Братья Стенберги

Jun 20, 2017 23:03



Статья подготовлена в рамках реализации культурно-исследовательского проекта по гранту президента РФ "Искусство праздничного оформления города. История и современность".

Братья Стенберги родились в Москве в семье шведского художника Иоганна Карловича Августа Стенберга, приехавшего в Россию в 1898 г. для оформления Нижегородской ярмарки. День рождения Владимира Стенберга - 4 апреля 1899 г., Георгия - 7 октября 1900 г. В 1912 г. братья поступили в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где обучались чеканке, росписи по эмали и фарфору, позднее на отделении театрально-декорационного искусства у В. Е. Егорова, П. В. Кузнецова, А. С. Янова. Учась в Строгановском училище, Стенберги работали с отцом по его заказам. Главным образом, это были работы по декоративной отделке и росписи интерьеров.
Затем после революции до 1919 г. продолжили обучение в первых Государственных свободных художественных мастерских на отделении монументальной живописи, скульптуры, архитектуры и графики у Г. Б. Якулова. Именно в этот период началась совместная работа братьев над плакатами, праздничным оформлением города и оформлением выставок. Братья проектируют цветоконструкции, индустриальные модели, афиши.




Братья участвовали во многих художественных объединениях, таких как ОБМоХу (1919-1920), ИнХуК (1921-1924), «Октябрь» (1928). Выставлялись в кругу художников авангарда с 1919 года, в 1922 - на Первой Русской выставке в Берлине, в 1925 - на всемирной выставке в Париже, где получили серебряную медаль по разделу театрально-декорационного искусства. Начиная с 1922 г., Стенберги оформляли спектакли Александра Таирова в Камерном театре.



Более всего Стенберги известны как мастера плаката, создавшие свой новый стиль плакатного искусства. В 1924 г. они стали штатными плакатистами «Совкино» и менее чем за 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к советским и зарубежным кинофильмам. В это время, в период 1923-1935 годов, братья примыкали к литературно-художественному объединению Левый фронт искусства (ЛЕФ).





В период 1928-1932 гг. были главными художниками Днепростроя. В 1928-1933 гг. - главные художники ЦПКиО им. М. Горького. В 1928 году к открытию ЦПКиО братья участвуют в оформлении павильонов оставшихся от Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве, разрабатывают проекты фонтанов и фонарей в парке («ландышевая аллея»).



В начале 30-х годов вместе с профессиональными режиссерами Стенберги участвовали в постановках массовых карнавалов под открытым небом в ЦПКиО им. М. Горького в Москве. Их организация предполагала соединение разнообразных, умело создаваемых профессиональными режиссерами и художниками игровых и зрелищных ситуаций, происходивших одновременно в разных участках парка. Все это создавало ощущение необычайного красочного калейдоскопа, грандиозного спектакля.
В 1930-1933 гг. братья преподавали в архитектурно-строительном институте на кафедре рисунка и проектирования. Менее известно о работах Стенбергов в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников. Стенберги участвовали в конкурсе проектов Дворца Советов, где их проект был отмечен премией. Кроме того, они воплощали в графике проекты таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.



В 1933 г. Георгий Стенберг погиб в автокатастрофе. Владимир Стенберг считал, что авария была устроена сотрудниками карательных органов, слишком много свободы позволяли себе братья, Георгия хотели припугнуть, но все закончилось трагически.
После смерти брата, с 1935 г. Владимир Стенберг работал художником на Всесоюзной сельско-хозяйственной выставке. Начиная с 1941 г. был главным художником Музея В. В. Маяковского в Москве, оформлял выставки и музеи во многих городах Советского Союза. Кроме того, Владимир Стенберг был главным художником Моссовета, работал в театрах по оформлению спектаклей.
В 1941-1945 гг. Владимир Стенберг создает плакаты для фронта, работает над маскировкой центральной части Москвы, а после войны в период 1949-1952 гг. был главным художником треста «Мосгороформление». В это же время создавал диорамы.





Еще в первые послереволюционные годы братья приступили к участию в оформлении массовых советских празднеств. В 1928 г. по результатам конкурса на лучшее праздничное оформление Красной площади к 7 ноября, Первая премия была присуждена братья Стенбергам. Самое парадоксальное - не смотря на то, что в это время братья еще имели шведское гражданство, Владимир и Георгий стали главными художниками-оформителями Красной площади ко всем праздничным торжествам.







Именно Стенбергам принадлежала идея перенести основное оформление Красной площади со стороны Кремлевской стены на фасад ГУМа, они же разработали пространственно-силуэтную и цвето-световую структуру оформления, ставшую затем традиционной. Впервые на здании ГУМа крупным планом был введен портрет Ленина.



Тогда же, в 1928 г. впервые на Лобном месте была установлена скульптура Николая Кузнецова «Интернациональная солидарность», созданная как деталь комплексного оформления площади. В дальнейшем, вплоть до 1940-го года скульптура в различных вариациях устанавливалась на этом месте почти к каждому празднику. Изготовлена она была из легких временных материалов - фанеры и ткани.





С середины 20-х годов оформление колонн демонстрантов приобрело больше значение. Стенберги создавали праздничный образ колонн не только чисто декоративными способами, но и путем привлечения технических новшеств из современного индустриального обихода, шествие сопровождали легковые автомобили и грузовики с эмблемами, гирляндами разноцветных лампочек, прожекторами; на их платформах устанавливались огромные щиты с фотомонтажными композициями или экраны, на которых мелькали световые диаграммы, «живые картины», теневые подвижные изображения заводов, кранов, тракторов, локомотивов и т.п. Экранные зрелища сопровождались музыкой, дикторским текстом, усиленными радиодинамиками.







Братья Стенберги проработали праздничный декор улиц и площадей в соответствии с архитектурными объемами, продумали и осуществили целую систему праздничного оформления зданий и городской среды в целом. В 1931 году в канун празднования XIV годовщины Октября, оформительские работы охватили почти всю Москву. Журнал «За пролетарское искусство» сообщал: «Для усиления освещения улиц предполагается использовать оставшиеся церкви и колокольни путем установки на них прожекторов и бегающих световых реклам. По проекту братьев Стенбергов основной принцип оформления улицы должен идти по линии организации света. Поэтому они и предлагают все дома на Арбате выкрасить в серый цвет, а окна, рамы и двери - в черный цвет».





Владимиру Стенбергу помимо Красной площади и ЦПКиО принадлежало торжественно-праздничное оформление почти всех важнейших событий в жизни страны, отмечавшихся в столице в 30-е годы. Он украшал московскую трассу во время встречи челюскинцев, экипажей Валерия Чкалова после беспересадочного перелета в Америку, Марины Расковой.



В 1934 г. Владимир Стенберг создает новый проект оформления Красной площади, основанный на предыдущей разработке. Главным отличием этого проекта стало введение вместо алых стягов с лозунгами, развернутых в плоскости декоративных знамен в центральной части ГУМа и на здании Исторического музея. Этот проект сохранялся без существенных изменений вплоть до 1947 г.





Проекты торжественно-праздничного убранства Красной площади, выполненные Стенбергами несли в себе заметные черты эксперимента и новаторства. Художники пытались преодолеть разрыв архитектурных стилей Красной площади и объединить в цельном ансамбле здания ГУМа, Исторического музея, Кремля и храма Василия Блаженного. Связующим элементом стало изображенное ими ступенеобразное расположение декоративных знамен на металлических конструкциях. На расстоянии они производили впечатление гофрированных, как бы развевающихся на ветру - этот эффект создавала скрытая подсветка знамени или лозунга, расположенная на каждой сборной ступеньке.





Следует подчеркнуть, что освещение, придуманное художниками для оформления площади, создавало яркое и единое в своем объеме пространство, высвечивало контуры зубцов по всей длине Кремлевской стены, обращенной к площади, «гребешки» ГУМа и острые крыши Исторического музея. Расположение скрытых источников света, в отличие от приемов обычного иллюминирования, когда лампочки помещаются на поверхности объекта, создавало как бы особую, мерцающую световую «ауру».
Особую атмосферу праздника создавали различные эмблемы, символы, аллегории. Государственные эмблемы - серп и молот, гербы РСФСР и СССР, красная звезда - в исполнении Стенбергов находили новое воплощение. В историю оформительского искусства вошли знаменитые стенберговские стяги с укороченными, закрепленными по древку полотнищами.



На тематических панно и плакатах, украшавших стены зданий Красной площади, эмблематика использовалась в сочетании с символическими и аллегорическими композициями на темы освобожденного труда, союза рабочих и крестьян, коллективизма, с различными диаграммами, изображениями локомотивов и тракторов. Все элементы праздничного убранства - тематические панно, многочисленные лозунги, цветные установки были подчинены принципу ансамбля, сообразуемого с характерными архитектурными особенностями Красной площади.



Для того чтобы активизировать восприятие призывов, воззваний, приветствий двигающимися демонстрантами, по трассе, ведущей к Красной площади, меж домами через улицы были перекинуты, подобно мостам, жесткие несущие перекрытия. Они облицовывались фанерой, окрашивались в ярко красный цвет, на фоне которого белой краской, четкими и строгими буквами писались с двух сторон лозунги.



К июньскому параду победы 1945 г. Красная площадь вновь была оформлена по проекту Владимира Стенберга, в этой работе ему помогал сын - Стен Стенберг. Древние Кремлевские стены в этот день были лишены какого бы то ни было убранства, их суровый аскетизм контрастировал с ярким оформлением Исторического музея и здания Верхних торговых рядов, где напротив мавзолея, заняли свое место развернутые в плоскости знамена и щиты с лозунгами, портреты Ленина и Сталина.



В центре, напротив мавзолея было предусмотрено изображение ордена «Победы», впервые введенное в оформление ГУМа, однако в материале эта часть проекта не была реализована. По краям от главного входа в торжественной репрезентативности расположились алые полотнища с гербами Союзных республик, замыкаемые плоскостями с лозунгами. Гирлянды зелени обрамляли арки, красные флаги вдоль всего фасада колыхались на ветру.



На Лобном месте вместо «Интернационала» воздвигается грандиозный фонтан, увенчанный статуей рабочего и колхозницы со звездой в руках и украшенный зеленью и живыми цветами. Кульминацией торжества стал ритуал «публичной казни» вражеских знамен, когда сводным батальоном из 200 бойцов под барабанную дробь к подножию мавзолея были брошены знамена и штандарты разгромленных вражеских армий.



В 1947 г. Москва праздновала 800-летний юбилей. Фасады зданий были украшены портретами, панно и плакатами, декоративными картушами, флагами, зеленью, полотнищами с цифрами «1147» и «1947». К этой дате Владимир Стенберг разработал принципиально новый проект оформления Красной площади, центральное место в котором занимали ритмически организованные композиции из знамен и флагов с портретами партийных лидеров.



Непривычно выглядели помещенные на кремлевской стене, в обрамлениях в виде древнерусских щитов, профильные изображения полководцев прошлого от Александра Невского до Михаила Кутузова. Эта галерея портретов отражала основную тему оформления праздника - идею преемственности героических традиций русского народа. Здание ГУМа было увенчано шатрами из ажурных металлоконструкций, которые вторили силуэту кремлевских башен, образуя величественный архитектурный ансамбль, стилистически объединяя постройки Кремля, Исторического музея и ГУМа.



Особенно эффектно новый силуэт ГУМа выглядел в вечернее время, когда включалась подсветка, выхватывающая из темноты шатры и шпили строений расположенных по периметру Красной площади. В инженерном решении шатров угадывалось влияние конструктивизма, стиля с которым тесно было связано раннее творчество Стенбергов.





В 1952 г. Владимира Стенберга арестовали по обвинению в шпионаже, после смерти Сталина он был реабилитирован и продолжал работать над оформлением Красной и Советской площадей вплоть до 1963 г., позднее оформлял международные выставки. В 1982 г. Владимир Стенберг скончался в Москве.













В разносторонней художественной деятельности Стенберги проявили себя как художники нового типа, совмещающие в своем творчестве оформителей, графиков, архитекторов малых форм, конструкторов и модельеров. Свои проекты, модели-конструкции и монументальное оформление они делали с учетом их воплощения в том или ином материале, его целевого назначения и размещения, с учетом не только эстетического, но и психологического воздействия на зрителей.











В заключение необходимо сказать следующее. Удивительное содружество «2-Стенберг-2» не было простой суммой двух талантов, это был талант, возведенный в степень - явление высшего порядка, вобравшее в себя энтузиазм молодости, веру в преобразующую силу искусства, убежденность в высоком предназначении художника. И в то же время это, по выражению Александра Таирова, были «...два отдельных человека и художника, каждый со своим внутренним обликом, своим талантом, своим характером, своим лицом».

[Источники:]
1. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. 1917-1932. - М.: Искусство, 1984.
2. Бабурина Н. 2-Стенберг-2 // Художник оформитель, 1990, № 3. С. 30-35.
3. Бибикова И.М. Оформление массовых народных празднеств // Советское декоративное искусство. - М.: Искусство, 1989. С. 185-197.
4. Макаров К.А. Советское декоративное искусство. - М.: Советский художник, 1974.
5. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Л.: Художник РСФСР, 1987.
6. Хан-Магомедов С.О. Владимир и Георгий Стенберги. - М.: Фонд «Русский авангард», 2008.
7. Художественный календарь. Сто памятных дат 1974 г. - М.: Советский художник, 1973.


агитация и пропаганда, Москва, праздничная иллюминация, Стенберги, праздничное оформление, грант президента, личности

Previous post Next post
Up