Чудные декорации Гонзага, - писал Михаил Пыляев, - заставляли зрителя забываться и поражали удивительным соблюдением перспективы и необыкновенной прелестью композиции».





В России в конце XVIII века ведущим направлением в искусстве был классицизм, и Гонзага, отказавшись в своем творчестве от фантастического жанра, легко вошел в жизнь русского искусства. Он стал декоратором-перспективистом, но в отличие от мастеров барокко изображал на сцене реальный городской пейзаж и реальную архитектуру. Первые же работы в России принесли ему ошеломляющий успех, «заставив всех восхищаться его кистью и разумом», виртуозным мастерством иллюзорной сценической живописи.





В русском оформительском искусстве эпохи классицизма Пьетро Гонзага занял центральное место, по заказам императорской фамилии он оформлял маскарады, балеты, театральные постановки, торжественные церемонии в Большом (Каменном), Малом и Эрмитажном театрах Петербурга, в Гатчине, Петергофе, Павловске, Царском селе. В Петербурге Гонзага лично писал декорации к мелодраме с балетом «Медея и Ясон» для комнатного театра вдовствующей императрицы Марии Федоровны (1819).







Кроме того, он проектировал английский парк Павловского дворца, роспись Тронного зала, Елизаветинского и Розового павильонов парка, создал планы императорского Эрмитажного театра (построенного Кваренги), работал над проектами триумфальных арок в Москве в эпоху коронаций и празднования победы 1812 года.





Гонзага участвовал в оформлении трех подряд коронаций: императоров Павла I, Александра I и Николая I, оформлял траурные похоронные процессии Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I, бракосочетания великой княжны Анны Павловны и Вильгельма, принца Оранского и др.










В 1828 году был уволен со службы в Императорских театрах «на пенсию», продолжая архитектурно-декоративные работы в Павловске. Величайший мастер классицизма конца XVIII в., Гонзага стал «последним представителем великого итальянского искусства перспективы».
Незадолго до смерти Гонзага написал две книги - «Свет в приложении к театральным декорациям» и «Музыка для глаз, или Театральная оптика», впервые изданные в России в 1974 году. «Следуя врожденному влечению я усвоил привычку называть "музыкой для глаз" все зримые украшения», - писал Гонзага.



Пьетро ди Готтардо Гонзаго умер от холеры в Петербурге 6 августа 1831 года. Похоронен на холерном кладбище. Захоронение не сохранилось.

Москва, Санкт-Петербург, праздничное оформление, грант президента, личности

Previous post Next post
Up