Днем рождения Московской городской телефонной сети считается 1 (13) июля 1882 года. С телефонами-автоматами дело обстояло сложнее. В октябре 1893 года инженер Попов, договорившись с компанией Белла, обращается в Московскую городскую думу с просьбой на разрешение установить 60 переговорных павильонов с телефонными аппаратами, включенными в городскую телефонную сеть, и получает отказ. Повторное обращение Попова, последовавшее в 1896 году, также было отклонено.
Лишь в 1903 году Мосгордума положительно решила вопрос об установке в городе переговорных павильонов. К 1909 году 26 телефонов-автоматов появилось в черте города и 17 за ее пределами. Количество автоматов продолжало расти и далее, к 1912 году достигнув 60 штук, а к концу 1915 - 93 телефона-автомата. Плата за разговор составляла тогда 10 копеек.
В результате октябрьских боев 1917 года, впервые почти за 35 лет, Москва осталась без телефонной связи - практически все помещения Центральной телефонной станции были приведены в нерабочее состояние, большая часть подстанций прекратила работу, серьезные повреждения получили линейные сооружения сети.
Затем телефонная сеть была национализирована и в течении 1918-20 гг. частично восстановлена. В начале 1918 года Ленин подписывает постановление СНК о дальнейшей эксплуатации остатков Московской городской телефонной сети. В частности, этим декретом Народный Комиссариат почт и телеграфов обязывался в самые короткие сроки установить достаточное количество телефонов-автоматов общего пользования. Тем не менее в 1921 году в Москве их насчитывалось всего 10 штук.
К 1930 году был завершен ремонт оборудования Центральной телефонной станции, пущены новые подстанции, все это позволило, наконец, увеличить число таксофонов. СНК придавал большое значение установке на улицах Москвы телефонов-автоматов. Именно таксофон, как нельзя лучше вписывался в картину коммунистического быта, поскольку наилучшим образом олицетворял идею доступности средств связи, предназначенных для всех жителей города. И все же, число таксофонов возрастало очень медленно. Слишком много было препятствий: отсутствие оборудования, нехватка специалистов, сложности монтажа, вандализм несознательной и некультурной части населения. Наиболее остро нехватка таксофонов ощущалась на окраинах города: один телефон-автомат на район - типичная ситуация. Тем не менее к концу 1930 года в Москве уже было 808 телефонов-автоматов.
В 1937 году на Центральном телефонном узле установлены первые «говорящие часы», имеющие свой номер на каждой АТС - появилась возможность узнавать время по телефону.
В 1938 году начат выпуск типовых таксофон серии ВУ, открыт первый переговорный пункт общего пользования на Серпуховской площади. Обслуживание телфонов-автоматов производилось по участковому принципу. За каждым надсмотрщиком был закреплен участок в 30-40 телефонов-автоматов, которые он осматривал, проверял и устранял возникшие повреждения в течении рабочего дня.
К 1941 году по Москве насчитывалось 2775 телефонов-автоматов.
В 1950 году завод МРТП начал серийный выпуск телефонов-автоматов АМТ-47 Пермского телефонного завода. Кабины в это время изготавливали двух типов: деревянные, основным поставщиком которых были мастерские спецмебели и инвентаря Минсвязи СССР, и металлические, производившиеся также одним из заводов Минсвязи.
Следует отметить, что в этот период количество поставляемых кабин было сильно ограничено, что в существенной степени тормозило развитие сети телефонов-автоматов. К тому же деревянные кабины быстро выходили из строя, поэтому с 1957 года было налажено производство железобетонных кабин.
В 1960 году установлены первые железобетонные кабины нового типа для таксофонов, к концу 1960-х годов таких кабин в Москве было уже около 6000. В это время открывались и новые переговорные павильоны, в каждом из которых устанавливалось от 10 до 20 телефонов.
К 1962 году число телефонов-автоматов в Москве достигло 10000 штук, увеличившись за 10 лет более чем в два раза.
В конце 1962 года было принято решение создать единый автоматный таксофонный телефонный узел (АТТУ). В ведение узла было передано все таксофонное хозяйство вместе с обслуживающим персоналом, в его системе было организовано шесть линейных (районных) цехов, а также ремонтный и инкассаторский. Ситуация с таксофонным парком, наконец, была упорядочена, упростилась схема выявления и ремонта неисправных аппаратов.
В 1973 году появились новые таксофоны АМТ-69, позволяющие оплачивать разговор как двухкопеечной, так и двумя однокопеечными монетами.
К Олимпиаде Москва обзавелась телефонными будками изготовленными из алюминия. К спортивному празднику было установлено 350 новых таксофонов.
В 1984 году на выставке «Охрана труда-84», проходившей на ВДНХ, экспонировался первый безмонетный телефон-автомат (авторы: В.Ф.Васильев, Б.И.Матюш, Г.Я. Крылов и др.).
На начало 1991 года в Москве работало 33992 таксофона. Это был абсолютный максимум, дальше число таксофонов только уменьшалось.
В 1993 году таксофоны перешли на оплату жетонами. В 1995 году установили первые 258 карточных таксофонов фирмы «Монетель» (Франция), но еще до этого в Зеленограде поставили опытную серию карточных таксофонов пермского производства.
В 1997 году происходит массовая замена жетонных таксофонов на карточные, число карточных таксофонов составило 2200 шт., а уже в следующем году - 5649 шт.
Во второй половине 90-х годов процветал своеобразный криминальный бизнес на карточных таксофонах. Грабители научились таким образом портить картоприемники, что те «заглатывали» телефонные карты абонентов. С помощью специального приспособления злоумышленники добывали захваченную карту и передавали ее своим сообщникам для последующей реализации.
В Москве и сейчас установлено немало таксофонов, но не припомню, когда в последний раз я видел, чтобы кто-нибудь ими пользовался?
Click to view
You can watch this video on www.livejournal.com
Источник: Н.И. Невзорова, Т.А. Зотова, Т.В. Калмыкова. Твой телефон, Москва. 120 лет Московской городской телефонной сети. М.: Интербук-бизнес, 2002.