Сегодня, в продолжение рубрики «По страницам журнала "Реклама"», статья дизайнера Василия Цыганкова (ныне профессора, заведующего кафедрой «Графический дизайн» Института бизнеса и дизайна) о том, кто должен проектировать вывеску магазина и как с этим вопросом справлялся Харьковский производственно-рекламный комбинат. Здесь следует сказать, что харьковская школа дизайна, сформировавшаяся уже более полувека назад, до сих пор остается одной из признанных дизайнерских школ на пространстве бывшего СССР.
С ростом наших городов, с ростом сферы обслуживания количество вывесок, пиктограмм, другой рекламы растет, увеличивается «визуальный шум», хаос, в котором трудно ориентироваться человеку.
Невыразительность и непрофессиональность многих наших вывесок, их художественное и технологическое несовершенство обусловлены тем, что этот важный элемент городской среды находится на стыке разных проектных «дисциплин».
С одной стороны, вывеска - это элемент улицы и, следовательно, ответственны за нее архитекторы. С другой, вывеска - принадлежность магазина, кафе или комбината бытовых услуг, и отвечает за нее художник-оформитель. Но вывеска - это и шрифт, и разработчиком ее должен быть высококвалифицированный, профессионально грамотный художник-шрифтовик.
Это противоречие может разрешить только комплексный подход к проектированию вывесок, когда они становятся элементом фирменного стиля торгового или иного предприятия, его графической основой.
Опыт работы дизайнеров из Харьковского производственно-рекламного комбината - пример творческого подхода к проблеме вывески. Работа их пока в самом начале, но и то, что задумано и сделано, на наш взгляд, заслуживает внимания читателя. В статье о главном художнике Михаиле Гладкове мы коротко познакомили читателя с работой Харьковского производственно-рекламного комбината. (см. журнал «Реклама» 2/86).
Здесь же следует добавить, что для выполнения комплексного проекта комбинат приглашает дизайнеров, разрабатывающих его графическую часть. За основу берется, как правило, не отдельный магазин, а торг, объединяющий универсамы, овощные магазины, булочные и т.д.
В мастерских комбината вывески изготавливаются из листовой пластмассы, которой придается форма по бумажному шаблону, сделанному в натуральную величину. Тем самым художественное решение вывески строго сохраняется, изменяется лишь размер, цвет, соотношение знака и логотипа в зависимости от конкретного магазина и окружающей архитектурной застройки.
Проектирование унифицированных визуальных систем (пиктограммы метрополитена, дорожные знаки, различные указатели и т.д.) не только выгодно экономически, но и дает возможность создать в городе единую систему визуальных коммуникаций, повысить его графическую культуру, создать условия, в которых человек не будет терять время на поиски нужного объекта.
Василий ЦЫГАНКОВ
Фирменные знаки предприятий торговли и общественного питания: 1. Обувной магазин «Взуття» (худ. Надеждин Е. В). 2. Ресторан «Старе Micтo» (худ. Надеждин Е.В.). 3. Управление общественного питания Харьковского облисполкома (худ. Лисняк В. И.). 4. Магазин «Хлеб» (худ. Надежды на Л. Г.). 5. Кафе «Москва» (худ. Бляхер А. П.). 6. Закусочная-гриль «Рубин» (худ. Бляхер А. П.). 7. Ресторан «Центральный» (худ. Надеждин Е.В.). 8. Ресторан «Харьков» (худ. Бойчук А. В., Бляхер А. П.). 9. Ресторан «Спартак» (худ. Лисняк В. И.). 10. Магазин «Пионер» (худ. Надеждин Е. В.).
Фирменные надписи и логотипы предприятий торговли и общественного питания:
Ресторан «Старе Micтo» (худ. Надеждин Е.В.).
«Пирожковая» (худ. Лисняк В. И.).
Продторг (худ. Лисняк В. И.).
Кафе «Русский чай» (вариант, худ. Надеждин Е. В.).
Закусочная-гриль «Рубин» (худ. Бляхер А. П.).
Кафе «Мария» (худ. Бляхер А. П.).
Харьковский универмаг «Украина» (худ. Надеждин Е.В.).
По страницам журнала "Реклама", 1986 г.