Корпоративные вечеринки на природе, в кабаках или прямо в офисе стали неотъемлемой частью корпоративной, с позволения сказать «культуры». И вообще, они чрезвычайно необходимы для правильного позиционирования бизнеса. А каково арендовать под корпоративчик Красную площадь? Сейчас, пожалуй, такое трудно представить, а между тем в 1999 году это событие имело место быть.
Это было в те незапамятные времена, когда Куснерович еще не стал полновластным хозяином ГУМа и фестиваль "Черешневый лес" еще не придумал. Хотя описанное мероприятие, пожалуй, можно считать предтечей этого фестиваля.
Итак, 3 сентября 1999 года, в 19 часов на Красной площади, напротив ГУМа стартовала торжественная акция, приуроченная к открытию магазина «ГУМ-Артиколи». Событие малозамеченное, плохо освещенное в прессе и на телевидении, тем не менее прошло с широким размахом и носило характер явления неординарного и заметно выдающегося из привычной череды московских будней. Открытие магазина, банальное по сути дела событие, было превращено в настоящую крупномасштабную дизайн-акцию, явление историческое, по словам организаторов - совладельцев предприятия. Примечательно, что впервые с 1931 года был открыт главный вход в ГУМ со стороны Красной площади. Собственно здесь - перед центральными дверями и состоялись все основные события и гуляния, закончившиеся поздно вечером в здании ГУМа буфетом и раздачей подарков.
Характер средового поведения неотделим от пространственной организации и предметного наполнения среды. Отталкиваясь как раз от этой идеи, организаторы праздника попытались создать не просто привычное «семейное торжество» или народное гуляние, а построить модель определенного поведения, соответствующего историческому окружению, окрасу и назначению мероприятия. Именно это и определило характер прошедшего события, как дизайнерской акции. Сценарий праздника, направленный на воссоздание духа и атмосферы 20-30-х годов, - времени открытия ГУМа, включал элементы и проектные блоки, встречающиеся в такого рода мероприятиях, а создание концептуального проекта такого многопланового явления как праздник, возможно лишь на пересечении нескольких областей искусства и дизайна, тесно переплетенных между собой и спаянных общей идеей.
Режиссура, костюмы, звуковое и световое оформление, графический дизайн, пластика и хореография и многие другие проектные блоки, нашли материальное воплощение в торжественном спецмероприятии, организованном руководителями ГУМа и галереи «Боско ди Чильеджи» - отцами-основателями магазина «ГУМ-Артиколи». А в «плоть» все это было облачено стараниями дизайнера А.Н. Полянской.
«Застрельщиком идеи концепции проекта выступила группа розничных торговцев-концессионеров под руководством инженера Куснировича М.Э. Необходимо отдать должное членам правления торгового гиганта столицы во главе с экономистом Вечкановым В.Л., не зарубившим изначально предложенную идею, а, наоборот, творчески углубившим ее неусыпным авторским надзором» - вещал «Гумовский листок», газета, специально выпущенная к событию. Она, кстати, достойна отдельного рассмотрения.
Оформленная в стилистике конструктивизма, с элементами графики Родченко, выдержками из газет того времени и специально написанной передовицей, трубящей о «большом открытии большого магазина» в «бодрящем революционном духе», эта газета оставляет ощущение довольно странного гротескного «прорыва во времени» - из лихорадочного прошлого в не менее неспокойную постмодернистскую реальность.
Итак, перед гостями, входящими Воскресенскими воротами или со стороны набережной Москвы-реки, а так же прибывающими на личном транспорте по улицам Никольской, Ильинке и Варварке (часть Никольской ул. и Ветошный пр. отведены под стоянку автотранспорта), открывалась праздничная панорама Красной площади и протянувшегося вдоль нее здания бывших Верхних Торговых рядов.
«Перед трибуной почетных гостей, которым посчастливилось получить волнительный пакет с сургучными печатями и присутствовать на столь эпохальном мероприятии, имеющем приставку «спец», во всем великолепии предстает архитектурное творение профессора Померанцева А.Н., оформленное в эстетике годов зарождающейся Новой Экономической Политики, годов открытия ГУМа» - сообщал «Гумовский листок». В качестве означенных оформительских элементов использованы увеличенные до гигантских размеров плакаты Родченко и лозунги Маяковского, совместно оформлявших ГУМ в начале его торговой деятельности под этим названием. «Приезжий с дач из городов и сел - нечего в поисках трепать подошвы. Сразу в ГУМе-Артиколи найдешь все. Аккуратно, быстро и дешево!», «Хватайтесь за этот спасательный круг! ГУМ - все для всех. Доброкачественно, дешево! Из первых рук!» - гласили лозунги.
Из репродукторов непрерывным потоком лилась танцевальная музыка 30-х: танго и фокстроты, румба, пасадобль и слоу-фокс сменяли друг друга, лишь на мгновения прерываемые торжественными агитационными включениями ведущего и именитых гостей, блещущих красноречивыми поздравлениями и радостными приветствиями. Среди гостей были замечены журналист Леонид Парфенов, актеры Олег Янковский и Дмитрий Певцов, адвокат Михаил Барщевский, телеведущая Арина Шарапова и многие другие. Громогласно звучали любимые стихи и песни.
Подъехала старинная пожарная машина с целой командой пожарных в блестящих металлических касках, автомобиль скорой помощи (мало ли, что случится) и черный ландо с группой вооруженных чекистов с красными повязками. Повсюду сновали красноармейцы с винтовками, девушки-комсомолки в красных косынках вручали гостям флажки и значки, лотошники в картузах и серых фартуках предлагали бублики и петушки, мальчишки в косоворотках навыпуск зазывали разбирать газеты: «Подходи, налетай! «Гумовский листок» - самые свежие новости!». Уличные торговки в белых чепчиках и фартуках раздавали мороженное и кружки с праздничной символикой, в которые тут же наливали половниками глинтвейн и какао из больших металлических бидонов. Красная площадь, оцепленная нарядами милиции, на время закрытого мероприятия превратилась в маленький островок коммунизма - все было бесплатно и без ограничений.
С краю примостился чистильщик обуви в тюбетейке. В национальных костюмах расхаживали гости из Союзных республик. Перед входом на небольшую площадку с трибуной, огороженную сигнальными лентами, стояли красноармейцы с винтовками, они отрывали от пригласительного билета контрольные листки, играющие роль мандата и накалывали их на штык, тут же гостям выдаются «заряды» - шампунь «Жан Поль Готье» в прозрачной пластиковой упаковке. Рядом кумачевый транспарант - «Держи заряд! Жан Поль Готье / француз».
Далее в духе репортажа: «атмосфера годов дерзаний и свершений заполняет площадь. Рабочие и крестьяне, служащие и учащиеся, милиционеры и уличные торговки, рабфаковки и пожарные, командиры строек и армий - плечом к плечу ожидают Парада, Буфета и Подарков» - продолжал «Гумовский листок». Как принято говорить в таких случаях - все находятся в волнительном ожидании.
Но вот, наконец все гости собрались. На часах - 20.00. Диктор объявляет о торжественной смене караула. Музыка замолкает, звучат Кремлевские куранты и два солдата в сопровождении разводящего медленным шагом приближаются к центральному входу. Здесь, после небольшой церемонии, они сменяют выставленный караул, который столь же торжественно удаляется в противоположную сторону. Тут же появляется красноармейский духовой оркестр с облаченным во френч дирижером во главе, и проходит перед зрителями под звуки бравурного марша.
Вслед за этим, с противоположных сторон здания ГУМа неспешно выкатывают навстречу друг другу два мотоцикла, оснащенные колясками. На одном, с надписью «ГУМ» - директор «Общества ГУМ» В.Л.Вечканов, на другом, с надписью «Артиколи» - председатель «Товарищества «Боско ди Чильеджи»» М.Э.Куснирович. Оба одеты по моде 20-х годов.
Сотрудники ГБ и белоснежные милиционеры зорко следят за правопорядком. В центре мотоциклы встречаются и «товарищ главнокомандующий» рапортует о принятии парада. После чего спешившееся партнеры-вкладчики удаляются на трибуну и продолжают наблюдать за дальнейшими событиями.
Снова появляется духовой оркестр или, точнее, судя по происходящему на небольшом пятачке между центральным входом и импровизированной трибуной - оркестр песни и пляски, его сменяют десятки молодых, розовощеких физкультурников и физкультурниц, синхронно проделывающих гимнастические упражнения. То тут, то там появляется фотограф со старинным фотоаппаратом на треноге и магниевой вспышкой, голубой дымок поднимается над площадью. Физкультурники выстраивают пирамиды различной конфигурации и декламируют «Левый марш» Маяковского. Жить стало веселее. Выносится знамя Российской Федерации, корректирующее реальность происходящего.
Вслед за этим физкультурники удаляются и диктор радостно объявляет о начале парада действующих моделей косметики и парфюмерии. Первой проносится модель духов «Красная Москва», представляющая собой гигантский дезодорант с не менее внушительной резиновой грушей. Несколько человек усиленно выкачивают воздух из груши и брызги духов разлетаются в публику. Крики восторга. Перед собравшимися в радостных перемещениях, стройной шеренгой проходят гипертрофированные действующие модели мыла, пудреницы, дамской сумочки, губной помады и многие другие предметы парфюмерно-косметической и галантерейной промышленности. Завершается торжественное действо выносом транспарантов с названиями предприятий-производителей входящих в галерею магазинов «Боско ди Чильеджи».
В кульминационный момент торжественного шествия, сопровождающегося жизнерадостными комментариями ведущего, из верхних этажей ГУМа сыпятся агитационные листовки со «спасательным кругом» Родченко. Бурные аплодисменты, овации, крики: «ура!», в небо взметается море красных флажков. Товарищи Куснирович и Вечканов приглашают гостей приблизится к центральному входу, торжественное разрезание красной ленты, открываются двери и толпы гостей плавно устремляются внутрь, через вращающуюся швейцарско-голландскую дверь, имеющую пропускную способность 4 человека в секунду, при крутящем моменте 43201 оборота в день. Приветственные слова руководителей, клики одобрения, феерическая, нет - циклопическая иллюминация.
Внутри нас ожидает уже совсем иная атмосфера. Работники и работницы магазина в строгих костюмах встречают гостей. Все организовано в лучших традициях Европейских пассажей и общественных центров. Здесь, посреди пешеходного пространства играет на рояле музыкант, окруженный оживленно беседующей публикой. Вокруг фонтана вежливые официанты угощают гостей шампанским со льдом, повсюду расставлены столы с фруктами и другими угощениями. Открыты магазины, вручаются подарки. Торжественный прием.
Так к чему это я? Гумовская акция интересна прежде всего своим размахом и детальной проработкой сценария и антуража. Это и недостижимая планка для организаторов корпоративов и пример для городских властей, не очень понимающих, как надо устраивать городские праздники и гуляния. Средовая поэтика поведения опирается здесь на набор достаточно расхожих и, даже, в какой то степени клишированных образов и ситуаций, но это не является слабой стороной программы, как может показаться на первый взгляд.
Приемы «поэтизации» поведения, использованные в сценарии, далеки от реальной ситуации 20-х годов. В то время еще многое из дореволюционного продолжало, как бы по инерции, существовать, а усиленно насаждаемое новое носило ярко выраженный агрессивный характер. Преднамеренно создаваемый чудаковатый, «кинематографический» образ «нэпманских» времен, оказывается ближе и понятнее современному человеку.
Играть, так играть. Зритель, ставший участником театрализованного, художественного действа разворачивающегося в реальной городской среде, видит до боли знакомые образы и ситуации, слышит привычные, некогда набившие оскомину слова и лозунги и уже сам прогнозирует дальнейшее поведение, становясь непосредственным соавтором организаторов праздника. Здесь важное место занимает элемент «узнаваемости», моментально вызывающий ответную реакцию зрителя - улыбки и уже осознанную включенность в игру.
Впервые статья была опубликована в журнале "Петербургский рекламист", № 5, 2003.