Ксения Андреевна Кондратьева родилась 29 декабря 1937 г. в Ленинграде в семье скульптора Андрея Семеновича Кондратьева. Детство прошло между Академией художеств, где отец учился у А.Т. Матвеева, и Мариинским театром, где работала мама. В выборе будущей профессии победила любовь к рисованию. В 1952 г. вместе с родителями переехала в Москву, где спустя три года закончила среднюю школу. Сразу по окончании школы К. Кондратьева поступила в Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), где в период с 1955 по 1961 г. училась на отделении художественной обработки металла.
1. Выпуск МВХПУ (б.Строгановское) 1961 г. с преподавателями. Слева направо стоят: Т.Шабанова, В.Абрамов, А.Карху, Г.Крюков, А.Шабанов. Сидят: А.Чупров, Д.Терехов, Ю.Космынин, М.Демина, К.Кондратьева
2. Декоративная скульптура для внутреннего двора МВХПУ. Дипломная работа К.А. Кондратьевой. Руководители: и.о. доцента Г.В. Крюков, преп. А.А. Карху. 1961 г.
По окончании МВХПУ с 1961 г. работала художником на Комбинате декоративно-оформительского искусства Художественного фонда РСФСР.
В начале 60-х гг. в крупнейших промышленных центрах страны создавалась сеть специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ), куда приглашались молодые специалисты - выпускники художественных вузов. Новая специальность привлекла и К.Кондратьеву, с сентября 1962 г. по октябрь 1964 г. она работала художником-конструктором Московского специального художественно-конструкторского бюро Мосгорсовнархоза. Но проекты, сводившиеся в итоге к перекраске заводских цехов и развешиванию горшков с цветами у курилок, вряд ли могли удовлетворить творческие амбиции начинающего художника. Почувствовав вкус к проектированию и интерес к новой профессии, она поступает в аспирантуру МВХПУ на специальность «Техническая эстетика» (1964-1967), параллельно начинает педагогическую деятельность на кафедре художественного конструирования в Строгановском училище и в учебно-экспериментальной студии СХ СССР, известной как «Сенежская студия». Знакомство и совместная работа с такими людьми, как К.М.Кантор, Е.А.Розенблюм, М.А.Коник, Г.Б.Минервин, О.И.Генисаретский, В.Л.Глазычев, Л.А.Жадова, семинары Г.П.Щедровицкого и стажировка в Варшавской академии художеств у Юзефа Мрощака окончательно определили дальнейшую профессиональную деятельность.
После защиты в апреле 1973 г. кандидатской диссертации по теме «Основы художественного конструирования комплексного электрооборудования кухни», Ксения Кондратьева становится одним из ведущих педагогов кафедры художественного конструирования МВХПУ, одновременно выполняя обязанности ученого секретаря кафедры.
С 1974 г. занимала должность и.о. доцента, а 19 мая 1976 г. ей было присвоено ученое звание доцента по кафедре художественного конструирования. Ксения Андреевна ведет активную научную и педагогическую деятельность, участвует в крупных дизайн-проектах, среди которых - разработка нового ГОСТа для дорожных знаков и номерных знаков автомобилей для ГАИ МВД СССР (1970-73 гг.), комплексные проекты навигационных приборов для гражданской авиации и многое другое. В 1976 г. составила учебную программу по курсу «Колористика».
Click to view
Педагогическая и творческая активность, эрудиция и организационные способности определяют новые «строгановские» обязанности. В 1988 г. после ухода А.Е. Короткевича с поста декана факультета «Промышленного искусства», Ксения Андреевна была назначена на эту должность. В том же году стала исполнять обязанности профессора кафедры «Художественного конструирования» (с 1992 г. кафедра именовалась «Дизайн I»), а в 1991 г. получила профессорский аттестат.
В начале 90-х гг. резкий спад в промышленности страны мгновенно отразился на востребованности специалистов-дизайнеров, выпускников университета. Существовавшие стереотипы, методики ТЭ и программы дизайн-образования оказались абсолютно недееспособными в условиях рынка и информационной доступности. Сказывалось слабое финансирование, отсутствие современной техники и специальной литературы. Назрела необходимость менять ориентиры проектирования, на смену модели дизайна ВНИИТЭ, опиравшейся на производство и технику, приходила новая модель, опирающаяся на проектную культуру, связанная с культурной самоидентификацией дизайна.
Профессура кафедры "Коммуникативный дизайн". Слева направо: Л.М. Холмянский, А.Е. Короткевич, К.А. Кондратьева, А.А. Карху.
Поиск иных подходов к методике построения курсов обучения, разработка и введение новых программ и предметов, новых инструментов, каким стал для дизайнера компьютер, - вот круг важнейших интересов заведующей кафедрой.
К.Ф. Пармон: Вспоминаются годы учебы у Ксении Андреевны. Она приходила на занятия на 15 минут, оставив свои какие-то неотложные кафедральные дела, и буквально влет давала задание. Мы сидели, что-то чиркали на бумаге, чтобы наверстать упущенное, а за эти 15 минут мы вдруг получали полную картину того, что нужно делать дальше. Это почти всегда была импровизация. Далеко не всегда эти задания вели к тому, чтобы получить красивую и законченную работу, но ставилась задача, о которой нужно знать и иметь ее в виду в дальнейшей работе. Печально, что этому пока не удалось научиться: получить картину от студента, ее скорректировать и сразу влет выдать следующее задание, чтобы компенсировать недостатки этого этапа.
Поездки в Германию, Голландию, США, знакомство с иными моделями дизайнобразования и работой дизайн-подразделений крупнейших западных компаний, их сходство и различие лишь обостряли проблему поиска новых методов в подготовке дизайнера. Но, как понимала К.А.Кондратьева, чужие рецепты гарантируют лишь «бледную» копию.
В.А. Загорская и К.А. Кондратьева
Усилиями и энергией Ксении Андреевны, наиболее значительные изменения и совершенствования произошли на кафедре «Дизайн I», которой она руководила с 1991 по 2001 г. (не считая кратких периодов в 1977, 1983 и 1990 гг., когда К. Кондратьева исполняла обязанности завкафедрой). В 1994 г., после расформирования кафедры «Графический дизайн» и ее слияния с кафедрой «Дизайн I», объединенная кафедра получила наименование «Коммуникативный дизайн».
Ксения Андреевна так объясняла выбор нового названия кафедры: «Смена названия кафедры с просто дизайна на коммуникативный дизайн в 1994 году произошла не случайно. Поскольку возникли иные потребности, например, в создании рекламно-информационных комплексов. В годы перестройки в реестре профессий появилось слово «Дизайн» и также стала называться и кафедра, и специальность. Потом, в связи с уточнением профиля дизайнера, в связи с новой ситуацией жизни появилась потребность обозначить сферу, для которой мы готовим специалистов. Так возникло новое название кафедры - «Коммуникативный дизайн». Мы рассматриваем форму как некое средство коммуникации между дизайнером и потребителем, с одной стороны. А с другой стороны, - это можно понимать и буквально, поскольку на факультете готовят и графических дизайнеров, которые уже непосредственно работают в сфере рекламы, разнообразного шрифтового и графического оформления, упаковки, - то есть в сфере визуальной коммуникации».
В 1993 г. Ксения Андреевна защитила докторскую диссертацию по теме «Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования». В 1994 г. временно исполняла обязанности проректора по научной работе. В 1995 г. стала председателем Диссертационного совета Строгановки, а в 1997 г. назначена проректором по учебной работе МВХПУ.
В.А. Загорская, К.А. Кондратьева, В.Ф. Сидоренко. На заднем плане А.С. Квасов
А.Н. Лаврентьев: …в 1994 году я пришел из ВНИИТЭ в Строгановку учить. И у декана факультета промышленное искусство Ксении Андреевны Кондратьевой можно было начинать учиться заново. Для нее само образование было объектом проектирования, возможностью проектирования.
- Хочется попроектировать, - говорила она, - придумаем задание студентам. Выдавая задание, она просчитывала и результаты, то, что хотела бы получить в итоге, а также критерии оценки - степень адекватности ответа. В своей группе она постоянно экспериметировала с формулировкой заданий. То это были темы с вариациями, как в джазе. То сюжетно-пластические композиции, то инсталляции.
К.А. Кондратьева и П.А. Тельтевский
После смерти А.С. Квасова в 1999 г. К.А. Кондратьева исполняла обязанности ректора МВХПУ, но в конечном итоге, по результатам голосования, на эту должность в том же году был утвержден А.А. Дубровин.
Исследования в области материальной культуры, декоративно-прикладного искусства, культурной идентичности и самобытности различных народов, с одной стороны, и интерес к истории формирования национальных школ дизайна, среди которых в первую очередь К.А.Кондратьева выделяла скандинавские страны, Италию и Японию, - с другой, легли в основу ее докторской диссертации.
В ней автор размышляет о ремеслах и дизайне, культурной идентичности как основе взаимодействия культур. Через призму культурно-экологических измерений дизайна рассматриваются: ландшафтно-средовые, предметно-пространственные и структурно-образные пласты культуры. В 2000 г. из печати выходит монография под названием «Дизайн и экология культуры».
В.А. Музыченко: Ксению Андреевну всегда волновали проблемы культурной идентичности в дизайне. И то, что существуют такие яркие дизайны в Японии, Скандинавии, Италии. Ответ очевиден. Те дизайны имеют свое лицо, которые опираются на свои культурные традиции и культурное наследие. В США - абсолютно интернациональный дизайн. И то, что сейчас происходит в нашей стране, каким будет русский дизайн - это от всех нас и зависит. Русский - я имею в виду не в смысле подчеркивания национальности. А в том, что существует культура на этой территории, и 70 с лишним лет это было забыто и перечеркнуто. Мы оказались в странной ситуации, когда неясно, где наши корни, традиции. Я думаю, что мы не будем начинать с нуля, мы будем просто искать.
Последняя работа К.А.Кондратьевой - книга «Проектная культура России», ставшая фундаментальным исследованием отечественной истории дизайна, его традиций и достижений.
7 августа 2001 г. в следствии тяжелой болезни Ксения Андреевна скончалась, после отпевания в храме Воскресения Словущего была погребена на Ваганьковском кладбище.
Основные научные труды:
1. Кондратьева К.А. Культурно-экологические перспективы дизайна // Изобразительное искусство. Обзорная информация. Вып. 1. М., 1988.
2. Кондратьева К.А. Проблемы этнокультурной идентичности и современный дизайн // Сб. Труды ВНИИТЭ. № 58. М., 1989.
3. Кондратьева К.А. «Новый немецкий дизайн» в контексте проектной культуры // Сб. Труды ВНИИТЭ. № 60. М., 1990.
4. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М., 2000.
5. Кондратьева К.А. Проектная культура России. М., 2001.
Источники:
1. Лаврентьев А.Н. Кондратьева Ксения Андреевна (1937-2001) // Мастера Строгановской школы: 1945-2015. 190 лет МГХПА им. С.Г.Строганова: 1825-2015. Том 2: Декоративно-прикладное искусство, Дизайн, Искусство реставрации. М.: МГХПА им. С.Г. Строганова, 2015. С. 288-289.
2. Кондратьева Ксения Андреевна. Архив МГХПА им. С.Г. Строганова. Оп. 27Л, Ед. хр. 4096, Связка 296.
3. Курасов С.В., Лаврентьев А.Н., Заева-Бурдонская Е.А., Сазиков А.В. Строгановка: 190 лет русского дизайна. М.: Русский мир, 2015.
4. Фотоархив кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА им. С.Г. Строганова.
5. Фотоархив В.В. Павлюка.