Праздничная Латвия

May 26, 2016 12:50



Я уже показывал праздничную Москву, Ленинград , Киев. Сегодня речь пойдет о праздничном оформлении латвийских городов, прежде всего Риги, но среди иллюстраций будут и снимки Талсы, Цесиса, Юрмалы, Даугавпилса, Вентспилса, Кулдиги и других городов. Отличительной чертой латышского праздничного оформления городской среды, является ярко выраженная национальная специфика, которая особенно заметно проявляет себя в графике латышских художников.
Все фотографии относятся к первой половине 1970-х годов. Для полного погружения в материал, иллюстрации сопровождает вполне аутентичный текст В. Апситиса, в котором автор объясняет основные принципы праздничного оформления города вообще и Риги в частности.




Каждый горожанин проводит часть времени на улицах, площадях, в парках. Поэтому важно, какое воздействие оказывает город на жителей. Город - это пространство, которое постоянно говорит с населением языком искусства об актуальных событиях жизни нашей страны и общества. В центре внимания художественного оформления неизменно находятся важные проблемы современности: борьба СССР за мир, дружба народов Советского Союза, интернациональная солидарность народов нашей страны, единство партии и народа. Большая роль отводится выполнению заданий пятилетки, социалистическому соревнованию, достижениям культуры. Особое значение художественное оформление города обрело теперь, когда наглядная агитация отражает выдвинутые XXV съездом КПСС задачи и мобилизует трудящихся на их выполнение.



Особенно красив город в праздничные дни, когда его художественное оформление посвящается показу высших достижений в промышленности, сельском хозяйстве, науке и культуре. Широкие возможности в оформлении городов и населенных пунктов открываются перед оформителями в дни празднования годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, дня 1 Мая, подготовки к выборам либо памятным датам выдающихся событий.



О художественном оформлении Риги заботятся многие промышленные предприятия, организации и учреждения. Оформительские работы координирует методический совет, образованный Рижским горкомом КПЛ и Исполнительным комитетом Рижского городского Совета депутатов трудящихся. В этой работе участвуют также представители Союза художников и Союза архитекторов Латвийской ССР. Всеми мероприятиями, связанными с художественным оформлением Риги, руководит главный художник города - заместитель главного архитектора.



Художественное оформление административных районов столицы возглавляют районные комитеты КПЛ,- а работу художников промышленных предприятий и учреждений координирует художник данного района. Иногда художественное оформление как по содержанию, так и по материалу, в котором оно выполнено, сродни произведению монументального искусства. Однако художественное оформление и монументальное искусство не являются идентичными понятиями, хотя как у того, так и у другого рода искусства есть общие черты.



Монументальное искусство так же, как и художественное оформление, утверждает и прославляет какую-либо высокую идею, важное событие, явление социальной жизни. Произведения монументального искусства, как и художественное оформление, тесно связаны с архитектурой города и окружающим ландшафтом, образуя единый ансамбль. Монументальные работы, как и элементы художественного оформления, образуют четкие композиции, отличающиеся большим обобщением. Это обобщение нередко поднимается до символики.



Однако, в отличие от художественного оформления, произведения монументального искусства создаются главным образом в крупных формах, из прочных материалов и в соответствующей технике. Они посвящаются значительным историческим событиям, памяти выдающихся государственных и общественных деятелей, работников культуры и воздвигаются с целью донести эту память до последующих поколений.



Художественное оформление, напротив, обычно служит короткое время. Оно должно оперативно реагировать на события внутренней и международной жизни. Поэтому элементам художественного оформления свойственны и конструктивные особенности: их конструкция должна обеспечивать быстрый монтаж и разборку, а в случае необходимости они могут быть легко восстановлены.
У художественного оформления в Латвии давние традиции: в праздники и торжества здесь украшались дома и усадьбы. Способность народа к художественной импровизации проявлялась также на традиционных ярмарках.



В конце XIX и начале XX вв. в работе по художественному оформлению стали принимать участие профессиональные латышские архитекторы и художники. В октябре 1917 года художник Я. Бирзгалис создал художественное оформление актового зала Смольного ко 2-му Всероссийскому съезду Советов. В мае 1918 года художник В. Андерсон руководил художественным оформлением Кремля по случаю празднования 1 Мая.



Значение художественного оформления было особо отмечено художественным отделом Комиссариата просвещения Советской Латвии, образовавшим в Риге мастерскую по художественному оформлению под руководством Ансиса Цирулиса в 1919 году.



Художественному оформлению города была отведена видная роль в осуществлении плана монументальной пропаганды, проводившейся по инициативе В. И. Ленина Советским правительством с 1918 по 1920 год. Планом была предусмотрена установка памятников выдающимся революционерам, деятелям науки и искусства, укрепление мемориальных досок, создание монументальных живописных полотен. Это начинание осуществляли выдающиеся советские скульпторы и архитекторы, в том числе проживавшие в Советской России латышские художники - Я. Тильберг, К. Зале, Т. Залькалн.



Особенно широкий размах художественное оформление города приобрело в Советской Латвии. Оно стало совершенно самостоятельной отраслью декоративного искусства. Художники оформляют не только городские улицы и площади, дома и колонны праздничных шествий, но также выставки, витрины, работают в области рекламы. В их ведении находится и размещение наглядной агитации в различных общественных зданиях.



ГОРОД ОДЕВАЕТСЯ В ПРАЗДНИЧНЫЙ НАРЯД
У каждого города, как и у человека, есть возраст. Чем старше город, тем больше в нем культурных ценностей прошедших веков, которые, соединяясь с характерными особенностями ландшафта, образуют только ему присущую индивидуальность. Поэтому и нет в мире другого города, подобного Риге. Следовательно, и праздничное оформление не может быть одинаковым у двух городов.



Рига расположена на приморской низменности на берегах Даугавы. Центр столицы образован средневековым Старым городом и прилегающими к нему кварталами правобережья, улицы которых направлены перпендикулярно Даугаве. Старый город-окаймлен поясом насаждений, сквозь которые вьется живописный канал. Бульвары центральной части города и набережную Даугавы украшают липовые аллеи. Центр Риги включает в себя обширные районы и на левом берегу реки.



Обе части города соединены четырьмя мостами - Московским, Железнодорожным, Октябрьским и понтонным, рядом с последним начато строительство нового капитального моста. Широко развернутая и разветвленная сеть улиц связывает центр Риги с промышленными предприятиями и жилыми районами на окраине города.



За годы Советской власти в Риге сложились свои традиции праздничного оформления. В основе художественного оформления города лежит попытка создания единой тематической и эстетической выразительности. Содержание ее обусловлено соответствующей памятной датой или событием, композиционно характерным для города пейзажем.



Главным является не оформление отдельного дома, моста или сквера. Оформление улиц и площадей, как и отдельных элементов города, подчинено единым требованиям объема, масштаба, перспективного восприятия. Целостность восприятия обусловливают и уравновешенные масштабы декоративного панно, и расположенные равными ритмическими группами ряды флагштоков.



Приведенные примеры оформления объединяют главные улицы города. По ним - ул. Свердлова, ул. Ганибудамбис и бульвару Коммунаров, по улицам Горького и Ленина и по бульвару Райниса, по ул. 13 Января, по мостам через Даугаву - колонны трудящихся в праздничном шествии движутся на Комсомольскую набережную.



Комсомольская набережная - одно из важных звеньев панорамы Риги - выдвигает особые требования к композиции ее оформления. Набережная с ее застройкой образует широкое пространство, воспринимаемое в различных ракурсах - с противоположного берега Даугавы, с мостов. Детализированное постижение пространства возникает при движении но самой Комсомольской набережной, особенно во время демонстрации трудящихся, когда широкая магистраль заполнена тысячами участников празднества. Рижские художники это учитывали, оформляя набережную Даугавы.



Для Старого города, который служит фоном художественному оформлению, характерна равноэтажная застройка, из которой как бы вырастают мощные вертикальные доминанты: шпили церквей-памятников Старой Риги и отдельные, уже построенные, высотные здания, а также здания, которые поднимутся в ближайшие годы в Старом городе и на островах Даугавы.



Поэтому в оформлении набережной использована горизонтальная композиция, которая замы¬кается крупными декоративными формами на стенах Дома художника и здания Министерства мелиорации и водного хозяйства Латвийской ССР. Следует учесть, что выразительность декоративных элементов должна быть лаконична, а их число - ограничено. В оформлении набережной использованы также ряды флагштоков: от Рижского замка до здания Политехнического института - флаги социалистических стран, далее - флаги СССР и союзных республик. Над Политехническим институтом и зданием детской поликлиники расположены горизонтальные панно, соответствующие архитектуре этих зданий. Ритмическое распределение элементов оформления образует два акцента - на площади Латышских красных стрелков и в центре общей композиции, у трибун - там, где установлен кованный на меди портрет В.И. Ленина.



Сходные принципы художественного оформления использованы для украшения левого берега Даугавы.
Целенаправленность в оформлении улиц заметна во всех районах города. Почти каждый дом на бульваре Райниса имеет общественное значение и достаточно выразителен, чтобы служить хорошим фоном для художественного оформления, но рижские художники, создавая декоративный ансамбль, подчинили его одной определенной идее. Ее содержание раскрывается в объемных панно, ритмически расположенных на газонах перед домами. Только в отдельных местах, например, перед Латвийским государственным университетом, оформление получает более широкое, монументальное звучание. В единый ансамбль центры декоративных групп объединяются рядами высоких флагштоков.
Так как идея единого тематического и декоративного оформления является доминирующей, то украшение отдельных «рядовых» зданий носит подчиненный характер.



В общем оформлении известный акцент создают государственные флаги, вывешенные на всех жилых домах. В Риге существует правило устанавливать консольные флагодержатели на высоте 2,5 м над уровнем тротуара.



Иные приемы художественного оформления используются в новых жилых районах города. Здесь декоративное оформление создается для всего комплекса застройки, однако главные декоративные акценты следует располагать на опоясывающих микрорайон улицах, у торговых центров, учебных заведений.



ЭЛЕМЕНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ
Неотъемлемую часть оформления города составляют государственные флаги. Флаг - это официальная государственная эмблема и символ суверенитета, поэтому порядок поднятия флага предусмотрен законом. Он определен «Положением о Государственном флаге СССР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года. Порядок поднятия флага Латвийской ССР определяется «Положением о флаге Латвийской ССР», утвержденным Президиумом Верховного Совета Латвийской ССР 28 февраля 1967 г. и Инструкцией Совета Министров Латвийской ССР о соблюдении данного Положения. Положение и Инструкция предусматривают, что в дни государственных праздников и торжественных событий флаги поднимаются на всех общественных и жилых зданиях.



Флаги - один из наиболее эффектных и обладающих большим эмоциональным воздействием элементов оформления. В дни государственных праздников поднимаются Государственный флаг СССР и флаги союзных республик, а во время фестивалей, певческих и спортивных праздников - разноцветные декоративные флаги.



Торжественное, монументальное впечатление производят флаги, укрепленные на вертикальных флагштоках. Флагштоки можно расположить ритмическими рядами в линейной композиции или свободными группами на площадях, в парках и скверах.



Флаги можно вывесить вдоль центральных магистралей города на натянутых через улицу тросах.
Таким образом можно оформлять улицы по случаю значительных общественных событий - когда отмечаются дни профессий, проводятся Праздники песни и танца, спортивные фестивали. Праздничное впечатление достигается и развешенными на тросах красочными вымпелами. Рисунки и легко воспринимаемые символы на вымпелах отражают соответствующую тему.



Видное место в оформлении города занимают портреты революционных вождей, руководителей партии и правительства. Они устанавливаются как на фасадах домов, так и на свободных площадках. Ни один из декоративных элементов праздничной композиции не должен носить случайный характер. Он должен вписываться в архитектуру здания, соответствовать ритму фасада и пространственным пропорциям свободных участков. При размещении декоративных элементов на площади необходимо правильно соразмерить их пропорции, учесть дистанцию восприятия.



Большие панно или лозунги лучше смотрятся, если они отдалены от зрителя. Если декоративный элемент должен восприниматься в движении (из автомобиля, поезда и т.п.), т.е. время восприятия ограничено, то лозунг или панно размещаются в отдалении от проезжей части, а их художественная основа должна быть выразительной и монументальной. Большое значение имеет текст - ясный и мобилизующий.



Шрифт текста обычно пишется толстыми линиями, тогда его легче разглядеть и воспринять на расстоянии. Лучше всего видны буквы, ширина которых составляет по крайней мере одну пятую высоты. Длинный текст легче читается, если он написан небольшими буквами, однако торжественное настроение создает текст, выполненный крупными буквами. В данном тексте нельзя делить слова на слоги и переносить часть слова в новую строку. Разделяя текст на строки, слова группируют по смысловому признаку.



Если декоративные панно и лозунги прикреплены к фасадам домов, то художественную ком¬позицию следует создавать на плоскости - обычно на модулированных щитах или крупногабаритных рамах. Элементы художественного оформления, расположенные на площадях, в скверах и парках, следует решать объемно.



СРЕДСТВА ОФОРМЛЕНИЯ
Элементы художественного оформления чаще всего размещаются на металлических (обычно - из труб) каркасах или рамах, смонтированных по модульной системе. На таких каркасах можно установить различные щиты художественного оформления, которые используются многократно - их легко смонтировать и демонтировать.



Систему каркасов можно использовать в скверах, парках, зеленых зонах, а также конструктивно связывать со зданием (прикрепляя к стене или устанавливая на крыше). Крупные рамные и каркасные конструкции следует надежно закреплять, зарывая их основания в землю. Перед началом работ необходимо узнать в геодезической службе города, в местных архитектурных, строительных и коммунальных отделах, не проходят ли в выбранном месте электрокабели и кабели связи, а также получить соответствующее разрешение.



Систему каркасов рекомендуется окрасить в нейтральный тон и в промежутках между экспозициями сохранять в качестве вспомогательного элемента оформления либо использовать для рекламы кино, театра, гастролей и т.д. Таким же образом можно найти применение и отдельно стоящим флагштокам. Каркасная конструкция легко демонтируется, если в ее основании сделаны гнезда или углубления, в которых закрепляется каркас. Убрав каркас, гнезда в блоках основания следует прикрыть.



Наземные блоки основания используют на асфальтированных поверхностях там, где проходят подземные коммуникации. Эти блоки обеспечивают устойчивость каркасных конструкций в любых погодных условиях.



Нельзя забывать, что элементы художественного оформления в городе, и особенно - на автомобильных дорогах не должны мешать безопасному движению транспорта. Их надо рас-полагать так, чтобы не ухудшался обзор на прямых участках движения, на перекрестках улиц и дорог. Установку транспарантов, вывесок и реклам у дорог необходимо согласовать с Госавтоинспекцией.
Размещение элементов художественного оформления на улицах и автодорогах должно соответствовать нормам и требованиям Госкомитета Совета Министров СССР по делам строительства.



ПЛАКАТ
Плакат - одно из важнейших средств наглядной агитации. Он отражает наиболее значительные события в хозяйственной, общественной и культурной жизни государства. До сих пор плакаты использовались главным образом для оформления помещений, однако, благодаря своей актуальности, оперативности и художественной выразительности, они могут служить также интересам художественного оформления наружного пространства. Издательства выпускают плакаты как стандартного (60 X 90 см), так и двойного и четырехкратного формата. Для размещения плакатов в городе должны быть предусмотрены специальные стенды, соответствующие размерам плакатов.



Плакаты можно расклеивать и на специальных цилиндрических рекламных тумбах (т.н. тумбах Лихтфаса). Для этого нужно выбирать плакаты такого размера, чтобы их смысл не искажался цилиндрической поверхностью. Если на тумбу Лихтфаса наклеить двухкратный или четырехкратный плакаты, то выраженную в них мысль невозможно будет воспринять сразу и воздействие плаката снизится, а порою это может привести даже к дискредитации его идеи. Так как плакаты быстро устаревают по тематике, их надо часто менять.



ДЕМОНСТРАЦИЯ
Один из кульминационных моментов праздника - демонстрация трудящихся. Целенаправленное художественное оформление шествия не только выражает революционные традиции народа, но и раскрывает глубокий идейный смысл государственного праздника.



Внешний рисунок демонстрации, как и все оформление города, тщательно планируется. Оформление колонны строится так, чтобы ни на миг не ослабевало внимание зрителей. В Риге введена единая система планирования шествий: для каждой колонны вырабатывается определенный план работы и оформления, которые согласовываются в соответствующем райкоме партии.



В оформлении каждой колонны большое значение имеют флаги. Их группировки подчеркивают главные центры композиции. Неотъемлемая составная часть оформления - лозунги, которые обычно выполняются на тканях разных цветов. Размещение именно этих двух компонентов - флагов и лозунгов придает колонне особую динамику.



Необходимо тщательно продумать, как расположить портреты руководителей государства в колонне демонстрантов. При этом надо иметь в виду, что размеры портретов должны соответствовать общему масштабу оформления колонны, но не быть менее 80 X 120 см.



Большая идейная и декоративная нагрузка ложится на оформление автомашин. Каждая автомашина в отдельности, а также все они, вместе взятые, выполняют три главные задачи: -
- в оформлении должен быть отражен конкретный праздник (например, 1 Мая, годовщина Великой Октябрьской социалистической революции и др.);
- автомашина возглавляет колонну определенного района, завода или учреждения;
- в оформлении автомашины должны найти отражение наиболее значительные достижения предприятия или характерные трудовые процессы.



УБРАНСТВО НОЧНОГО ГОРОДА
Когда на город опускается ночь, жизнь на улицах не замирает. Зажигаются огни, вспыхивает реклама, ярко освещаются витрины магазинов. Красива Рига днем, очаровательна - ночью.
В сумерках заметно бледнеет создававшаяся веками красота города: готика и барокко, классицизм и ампир, ренессанс и эклектика, тускнеют стекло и камень.



В последние годы в Риге много сделано для того, чтобы здания говорили и ночью.
Цепь огней Комсомольской набережной отражается в водах Даугавы и, умножаясь, образует мерцающий ковер, на котором вырисовываются темные силуэты домов. Освещенные прожекторами, на фоне черного неба высятся Домский собор, церковь Петра, Рижский замок, Музей красных латышских стрелков. Ярко высвечены псевдоготическое здание Латвийской государственной академии художеств и псевдоклассический Театр оперы и балета, средневековые дома напротив Театра русской драмы, Дворец спорта и др.



Освещение зданий и архитектурных ансамблей - сравнительно молодая область искусства. Решая ее задачи, приходится учитывать как эстетические, так и технические и экономические соображения.
Надо учитывать, что не всегда обилие света дает наилучшие результаты. Практика показывает, что, размещая маломощные осветительные приборы на небольшом расстоянии от освещаемой поверхности, можно достичь большего эффекта, чем при использовании светильников, поставленных в отдалении. Легче высвечиваются светлые здания с ярко выраженной пластикой фасада. Особое значение имеет освещение элементов художественного оформления города. Умело расположенные источники света дают такой эффект, которого невозможно достичь днем.

Источники: В. Шуст. Наглядная агитация. Рига: Лиесма, 1975; В. Апситис. Город праздничный. Рига: Лиесма, 1977.

городская среда, праздничная иллюминация, 1970-е, городской дизайн, праздничное оформление

Previous post Next post
Up