У белого фонтана

Mar 07, 2016 11:31



Гравюра работы Адриана Шхонебека и учеников "Вид усадьбы графа Ф.А. Головина и Немецкой слободы в Москве" широко известна. Это последняя работа мастера, датированная 1705 годом. В Историческом музее хранятся оттиски XIX века с двух медных досок. Известно, что строительство Дворцово-паркового ансамбля Головина на левом берегу Яузы было закончено в 1703 г. Здесь, дипломат и ближайший сподвижник Петра I, боярин Фёдор Алексеевич Головин устраивал ассамблеи и приемы царем иностранных послов. Кстати, на гравюре изображен и сам Петр, выезжающий из ворот в коляске в сопровождении царевича Алексея и Меншикова. Но не только этим интересна работа Шхонебека, есть в ней одна деталь, делающая её поистине уникальной.




Прежде чем перейти к описанию этой детали, следует сказать несколько слов о изображенной позади усадьбы Головина Немецкой слободе, основанной еще в конце XVI века. Эта слобода находилась между речкой Чечерой и ручьем Кокуем, по его названию и слобода долгое время именовалась Кокуй. Населяли ее не только немцы, но и голландцы, англичане, поляки и прочие народы. В “смутное время”, слобода была сожжена и разграблена. Поселения иностранцев стали возникать в разных местах в Москве и в ее окрестностях. Так продолжалось до 1662 года, когда в ответ на многочисленные челобитные от русских купцов, вышел царский указ о выселении всех иностранцев за город и основании Новонемецкой слободы на месте старого немецкого поселения. По свидетельству Олеария большинство немцев считало, что “снятие русской одежды и отделение от русских домов и ежедневных сношений с русскими было им столь же больно, как, например, было бы для рака утопление его, ради наказания, в воде”.
Очевидно, что, имея постоянное поселение, иностранцы желали видеть его похожим на свои родные края. По словам очевидцев, слобода представляла собой открытое место, разделенное правильными улицами с обилием заботливо возделанных садов, и своим внешним видом напоминала средневековые западноевропейские города. Естественно, что многочисленные торговцы, ремесленники и трактирщики, населявшие ее, украшали свои дома вывесками, известными в Европе с XIII-XIV вв.



Так вот, на одном из домиков, выходящих фасадом на набережную, отчетливо видна плоская прямоугольная вывеска на кронштейне, в сопровождении расположенной прямо на стене надписи крупными буквами “In de witte Fontuӱn” - "У белого фонтана". Судя по всему, это вывеска трактира или постоялого двора и, главное, это самое раннее изображение вывески на территории современной Москвы. И не только Москвы, нам не известны какие-либо документальные упоминания или рисунки с изображением рисованных и живописных вывесок и в других городах Российской империи того времени.



Я не говорю здесь о простой выкладке товара, когда торговец или ремесленник просто вывешивал свои изделия в окне квартиры или по краю козырька торговой лавки. Таких изображений много, но можно ли назвать это вывеской?



Интересно, что изображение вывески на работе Шхонебека, послужило причиной первоначально ошибочной атрибуции авторства гравюры. Долгое время считалось, что это работа Хендрика Девита, как раз из-за неправильно прочитанной надписи на стене дома, "de witte" было понято, как фамилия гравера. И только в советское время исследователь русской гравюры Владимир Кузьмич Макаров справедливо отметил, что эта надпись не является подписью мастера: среди работ Шхонебека 1704 года упомянуты две большие медные доски с изображением дома Головина, они были окончены учениками Шхонебека в 1705 году, уже после его смерти.



Скажу еще о документальных свидетельствах развития вывесочного дела в России. Первый правительственный указ, относящийся к форме и содержанию вывесок, датирован 1746 годом. Это Сенатский указ, предписывающий исключить из надписей над питейными домами слово “казенный”. А в 1749 году Камер-коллегия, в обязанности которой входило наблюдение за казенной торговлей вина и табака, издает указ запрещающий малевать на стенах домов или отдельных досках примитивные картинки, и ограничиться надписями: “В сем доме питейная продажа”, “В сем доме табашная продажа”, “а других никаких непристойных знаков не выставлять”.
А вот самая старая вывеска, дошедшая до нас, храниться сейчас в Русском музее в Петербурге. Это живописная вывеска "Конторы Главной Иркутской соединенной Американо-Российской компании", датированная 1797 годом.



Об этих и многих других удивительных фактах из жизни уличной рекламы написано в книге "Наружная реклама Москвы: история, типология, документы".

история России, Москва, наружная реклама, вывески, Адриан Шхонебек, Адам Олеарий

Previous post Next post
Up