Капиталистическая реклама в СССР

Oct 10, 2016 22:16



В 1977 году руководством Минэлектропрома СССР была выдвинута сенсационная для своего времени идея - демонстрировать на системе ЭЛИН рекламу западных стран. С этой целью директор системы ЭЛИН Евгений Иванович Цыганов через знакомых сотрудников Министерства внешней торговли, в котором он некогда работал, вошел в контакт с иностранными представителями.




Западными партнерами это предложение было воспринято с большим энтузиазмом и немалым удивлением. Евгений Иванович по приглашению западногерманского издательства Жирардет принял участие в симпозиуме рекламы ФРГ, проходившем в гостинице Интурист. Тот факт, что по существующему положению он не имел права входить в контакт с иностранцами без согласования с управлением внешних сношений, его не остановил.
Была рассчитана стоимость рекламного проката в долларах - вышло порядка 60-80 долларов за одну минуту, в зависимости от времени показа и способа подготовки программы. Получалась феноменальная сумма - около одного миллиона долларов в год.



Руководство МЭП эту инициативу одобрило, но предупредили - следует быть осторожным. Следующим шагом стала договоренность с Министерством внешней торговли - монополистом на право получения валюты. Рекламодатели должны были переводить валюту МВТ, которое конвертировало ее в рубли и переводило в МЭП. Требовалось получить разрешение на демонстрацию западной рекламы в партийных органах, в частности в МГК КПСС. Там Цыганов согласовывал все праздничные программы и ему поверили, что дело пройдет без эксцессов, но дали указание предварительно скоординировать все действия с ЦК ВЛКСМ, тем самым партийцы стремились разделить ответственность. С другой стороны молодежь, комсомольцы всегда и везде были более радикальны и стремились к чему-то новому.



На объект дважды приезжал заведующий сектором пропаганды ЦК КПСС Виктор Петрович Поляничко - осмотрел систему, программы, выяснил, как будет проходить демонстрация рекламы. Получив одобрение Поляничко, московский Горком КПСС прислал письмо министру электронной промышленности СССР А.И. Шокину: «МГК КПСС поддерживает Вашу просьбу о разрешении демонстрации на табло ЭЛИН смонтированного на проспекте Калинина рекламно-информационных материалов иностранных фирм при условии обеспечения строгого контроля за идеологической направленностью информации и установлении правильного соотношения между объемами рекламно-информационных материалов организаций и фирм капиталистических и социалистических стран, а также между объемами информации технического и общественно-политического характера. Секретарь МГК КПСС В. Макеев 11 января 1978 г.».



Е.И. Цыганов, как начальник системы ЭЛИН получил устное напутствие: «С точки зрения идеологии смотри, чтобы не получилась реклама западного образа жизни». Все ликовали, но, как оказалось, преждевременно. Неожиданно вмешался Комитет государственной безопасности. На совещании у заместителя Председателя КГБ С.К. Цвигуна собралось множество чиновников, так или иначе связанных с ЭЛИНом и планируемыми рекламными мероприятиями, присутствовал и главный инженер МЭП Ю.С. Севостьянов. Он внимательно слушал, что и как говорили, как будет проходить демонстрация рекламы, но в заключении сказал: «Знаете, что на западе скажут? СССР стал зарабатывать валюту на рекламе. А вдруг что-то не получится? И это будет позор на весь мир». Вердикт - запретить.

Москва, 1970-е, наружная реклама, ЭЛИН

Previous post Next post
Up