Художник Павел Фирсович Шляков

Jan 29, 2017 15:59



Недавно я сообщал о выходе книги "Городское хозяйство", в которой были опубликованы две мои статьи. Работа над книгой длилась шесть лет, по причине такой существенной задержки многое менялось в процессе ее подготовки, в результате даже о ее издании узнал спустя два года после выхода книги в печать. По ходу дела редакция потеряла мои контакты и не все вышло так, как хотелось бы. Но в итоге практически все спорные вопросы были разрешены и более того, благодаря генеральному директору издательства "Мастер" Ольге Николаевне Оробей, открыл для себя новое имя - Павел Фирсович Шляков. Имя интересное мне вдвойне или даже втройне - как выпускник Строгановского училища, как художник торговой рекламы и как главный художник треста "Мосгороформление" в 30-е гг., разработавший в 1947 г. эскизы художественного освещения Кремля в честь 800-летия Москвы. На сайте Государственного музея-заповедника Ростовский кремль есть большая статья о роде Шляковых. Под катом фрагмент о Павле Фирсовиче.







Сын Фирса Петровича, Павел, родился в 1889 г., начальное образование получил в Ростовском Городском Приходском училище. Документы позволяют утверждать, что с детства Павел ощущал авторитет великого деда, например, сохранились два похвальных листа, которыми был отмечен ученик Павел Шляков, датированные 1898 г. и 1899 г. «в знак внимания к прилежанию, благонравию и весьма хорошим успехам». Оба похвальных листа подписаны председателем экзаменационной комиссии Иваном Александровичем Шляковым.
Поскольку одаренность ребенка была очевидна, его отдали учиться в Ростовскую школу позолоты и резьбы по дереву, которую организовал И.А. Шляков в 1898 г. и являлся первым попечителем до 1905 г. Рисунки Павла Шлякова со штампом Ремесленного класса рисования, иконописи, резьбы и позолоты по дереву датированы 1902-1903 гг. Павлу в то время было 12 лет и он, безусловно, был опекаем Иваном Александровичем, который и предопределил будущее племянника, направив учиться в Москву, в Строгановское училище. Логично предположить, что именно о нем идет речь в письме В.В. Верещагина «о мальчике вашем писал в Москву»: по возрасту мальчиком был Павел, но не Петровичев, которому в 1902 г. было уже 25 лет (в 1891 - 16 лет).
После учебы Павел Фирсович остался работать в Москве, жил в центре города, был востребованным художником гравером. В семейном архиве Шляковых сохранились визитки Павла Фирсовича, «художника торговой рекламы» выполняющего заказы на этикетки, плакаты, брандмауеры, газосвет, вывески, марки, шелкографию.



В конце 1920-х годов П.Ф. Шляков работал в Издательстве АХР (ассоциация художников революции) в качестве выпускающего и технического редактора, в 1922 г. участвовал в выставке художников в Н.Новгороде от Бюро Изо Профсоюза работников искусств. В 1927 г. выходят почтовые марки, выполненные П.Ф.Шляковым.
В 1928 г., профессионал своего дела, заботясь, как и его великий предок о подготовке молодой смены, направляет обращение «гравера Шлякова П.Ф. в Инженерно-Техническую Секцию при Союзе Печатников», с предложением об издании подготовленного им «Цветного справочника» для цветной печати всех видов: «Детально разработанное практическое руководство позволяет безошибочно определять в процессе работы любой тон любого цвета: в хромографии, хромо-фотографии, фото-лито, цветной цинкографии, картографии…<…>…может служить для художников-графиков ориентировочным материалом. Старых, высококвалифицированных работников, не нуждающихся в подобном руководстве…<…>…осталось очень мало, тогда как вновь прибывающая смена слабо подготовлена ввиду трудности указанных профессий, требующих от работников помимо художественного развития, технического совершенства в комбинировании красок».
В 1932 г. Павел Фирсович работал над изобретением автоматических щитов для рекламы и информации с периодически одновременно вращающимися трехгранными колонками, т.е. на щите появлялись разные изображения, по его чертежам щиты планировалось установить в Сокольниках. Сегодня рекламные щиты с таким принципом стали привычным оформлением города.



В конце 1930-х годов Павел Фирсович был репрессирован. Как рассказывал в свое время сам Павел Фирсович, на очередном собрании фабрики по рекламному оформлению Москвы, где он работал главным художником, с речью выступил нарком А.И. Микоян.
В своем выступлении А.И. Микоян указал, в частности, что рекламу надо строить разъяснительным способом, например, в рекламе апельсинов надо изобразить процесс очистки апельсина от корки. Павел Фирсович имел неосторожность заметить, что люди через 20 лет советской власти должны бы уже знать, что апельсин надо чистить. Этого оказалось достаточно для обвинения человека по статье 58 «А». В 1956 г. он был полностью реабилитирован.
Известно, что в период с 1936 по 1939 г. он был в ссылке в Туркестане, работал художником в клубе Туркестанской горной железной дороги. Возможно, преподавал в школе: сохранилась поздравительная открытка от учеников 6 класса. Как вспоминает Игорь Павлович, отца он впервые увидел в возрасте 4 лет, когда они вместе с сестрой и матерью приезжали к нему в ссылку. Во время войны Анна Степановна с двумя детьми были эвакуированы из Москвы в Пензенскую область, и из Туркестана к ним приехал Павел Фирсович. Игорь Павлович помнит, как отец рисовал портреты погибших воинов с фотокарточек, родственники погибших за это давали продукты, что в какой-то период позволило семье выжить.
После войны Павел Фирсович с семьей некоторое время жил в Москве в доме Бахрушина, напротив Елисеевского магазина, в коммунальной квартире. По соседству с ними жили еще два художника - Гавриил Дмитриевич Лавров (брат известного скульптора Георгия Дмитриевича Лаврова) и Иван Васильевич Акимов, с которыми были очень теплые отношения. Георгий Дмитриевич Лавров для работы над своей известной скульптурой «Сталин и Мамлакат» выбрал в качестве модели пионерки Мамлакат сестру Игоря Павловича, Евгению Павловну.



В тот исторический период «благородное» происхождение было своего рода клеймом, для репрессии было достаточно самой малости: фразы, как в жизни Павла Фирсовича, или как для скульптора Георгия Дмитриевича простой случай: будучи в Париже до войны на стажировке он создал, наряду с другими, скульптурный портрет понравившегося ему лица. Этот человек впоследствии оказался в рядах фашистов, за что Г.Д. Лавров был осужден на 10 лет.
В 1947 г., в честь 800-летия Москвы, художественное освещение Кремля было выполнено по эскизам художника П.Ф. Шлякова, взявшего за образец оформление Кремля по случаю коронации императора.





Игорю Павловичу запомнилось, что, когда отец жил в Москве, весной они ездили в Новогиреево к Поляниной Анне Павловне и, по пасхальной традиции, выпускали на свободу щегла. В то время, имея за плечами 58 статью, Павел Фирсович был вынужден уехать из Москвы в Ростов, где жил несколько лет, занимался финифтью в маленькой мастерской, предложил идею внедрения в производство зеркальца с ручкой, пудреницу. В этот же период разработал этикетку для спичечной фабрики «Маяк». В официальном ответе на имя П.Ф. Шлякова значилось: «В целом она сделана интереснее существующей этикетки этой фабрики. После утверждения Вашей этикетки Главлитом, она будет сдана в печать».
И.П. Шляков вспоминает, что отец жил в небольшом доме на берегу озера Неро. Приезжая к отцу на каникулы, ходил на охоту и рыбалку с сыном Михаила Ивановича Кулыбина, зарисовывал понравившиеся ему виды местной природы. «Мой отец был очень строгий, я его даже побаивался. Любил читать, читал много. Больше всего не любил скользких людей».
К периоду жизни П.Ф. Шлякова в Ростове относится набросок художника И.А. Шумакова с припиской «Полюбуйтесь на вашего папулю…». На рисунке изображен Павел Фирсович за работой, как всегда, с дымящейся папиросой.



Мало кто знал, о чем были мысли мастера… И известно ли было жителям Ростова, что в 1952 г. из Советского комитета защиты мира пришло письмо на имя П.Ф. Шлякова: «Уважаемый товарищ Шляков! Советский комитет защиты мира получил Ваше письмо и созданный Вами финифтяный портрет председателя Всемирного Совета Мира Фредерика Жолио-Кюри. Мы рады приветствовать волнующие Вас патриотические чувства <…> Сообщаем, что присланный Вами портрет передан члену Советского комитета защиты мира писателю А.А. Фадееву, лично вручившему его Фредерику Жолио-Кюри на чрезвычайной сессии Всемирного Совета Мира в Берлине <…>».



Материалы семейного архива, касающиеся деятельности Павла Фирсовича Шлякова, воссоздают образ сильной личности: несмотря на шлейф непролетарского происхождения, репрессию, его талант и творческая натура сочетались с активной созидательной гражданской позицией.
Павел Фирсович Шляков умер в 1961 году, был похоронен на Калитниковском кладбище.
Клеймо врага народа не помешало Павлу Фирсовичу и Анне Степановне обеспечить своим детям Игорю и Евгении благополучное детство.

О.В. Алексеева

Павел Шляков, праздничная иллюминация, наружная реклама, Строгановское училище, Мосгороформление, Москва, Строгановка, праздничное оформление

Previous post Next post
Up