Я уже показывал, как выглядела
олимпийская Москва и главная спортивная арена Олимпиады-80 -
стадион Лужники. Сегодня речь пойдет о том как в 1980 году Таллин подготовился к проведению олимпийских соревнований по парусному спорту. Расскажет нам об этом со страниц журнала "Техническая эстетика" историк архитектуры и дизайна
Андрей Павлович Гозак.
Центра парусного спорта
Программа подготовки Таллина к Олимпиаде-80 была обширной: она включала более 50 объектов. Возведен целый ряд крупных сооружений: международный аэровокзал, 28-этажная гостиница «Олимпия», пляжный комплекс и общественно-торговый центр в Пирите - пригороде, отведенном для базы парусной регаты XXII Олимпийских игр. Значительно расширены и благоустроены набережные Финского залива, вдоль которых проложена скоростная автомагистраль, связывающая Пириту с центром города. Проведены реставрация и ремонт многих архитектурных памятников Старого города, который предстает перед участниками и гостями Олимпийской регаты во всем своеобразии его исторического облика.
Самым крупным и примечательным объектом олимпийского Таллина является Центр парусного спорта в Пирите. Собственно, с республиканского конкурса на проект этого комплекса и началась подготовка Таллина к Играм. Победителями конкурса стали молодые архитекторы Химм и Кристин Лоовеер и Тийт Кальюнди (при участии Л. Лапина, Ю. Опаса и Я. Пяхта). Многие продуктивные идеи, заложенные в этом проекте, получили развитие на последующих этапах проектирования и легли в основу окончательного архитектурного решения (Авторы проекта: комплекса в целом - X. Лоовеер, А. Райд, X. Сепманн и П. Янес; отдельных корпусов - К. Лоовеер, А. Орувее и И. Хейнсоо; интерьеров - В. Аси, Ю. Лембер, Л. Лээсаар, А. Падар, В. Тамм и др. Строительство комплекса было в основном завершено в 1979 году, в августе которого, во время проведения Балтийской регаты, он и прошел успешные испытания).
Центр парусного спорта расположен в шести километрах от Старого города в живописной местности, где река Пирита впадает в Финский залив. Хорошо защищенное от штормов гаванью, это место уже в течение многих лет используется для проведения различных соревнований. Здесь находятся все таллинские яхтклубы, старейший из которых основан в 1888 году, здесь на протяжении более чем тридцати лет ежегодно устраивается традиционная Балтийская регата. Комплекс состоит из трех зон: речной, в которой оборудованы стоянки для яхт; морской, предназначенной для стоянки катеров и моторных лодок, и собственно архитектурного комплекса, растянувшегося на несколько сот метров вдоль берега залива. Главная часть комплекса - здание яхтклуба, связанное трибунами для почетных гостей с церемониальной площадью, пластическим акцентом которой является чаша олимпийского огня. Далее, перпендикулярно к оси яхтклуба, расположены эллинги с помещениями для обслуживания 600 спортсменов, мастерские и пресс-центр. Следующая часть комплекса - олимпийская деревня - состоит из гостиницы, спортзалов, плавательного бассейна, медицинского центра, ресторана, интерклуба и служебных помещений. Между эллингами и олимпийской деревней находится обширная внутренняя площадь, откуда ведут входы в основные помещения комплекса и где расположено увенчанное высокой видовой башней здание, предназначенное для различных церемоний, в том числе и религиозных служб. Все сооружения комплекса как бы нанизаны на единую ось - своеобразную «улицу», соединяющую основные группы помещений. К этой центральной, функционально наиболее активной зоне с двух сторон примыкают помещения, требующие изоляции и тишины, например гостиничные корпуса, пресс-центр и т. д.
По вертикали комплекс разделен на три уровня. На первом - уровне земли - оборудованы подъезды транспорта, хозяйственные и технические помещения; на втором - коммуникативном - осуществляется связь между корпусами; на третьем уровне расположены открытые террасы, интерклуб, кают-компании. Четкое горизонтальное и вертикальное зонирование комплекса обеспечивает тесную взаимосвязь его частей и вместе с тем сообщает каждой из них необходимую автономность. Основные объемы комплекса не превышают трех этажей. Самые высокие из них - интерклуб и башни яхтклуба - служат акцентами силуэта здания, наиболее целостно воспринимаемого с залива.
Click to view
Река Пирита отделяет комплекс от временных трибун (вместимостью 5000 человек), откуда хорошо видна церемониальная площадь. Обращенное к реке здание яхтклуба представляет собой своеобразный символ всего комплекса. Церемониальная площадь, трибуны и террасы вместе образуют как бы единый постамент, над которым возвышаются сложные объемы завершения яхтклуба, напоминающие своими формами надстройки корабля. Башня клуба решена в виде капитанской рубки, она выделена цветом, снабжена сигнальными устройствами, антеннами, флагами.
Комплекс Центра парусного спорта спроектирован таким образом, что его легко использовать после Олимпийских игр, причем не только для проведения парусных регат. Входящие в комплекс разнообразные спортивные и служебные помещения дают возможность с успехом проводить учебно-тренировочные сборы и соревнования по самым разным видам спорта, в том числе и зимним.
Центр парусного спорта в Пирите создан на основе тесного содружества архитекторов и дизайнеров, которое вообще характерно для современного эстонского искусства. Специфика дизайнерского формоощущения не только проявилась в традиционных для дизайна сферах - проектировании интерьеров, мебели, визуальных коммуникаций, но и оказала воздействие на образный строй комплекса в целом, придав ему черты легкости и изменчивости. Так, «корабельный» характер архитектуры яхтклуба, умышленную подвижность, «незавершенность» его деталей (мачты, антенны, сигнальные устройства) можно рассматривать как реализацию дизайнерской концепции «открытой формы», исходящей из естественной потребности человека в постоянном изменении, обновлении искусственной среды. В общей структуре комплекса, в выборе материалов и цветовом решении также отчетливо прослеживается влияние дизайнерских приемов формообразования, способствовавших созданию оригинальной «корабельной» архитектоники и образности. На нижних уровнях комплекс представляет собой сложную систему переходящих друг в друга массивных террас-«палуб». Возвышающиеся над ними облицованные профилированным металлом и стеклом объемы спроектированы более легкими и пространственно расчлененными. Обилие плоских крыш-террас, с которых открывается вид на море, лестниц и переходов усиливает впечатление палуб огромного океанского лайнера.
Общий вид здания яхт-клуба
Эффективным средством организации объемно-пространственной композиции стало активное использование цвета. Светлая окраска наружных и внутренних поверхностей контрастирует с насыщенными тонами металлических деталей фасадов и оборудования интерьеров. Цветовая гамма каждой из основных функциональных зон комплекса предельно индивидуализирована: синий цвет доминирует в яхт-клубе, зеленым выделена зона эллингов, пресс-центра и спортзала, сочетание красных и желтых тонов преобладает в интерьерах олимпийской деревни. Удачно использованы и коммуникативные возможности цвета. Так, например, красный цвет винтовых лестниц и желтый цвет вращающихся перегородок, отделяющих одну секцию гостиницы от другой, зрительно обозначают зону холлов, выделяют их в протяженных пространствах коридоров. Номера же гостиницы колористически решены сдержанно, даже несколько аскетично: белые поверхности стен и потолка, желтая секционная мебель, черные стулья и настольные лампы. Все номера имеют одинаковую планировку, оборудование и цветовое оформление.
Гостиничный номер олимпийского Центра парусного спорта
В интерьерах комплекса, в целом выполненных просто и лаконично, широко использованы преимущества верхнего освещения, которое не только позволяет решать многие утилитарные задачи по обеспечению естественным освещением внутренних пространств широких корпусов, но и содействует выявлению цветопластических особенностей помещений. Пример - решение многоярусного центрального холла пресс-центра, где богатые светотеневые градации пространства подчеркнуты активными цветами пола, стен и мебели боковых галерей.
Ресторан в пресс-центре
В заключение разговора о Центре парусного спорта в Пирите следует подчеркнуть, что общий оптимистический характер архитектурно-дизайнерского образа комплекса, рождающийся благодаря динамике «корабельных» форм сооружений, насыщенной красочности деталей, флагов расцвечивания, парусов яхт, как нельзя лучше созвучен духу спортивных соревнований.
Лестничный холл гостиницы
В общей подготовке Таллина к Олимпийским играм большое внимание было уделено визуальной организации автомагистрали, связывающей центр города с комплексом в Пирите. Группой таллинских дизайнеров во главе с М. Ыунапуу был разработан проект, предусматривающий размещение по трассе движения (вдоль магистрали и над нею), а также на площадях и других выигрышных участках города больших объемно-пространственных установок вантово-стержневой конструкции. Многообразные вариации одного изобразительного мотива, навеянного темой парусного спорта - стремительностью яхт, упругостью парусов, флагов и вымпелов, широкое использование цветовой и шрифтовой эмблематики Олимпийской регаты позволяют добиться впечатляющего богатства пластических форм и колористических эффектов.
Кинетические объемно-пространственные установки на олимпийской трассе
Элемент объемно-пространственной установки
Олимпийская тематика нашла яркое отражение и в сфере изготовления сувениров. В широкий ассортимент сувенирной продукции входят текстильные и вязаные изделия, ткани, упаковка, игрушки, значки, художественное стекло, ювелирные украшения, плакаты и т. д.
В оформление большинства этих изделий включены графические эмблемы Олимпиады и Олимпийской регаты, изображения тюлененка Вигри («брата» московского Миши), шрифтовые композиции «Олимпиада-80», «Таллин-80», «Олимпийская регата-80», стилизованные изображения яхт различных типов и другая спортивная символика.
Оригинальным графическим решением, удачным сочетанием шрифтовых, орнаментальных и изобразительных мотивов, активным использованием цвета отличаются спортивные рубашки, выпускаемые фабрикой «Марат», вязаные изделия народных промыслов «Коду», упаковка продукции кондитерской фабрики «Калев», плакаты Таллинского дома торговли, косынки, платки и некоторые значки, изготовляемые другими предприятиями.
Олимпиаде-80 посвятили свою новую коллекцию художники-модельеры Таллинского дома моделей, предложив костюмы и платья подчеркнуто свободного покроя, выдержанные в бело-синей «морской» гамме.
В большинстве работ эстонских художников, участвовавших в подготовке Таллина к XXII Олимпийским играм, легко прослеживается ряд характерных образных и стилистических признаков, которые обусловлены не столько общностью тематики, сколько единством проектных установок, направленных на формирование среды, органично отвечающей праздничной атмосфере Олимпиады.
Click to view
По страницам журнала "Техническая эстетика", 1980 год.