Проспект Калинина: благоустройство, реклама, синтез искусств

Apr 14, 2017 23:36



Для всякого человека, любящего старую Москву с ее патриархальным укладом, уютными двориками и потаёнными закоулками строительство проспекта Калинина в самом центре родного города стало настоящей трагедией, боль от которой не утихла до сих пор и никогда уже неизбудет. «Вставная челюсть», похоронившая под собой целый квартал исторической застройки, стала символом варварского отношения властей к культурному наследию города. Но сегодня я хочу поговорить о другом, о том в чем современники усматривали важность и необходимость строительства этой магистрали, ставшей своеобразной экспериментальной площадкой для поиска новых форм синтеза архитектуры, дизайна, рекламы, свето-графики и новейших информационных средств. И если бы Посохин построил свой проспект не на костях старой Москвы, а как некогда Ле Корбюзье возвел Чандигарх в пустыне, то и смысловая наполненность его детища была бы совсем иной.




Нет нужды говорить о той роли, которую играет в восприятии архитектуры, в организации пространства вокруг и внутри сооружений совокупность различных мероприятий, принятых называть благоустройством. Тем большее значение приобретает благоустройство, когда сооружения, представляющие собой большой архитектурный ансамбль, занимают обширную территорию, связанную с обслуживанием большой массы людей, и расположены в центре города.



В понятие благоустройства входят планировка территории, размещение зеленых насаждений, организация удобных коммуникаций для людей и удобных подходов их к транспорту, размещение «малых форм» и включение в общий ансамбль элементов монументального и декоративного искусства, организация вечернего освещения, подсвета зданий и зелени и многое другое. То, что мы называем «малыми формами», может быть и цветочной вазой, и урной для мусора, и скамьей, и светильником. Это и разнообразные указатели, позволяющие людям хорошо ориентироваться в городе.



В основу проекта благоустройства проспекта Калинина была заложена идея создания парадной, представительной столичной магистрали, которой пользуются ежедневно сотни тысяч людей и которая в то же время активно связана с прилегающими жилыми кварталами.
Ставя перед собой такую задачу, проектировщики имели в виду разработать комплекс мер, которые касались бы целого и деталей. Широкие озелененные тротуары на проспекте, бульвар на его южной стороне способны пропустить массы пешеходов. Внутренние пространства прилегающих кварталов связаны с торговой улицей многочисленными проходами. Несколько подземных переходов соединяют северную и южную стороны улицы.



Из восьмидесяти метров общей ширины проспекта на тротуары приходится 30. На северной стороне тротуар озеленен точечной посадкой деревьев вдоль проезжей части; на южной - 18-ти метровый тротуар отделен от проезжей части бульваром, который состоит из ряда прямоугольных газонов с поперечными проходами. На газонах - группы деревьев и декоративные кустарники различных пород, цветники.



Бульвар берет начало у Москвы-реки и идет вдоль проспекта Калинина до Арбатской площади. На Арбатской площади он будет включен в систему новых насаждений. Новое озеленение объединяется с зелеными массивами внутриквартальных территорий, с двух сторон примыкающих к проспекту, а также с аллеями Суворовского и Гоголевского бульваров.
Для замощения тротуаров применена бетонная плитка размером 50 х 50 см, которая в отличие от традиционного, к сожалению, для Москвы асфальта придает улице особую масштабность. Площадки в разных уровнях, подпорные стенки, зоны отдыха для взрослых и детей, цветочные газоны, скамьи, светильники, указатели создают удобства для пешеходов, помогают им ориентироваться на большой столичной магистрали.



Сплошная застройка отгораживает, но не отрезает проспект от расположенных рядом жилых кварталов; на всем ее протяжении сделаны проходы на внутриквартальные улицы старого Арбата: на ул. Вахтангова, Арбатский пер., ул. Воровского, Композиторскую ул., ул. Федотовой и др. Гранитные лестницы с наклонными площадками и пандусами для детских колясок позволяют преодолеть разницу уровней проспекта и внутриквартальной территории, доходящую в некоторых местах до 3 м.



В сооружениях подпорных стенок, лестниц, цоколей широко применены естественный камень, в том числе гранит. Открытые стоянки для автомашин вынесены за пределы проезжей части и расположены главным образом со стороны внутриквартальной территории: стоянки на 700 автомашин в кварталах Арбата, небольшая автостоянка вдоль улицы Чайковского и несколько стоянок в кварталах ул. Воровского - у кинотеатра «Октябрь», магазинов «Хлеб» и «Дом книги».





Немалое значение в архитектуре торгового центра имеет реклама. Комплексное проектирование ансамбля позволило осуществить идею единого рекламного оформления, а также ночного подсвета и освещения зданий.



Знаменитый художник-график Андрей Дионисьевич Крюков, автор логотипов "Спортлото", фирмы "Мелодия" и "Восход", в 1967 году выполнил проект вывесок для проспекта Калинина, впервые применив для этих целей шрифты антиквенного характера. В надписи "Сирень", например, он отталкивался от ренессансного "Гарамона". А световую вывеску кинотеатра "Октябрь" выполнил свободным рукописным росчерком. В шрифтах Крюкова специалисты отмечают сочетание артистизма изящной каллиграфии со строгостью пропорций классических образцов. Решение графики проспекта получилось образно точным, одновременно новаторским и классическим.





Кроме световых вывесок и названий магазинов, запроектированы ритмично чередующиеся вдоль стилобата объемные рекламные кронштейны с символическими эмблемами предприятий. Кронштейны подсвечиваются цветными газосветными трубками. Торцы и фасады старых зданий, оставленных на проспекте, также используются для размещения рекламных панно с элементами ночного расцвечивания.



На глухом фасаде здания госпиталя над транспортным агентством - крупная плоскостная многоцветная газосветная динамическая реклама бюро экскурсий и путешествий «Турист». Протяженность ее 50 м, высота 7 м. На сетке из металлических ячеек смонтированы элементы из газосветных трубок. По заложенной в электронное устройство программе последовательно возникают композиции и тексты, рассказывающие о туристических маршрутах по нашей стране.



На плоской кровле ресторана «Арбат», на пересечении проспекта Калинина с Садовым кольцом, смонтирована динамическая рекламная установка по заказу Аэрофлота, сложная по своим техническим характеристикам. Она представляет собой вращающийся светящийся глобус диаметром 12 м. Вокруг него по экватору движется пояс текстов, непрерывно меняющий цвета. На изображениях континентов вспыхивают пункты, к которым проложены рейсы Аэрофлота.



В ночное время освещенные витрины магазинов и кафе являются дополнительным украшением улицы.
Многочисленные разнообразные динамические цветные рекламы на проспекте разработаны и выполнены московским опытно-экспериментальным заводом «Газосвет» Управления городского оформления и рекламы Мосгорисполкома (Мосгороформление).



В дни праздников на сооружениях и зданиях проспекта по специальным проектам монтируются политические призывы, флаги и праздничное оформление с использованием новейших достижений осветительной техники. Группы прожекторов, расположенных на плоской кровле стилобата, подсвечивают административные здания, эффектно выявляя их объем.





Впервые в Советском Союзе, более того - впервые в мире, на торце одного из зданий в восточной части проспекта выполнен электронный многоцветный рекламно-информационный световой экран, получивший название «Элин», позволяющий средствами радиоэлектронных устройств демонстрировать динамические изображения, тексты, призывы, рекламу. Его рабочая площадь 240 кв. м. В сотах-стендах размещено свыше ста тысяч цветных лампочек, которые по программному коду могут воспроизводить любое движущееся изображение.

image Click to view



Это технически оригинальное сложнейшее устройство, разработанное на основе новейших достижений отечественной электронной техники, дает возможность демонстрировать цветные динамичные программы на разные темы, для которых создаются специальные мультипликационные фильмы. Электронное устройство позволяет передавать на экран «Элин» цветные или черно-белые кинофильмы с обыкновенной киноленты. Кроме того, оно может осуществлять прямую передачу программ Центрального телевидения, для чего в настоящее время делается проект релейной линии. В праздничные дни на экране «Элин» демонстрируется многоцветная программа. На очереди ежедневный показ рекламных, мультипликационных и художественных фильмов.
Экран «Элин» разработан, осуществлен и смонтирован в системе Министерства электронной промышленности СССР. Архитектурно-строительную часть осуществили проектировщики проспекта Калинина и строители Главмосстроя.



На здании АТС у Арбатской площади установлена и несколько лет работает многоцветная электронная «бегущая строка», ежедневно показывающая разнообразную программу.



Большие плоскости стекол 1-го и 2-го этажей магазинов и кафе позволяют свободно рассматривать торговые залы и раскрывают внутреннее пространство этих предприятий. Этот прием включения интерьера в общее восприятие сооружения очень широко распространен на проспекте Калинина. Кроме того, в ряде магазинов для организации рекламы предусмотрено расширенное пространство между наружным и внутренним остеклением, что сделано как на первых, так и на вторых этажах.



В настоящее время рекламе придается большое значение. Она должна быть оперативной, разнообразной, изобретательной. В зданиях на проспекте Калинина предусмотрены закладные устройства и подводка энергосистем, позволяющие быстро изменить экспозицию. Это даст возможность осуществлять самую разнообразную рекламу.



Отрадно отметить, что все чаще в современных архитектурных сооружениях мы встречаемся с содружеством зодчего и художника. Чем раньше это содружество организовано, тем увереннее можно сказать, что синтез архитектуры и изобразительного искусства состоится. Безусловно, эстетическое качество этого синтеза зависит от многих причин, и прежде всего от таланта авторов, их вкуса, художественного такта и опыта. В ансамбле на проспекте Калинина уделено много внимания синтезу искусств.



Уже на первых этапах проектирования художники и архитекторы работали над тем, чтобы элементы живописи и скульптуры органически вписались в архитектуру сооружений. Различны по своему звучанию эти произведения, различны их качество, и место, которое они заняли в ансамбле, но значение того, что художник активно включился в работу с архитектором на ранней стадии проектирования, вряд ли можно переоценить.



Так, полихромная мозаика на кинотеатре «Октябрь» была задумана в соответствии с общим композиционным замыслом ансамбля. Она посвящена теме «Завоевания Октября» и рассчитана на восприятие с больших расстояний. При создании композиции художники использовали прием совмещения нескольких масштабов. Это придает всему произведению особую монументальность и выразительность.



Полихромная мозаика выполнена из естественного камня и цветной смальты и по своему колориту, имеющему богатую гамму красных оттенков с введением серых и синих тонов, сочетается с колоритом многих московских памятников архитектуры, включая и Кремль с его стенами и башнями из красного кирпича.
Фрески в интерьерах пивного бара «Валдай» и кафе «Печора» гармонируют с назначением помещений. Декоративное панно из цветных камней органически вписывается в интерьер ресторана «Арбат». В кафе «Метелица» два панно из керамических деталей посвящены завоеванию человеком космического пространства.



Декоративные керамические вазы, кружки и скульптура для ресторана «Арбат» и пивного бара «Жигули» сделаны художниками специально для этих помещений, так же как панно из плавленой смальты в вестибюле ресторана «Арбат» и гобелены в его кабинетах.



Резные рельефы на березовых пластинах в пирожковой «Валдай» перекликаются с изделиями русских умельцев. В магазине «Юпитер» барельефные эмблемы из металла создавались тогда, когда эти сооружения еще монтировались.
Витраж из околов цветного стекла, украшающий танцевальный зал в кинотеатре «Октябрь», почти заполнил торцевую часть помещения кафе второго этажа. Благодаря технике, в которой выполнен витраж, свет, проходя через толстые, особым образом околотые цветные стекла, получает дополнительное преломление, что дает множество оттенков и характерные световые эффекты.
Эти разнообразные и оригинальные работы обогащают объемно-пространственное решение всего комплекса.

[Источники:]
Г. Макаревич. Проспект Калинина. М., 1975.
С. Серов. Прикладная графика вчера, сегодня и... // Реклама, 1988.
https://pastvu.com/


глобус "Аэрофлота", агитация и пропаганда, наружная реклама, реклама, ЭЛИН, витрины, дизайн, Мосгороформление, Москва, вывески, видеоэкраны, проспект Калинина, газосвет

Previous post Next post
Up