Жить стало лучше, жить стало веселее

Mar 29, 2016 18:02



Период с 1935 по 1940 год в отечественной истории известен, как время относительного товарного изобилия. Именно тогда, в 1935 году, Сталин, выступая на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев, заявил: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее».




В это время пищевая промышленность ускоренными темпами наращивала объемы производства. Были построены современные мясокомбинаты, рыбоконсервные заводы, холодильники, молокозаводы, комбинаты по переработке сельскохозяйственной продукции, предприятия по изготовлению стеклотары.



В конце 1935 года выходит в свет постановление Наркомвнуторга СССР № 1462 «Об использовании методов рекламы для расширения товарооборота», обозначившее начало создания новой централизованной системы рекламирования, пришедшей на смену рыночной стихии нэпа. В том же году утверждены первые советские правила содержания витрин и вывесок.



1 февраля 1936 года был упразднен Торгсин. Освободившиеся помещения были реконструированы и в них разместили магазины «Гастроном». Для государственных и кооперативных магазинов наладили выпуск торгового оборудования, элементов наружного и внутреннего оформления.



В феврале же при Госторгиздате Наркомата внутренней торговли СССР было создано Рекламное бюро. Плакаты, листовки, афиши, этикетки, справочники, радиореклама, световые стенды, светореклама, развеска рекламы в трамваях, аренда афишных стендов, наружная реклама - все это входило в обязанности Рекламбюро. В том же 1936 году решаются вопросы о порядке расходования средств на рекламу - издержки на рекламу утверждаются в размере 0,1% к обороту.



В конце 1937 года Наркомвнуторг создает всесоюзную контору «Союзрекламторг», призванную обслуживать хозорганизации системы наркомата всеми видами рекламы, производить и продавать рекламный инвентарь и оборудование. Тогда же, путем слияния Бюро рекламы Наркопищепрома СССР и рекламного отдела Главпарфюмера, была создана контора «Союзпищепромреклама». К работе на вновь создаваемых рекламных предприятиях во множестве привлекались опытные профессиональные художники.













Плакаты и наружная реклама знакомили покупателей со всеми торговыми новинками, выпускаемыми в то время в изобилии: фасованное мясо и сливочное масло, пастеризованное молоко в бутылках, натуральные соки, фруктовые воды, пельмени, мороженное, крекеры, сосиски, плавленый сыр, бульонные кубики, майонез, кетчуп, фигурный шоколад.





Из множества полиграфической продукции рекламных комбинатов отбирались наиболее эффектные плакаты и при помощи трафаретов переносились на фанерные щиты брандмауэров. При этом, разумеется, плакаты приходилось сильно увеличивать и порой менять композицию, подгоняя под размер и конфигурацию стены.



Такое масштабирование зачастую приводило к самым неожиданным результатам. Так плакат художника комбината «Союзпищепромреклама» С. Прокопцева, 1938 года, изображающий щуку и молочного поросенка с банкой майонеза, при увеличении и переносе на стену не только помножил присущее ему изначально безвкусие, но и породил жутких, пугающих монстров. Пятиэтажные «жертвы гастрономии» рекламируют майонез, под которым их следует употреблять в пищу.





Свёртывание торговой рекламы началось в 1940 году, одновременно с возникновением проблем в снабжении населения продовольствием и промышленными товарами, вызванных подготовкой к войне. С началом войны всякая рекламная деятельность в СССР было полностью остановлена.

В статье использованы материалы из книг: А.В.Сазиков, Т.Б.Виноградова «Наружная реклама Москвы: история, типология, документы». М., 2013; А.Ф. Шклярук «Реклама в плакате. Русский торгово-промышленный плакат за 100 лет». М., 2007.

Москва, наружная реклама

Previous post Next post
Up