Публикация в рамках реализации Международного издательского проекта «ЭЛИН: Зеркало для человечества»
Я уже неоднократно говорил о развитии гражданской дипломатии на закате холодной войны, о телемостах и больших экранах, как средстве всемирной разрядки в годы Перестройки. Большая роль в этих событиях принадлежит
Иосифу Гольдину и Джоэлу Шацу. Сейчас идет работа над международным издательским проектом «ЭЛИН: зеркало для человечества», где будет показано, как развитие передовых технологий и внеправительственных контактов между гражданами СССР и США привели к окончанию холодной войны. Американец Генри Дейкин в 1980-е гг. был важнейшей фигурой в становлении Советско-Американского диалога. Именно он финансировал проекты Иосифа Гольдина, Джоэла Шаца, Майкла и Далси Мёрфи. Генри был примечательной личностью и большим русофилом, помогал творческим людям реализовать их необычные мечты, бескорыстно делясь своими навыками и ресурсами, поддерживал инновационное развитие, коммерческие и некоммерческие организации. Генри Дейкин избегал публичности, но был поистине выдающимся послом культуры, миротворцем и пионером глобальной коммуникации.
Генри Солтонстолл Дейкин родился в 1936 г., детство провел в Пасадене, штат Калифорния. Он был калифорнийцем в четвертом поколении, третьим из пяти детей, рожденных Ричардом Ю. Дейкиным и Сюзанной Брайант Дейкин.
Отец Генри, Ричард, был уважаемым инженером, семья которого переехала в Калифорнию из Иллинойса, когда Генри было десять лет. Его мать была калифорнийским историком, автором нескольких биографий выдающихся личностей из истории ранней Калифорнии. Несколько поколений предков Генри Дейкина по материнской линии с 1840-х годов владели стадами овец и выращивали апельсины на огромном ранчо в Южной Калифорнии. Его мать Сюзанна была дочерью Эрнеста Альберта Брайанта и Сюзанны Биксби и внучкой Джона Биксби и Сьюзен Хэтэуэй.
Джон был младшим из нескольких двоюродных братьев Биксби, переселившихся из штата Мэн в Калифорнию в период с 1843 по 1860 год. Обосновавшись на новом месте, Биксби вернулся в Мэн, чтобы жениться на Хэтэуэй и затем привезти ее в Калифорнию. Родители Хэтэуэй активно участвовали в организации и деятельности «подземной железной дороги», тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север и в Канаду.
В 1920-х годах бабушка Генри по материнской линии получила награду от штата Калифорния за чрезвычайно успешную цитрусовую ферму, которую она построила на участке земли, купленным ее отцом, но считавшимся бесполезным другими членами семьи. После этого она отвела часть участка под Ботанический сад Ранчо Санта-Ана, важный объект для исследований калифорнийской флоры. В 1950-х годах этот сад был переведен в Клермонт, штат Калифорния, и стал частью Клермонтского аспирантского университета, где он по сей день остается важным ресурсом для ботанических исследований.
Эта линия необычных предков-женщин помогла Генри сформировать мнение о том, что мужчины и женщины равны во всем.
Когда Генри было четырнадцать лет, семья переехала из Пасадены в Бельведер в округе Марин, Калифорния, а девять лет спустя - в Сан-Франциско. Генри посещал среднюю школу Тамалпаиса в Милл-Вэлли, окончил в 1958 г. Гарвардский университет в Кембридже, штат Массачусетс, и получил повышенную квалификацию в области физики и инженерии, определив свою профессию как «физика здоровья». Работая в Радиационной лаборатории Лоуренса Беркли в 1960-х годах, он разработал карманный детектор радиоактивного излучения, который до сих пор используется в опасной радиационной среде.
Финансовое благосостояние Генри Дейкина было основано на доходах компании Dakin Inc., созданной еще в 1955 г. отцом и братом Генри. После смерти основателей компании Dakin, он много лет входил в ее совет. Когда-то компания Dakin Inc. была самым крупным производителем натуралистических плюшевых игрушек, известных в Америке как «Домашние животные мечты» (Dream Pets).
Компания Dakin начала свою деятельность как небольшой семейный бизнес, основанный в 1955 году отцом Генри - Ричардом Дейкиным. Компания импортировала дорогие ружья ручной работы из Италии и Испании. Старший сын Ричарда, Роджер Б., присоединился к фирме в 1957 году и начал свою деятельность с диверсификации типов импортируемой продукции. Так в ассортимент компании вошли велосипеды, деревянные изделия, парусные лодки и игрушки. Однажды в партии игрушечных поездов из Японии оказалось шесть вельветовых мягких игрушек, которые часто использовались экспортерами на Дальнем Востоке в качестве упаковочного материала. Роджер заказал небольшое количество мягких игрушек, оказавшихся чрезвычайно популярными. Dakin стала разрабатывать мягкие игрушки в своей штаб-квартире в США и выпустила их под названием «Домашние животные мечты». Так состоялось официальное вхождение компании Dakin в бизнес по производству мягких игрушек.
В 1964 году R. Dakin & Company приобрела компанию Dardenelle Co из Линдси, Калифорния, которая производила детские плюшевые игрушки. Все американское производство мягких игрушек переехало на этот объект.
К середине 1960-х годов у Dakin были производственные мощности в Японии, Гонконге и Мексике, а к 1970 году продажи расширились до 35 стран, и производство было перенесено из Японии в Корею.
В 1980-х и начале 1990-х годов Dakin расширила свою лицензионную базу продуктов, включив в нее Гарфильда, Маппетсов, Розовую Пантеру и других персонажей. В 1987 году R.Dakin & Company стала именоваться Dakin Inc. В 1989 году Дейкин приобрел House of Nisbet, семейный британский бизнес, основанный в 1952 году Пегги Нисбет. Это был выход Dakin на рынок коллекционных плюшевых игрушек.
В 1990 году Корея утратила статус зоны беспошлинной торговли, и к декабрю того же года Dakin переключила корейское производство на Таиланд.
В 1995 году Dakin Inc и Applause Inc. объединились, вытеснив Hallmark, с которым они подписали принципиальное соглашение в 1990 году, но отменили приобретение в том же году, когда Applause выразили интерес к Dakin. Applause была основана Уоллесом Берри в 1966 году как The Wallace Berrie Company. Подразделение Applause было приобретено у Knickerbocker Toys в 1982 году, но только в 1986 году компания сменила название на Applause Inc.
Компания достигла пика в 1989 году, когда у нее было 225 миллионов долларов продаж, в основном из линии Гарфилда, лицензированной по комиксам. Но когда популярность пузатого кота пошла на убыль, уменьшились и доходы Dakin, которые в 1991 году упали до 75 миллионов долларов. В 1990 и 1991 годах компания потеряла более 50 миллионов долларов.
В 1995 году появились новые лицензионные продукты, включая Смурфиков, персонажей Диснея, Стар Трек, персонажей Улицы Сезам и многих других. К началу 1990-х годов только Dakin уже продавала в более чем 80 странах с более чем 10 000 производственных рабочих по всему миру.
В 1997 году объединенная компания была приобретена холдинговой компанией, образованной управляющей группой и Frontenac Co., но сохранила свое название.
Была создана группа стратегических альянсов для надзора за изделиями программ премиум-класса компаний быстрого питания, таких как Taco Bell, KFC, Kellogg's, General Mills и Pillsbury. В 1998 году компания производила для них игрушки по мульфильмам «Жизнь жуков», «Мулан», «Покемоны» и «Годзилла».
В 2004 году генеральный директор Боб Соломон покончил с собой, когда стало очевидно, что компания не выживет. Компания объявила о банкротстве вскоре после его смерти. Название Applause было приобретено Russ Berrie на аукционе по банкротству.
Разрушительная трагедия постигла Генри в декабре 1966 года, когда его отец, мать, старший брат Роджер, невестка и четверо из их пятерых детей погибли в авиакатастрофе во время курортного сезона. В 1971 г. в автомобильной катастрофе Генри потерял свою первую жену, Джудит Кларк, а ранее, в 1961 г., свою любимую сестру Сару, покончившую с собой во время учебы в колледже в Рэдклиффе. Несмотря на эти трагические потери, Генри не пал духом и продолжил жизнь, полную удивительной любознательности, трудолюбия и щедрости. Считается, что именно после этих трагических событий Генри стал филантропом.
В 1970-х Генри Дейкин проводил исследования в области парапсихологии и расширения сознания. Был наряду с
Робертом Антоном Уилсоном,
Фритьофом Капрой,
Ури Геллером и др. членом Исследовательской группы по физическому сознанию (Physics/Consciousness Research Group, PCRG), созданной в 1975 г.
Вернером Эрхардом,
Джеком Сарфатти и
Майклом Мёрфи в Эсалене. Джордж Купман, близкий друг сценариста
Дэна Акройда, рассказывал, что PCRG послужила источником вдохновения для фильма
«Охотники за привидениями».
Генри Дейкин был тесно связан с
Институтом Эсален и
Институтом ноэтических наук. Генри написал и издал книгу о
Кирлиановой фотографии, технике фотографирования энергетических полей, окружающих живые существа.
В 1973 году в Сан-Франциско Генри Дейкин женился на Вергилии Пааше, спустя год у них родилась старшая дочь Адриана, позднее Роуз и Джулия и сын Дэвид. Генри и Вергилия помогли создать Вальдорфскую школу в Сан-Франциско, основанную на учении
Рудольфа Штайнера. В настоящее время в школе действуют классы от подготовительного дошкольного до 12-го класса, и она является крупнейшей Вальдорфской школой в Северной Америке.
В течение 1970-х годов разносторонние интересы Генри в области сознания, парапсихологии, компьютерных технологий и охраны окружающей среды породили передовые проекты в его офисе на Вашингтон-стрит в Пасифик-Хайтс в Сан-Франциско.
Любовь Генри к книгам и печатному делу привела его к изучению ранних инноваций в настольной издательской деятельности и многим другим издательским проектам. Во время холодной войны Генри публиковал в «Вестнике Самиздата» религиозные документы, контрабандой доставленные из советских политических тюрем. В результате, однажды, он был упомянут в газете «Правда» как «самый опасный человек в Америке».
В апреле 1977 г. «Литературная газета» опубликовала статью Бориса Рощина «Свобода религии и клеветники». В ней остракизму подверглись священники
о. Димитрий Дудко и
о. Глеб Якунин, а также диссиденты и христианские общественные деятели
Лев Регельсон и
Александр Огородников. 27 апреля все четверо выступили на пресс-конференции, устроенной в московской квартире Дудко, и сделали заявление (подписанное также и их друзьями), отрицавшее обвинения «Литературной газеты» и представлявшее правдивую версию событий, о которых шла речь.
В своей статье Рощин цитирует письмо Льва Регельсона к Генри Дейкину в доказательство того, что Регельсон сомнительными путями пытался достать деньги за границей. Копия этого письма якобы выпала из кармана Огородникова, когда тот вынимал документы по требованию офицера милиции. Регельсон заявил, однако, что документ был найден у Огородникова при незаконном обыске, проводившемся без санкции прокурора, и Рощин исказил его слова. Дейкин выпустил заявление с протестом против того, что личное письмо Регельсона, адресованное ему, было помещено в газете без разрешения, да еще и в искаженном виде.
Вот текст письма по версии «Литературной газеты»:
«США, Сан-Франциско, Джексон стрит: 3456, Г.С. Дэйкину.
Дорогой м-р Дэйкин!
Очень рад был получить от вас письмо № 13. Еще раз с удовольствием отмечаю, что глубоко тронут вашим вниманием ко всем моим предложениям и пожеланиям. Тщательность и четкость ваших действий говорит об искренней заинтересованности и высоких деловых качествах. Письмо Петра Барчука, директора Stand. Parc. Serv., получил.
Надеюсь, что мы сможем выиграть это дело, воспользовавшись небрежностью советских финансовых органов. В настоящий момент полностью готов к изданию раздел первый моих сочинений - публицистика (совместно со священником Глебом Якуниным). Появление такого сборника в кратчайший срок на английском языке очень желательно. Я полностью доверяю вам вести все переговоры и заключить контракты от моего имени, в соответствии с обычной на Западе практикой подобных изданий. К письму приложена также подписанная о. Якуниным и мною официальная просьба к вам вести переговоры с издателями и последующие дела по издательским контрактам. Искренне ваш
Лев Регельсон».
Следует добавить, что в библиотеке Гуверовского института (Стэнфорд, Калифорния) хранится
архив документов Генри Дейкина, включающий переписку, статьи, периодические выпуски, бюллетени, брошюры и другие печатные материалы, касающиеся диссидентов и положения дел со свободой вероисповедания в Советском Союзе и других коммунистических странах. В архиве собраны проекты документальных изданий Христианского комитета защиты прав верующих в СССР и Вашингтонского исследовательского центра.
От своей младшей сестры Миры (Мэри Дейкин), которая занималась медициной в центральной Индии недалеко от Бхопала, Генри узнал о масштабах
Бхопальской катастрофы в декабре 1984 года. По словам Вивека Пинто, коллеги по работе, «Генри и Вергилия открыли свои сердца, чтобы выразить глубочайшую заботу о жертвах. Генри работал не покладая рук, день и ночь, чтобы исправить бессмысленную несправедливость по отношению к жертвам Бхопала. Я не знал никого, кто поступал также великодушно. Генри оказался именно там, куда вели его убеждения! При этом он не афишировал свои поступки, свои добрые дела. Такие люди редки, они гиганты. Они прокладывают нам путь».
Глубокая обеспокоенность Генри по поводу эскалации гонки вооружений возросла в 1980-х годах. В результате он усилил поддержку многих групп активистов, которые были пионерами новых форм гражданской дипломатии, таких как Советско-американская программа обмена, созданная в Эсален.
Когда началась Перестройка, на Запад хлынули целые толпы советских общественных деятелей, ученых и писателей. Одной из первых американских организаций, оценивших значение перемен, был Институт Эсален в Калифорнии. Институт провел множество конференций, коллоквиумов и собраний, например, организовал первый визит в США тогда еще практически неизвестного Бориса Ельцина.
Для постоянно расширяющейся деятельности требовалось больше места, поэтому Генри превратил автомастерскую на 3220 Сакраменто стрит в уникальный офисный комплекс, мультимедийный и культурный сетевой центр, где гражданские активисты могли проводить общественные и частные мероприятия.
Офис Дэйкина был базой для многих «альтернативных» начинаний в области экологии, компьютерной связи, издательского дела. Генри был спонсором местной школы Вальдорфа, стал одним из основателей института Грин Сентюри, организации, способствующей развитию экологически устойчивых человеческих поселений.
За десятилетия Генри создал в этом «инкубаторе» невероятное количество и разнообразие некоммерческих групп, предоставив им техническую поддержку, финансирование, а также офисные и жилые помещения. Некоторые из них до сих пор представляют собой хорошо зарекомендовавшие себя группы, такие как Интерньюс, Ассоциация Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско, Институт глобальных коммуникаций, Альянс Президио, Глобальный деловой совет Сан-Франциско, Ассоциация исследователей космоса, Link TV и Bioneers.
С помощью Генри эти некоммерческие организации развернули новейшие телекоммуникационные технологии, в том числе прототипы электронной почты 80-х годов и первые каналы телеконференцсвязи.
Одна группа, которая занималась исследованиями в таких областях, как психофармакология и психонейроэндокринология, даже организовала телемосты между выздоравливающими алкоголиками по обе стороны «железного занавеса». С Советской стороны эту группу возглавлял доктор Арон Белкин, директор Всесоюзного психоэнодокринологического научного центра. Этот проект привлек внимание
New York Times и ФБР.
Click to view
В конце 80-х гг. Генри Дейкин побывал в Советском Союзе. Иосиф Гольдин пригласил его и Джоэла Шаца в офис Акционерной компании «ЭЛИН и К», где познакомил их с председателем правления компании, генеральным конструктором системы ЭЛИН Леонидом Могилевером. Джоэл Шац был директором института телекоммуникаций частного некоммерческого образовательного фонда, который возглавлял Генри Дейкин.
Click to view
Могилевер договорился с Гольдиным о совместных работах по использованию ЭЛИНа и его базы для проведения телемостов. Джоэлу был выделен офис по Малоафанасьевкому переулку, д. 4, тот самый, где прошла эпохальная встреча с Генри Дейкиным. Тогда внучке Могилевера Оле Генри Дейкин и красавица Диана, жена и партнёр Джоэла, подарили набор детских мягких игрушек. Особенно внучке понравилась горилла в натуральную величину, ее потом использовали в уличной рекламе ЭЛИНа.
Так благодаря Генри Дейкину в арсенале у Джоэла Шаца и Иосифа Гольдина появилось устройство для передачи и приема видеоинформации в малокадровом режиме (Фотофон) и большой экран ЭЛИН со своей студией. Это все то, что было необходимо для старта проекта «Зеркало для человечества».
Click to view
В 1988 г. в New York Times были представлены две из множества финансируемых Генри Дейкиным групп: Центр гражданских инициатив, который обменивался деловыми делегациями тысяч американцев и советских людей.
Click to view
И Сан-Франциско / Москва телепорт, которая ввела электронную почту в Советском Союзе, а затем стала глобальной телекоммуникационной компанией.
Созданная Джоэлом Шацем компания Сан-Франциско / Москва Телепорт изначально финансировалась предпринимателем по недвижимости Доном Карлсоном, бывшим исполнительным директором Consolidated Capital в Эммервиле, Калифорния. Затем, она стала проектом Вашингтонского исследовательского института, частной некоммерческой организации образовательного фонда, возглавляемого Генри Дейкиным. Позднее Шац получил финансирование от Джорджа Сороса, менеджера хедж-фонда, который поддерживал диссидентов в Восточном блоке. Сорос помог Шацу превратить его некоммерческий интернет-провайдер и канал SSTV-видеосвязи с США в коммерческий бизнес под названием SovAmTeleport, разделив выручку 50/50 с советским правительством, которое к этому моменту открывалось для совместных предприятий повсюду. Так Джоэл Шац внезапно стал телекоммуникационным магнатом в новой стране - Российской Федерации - стране, которая отчаянно пыталась присоединиться к остальному цивилизованному миру. Затем SovAm Teleport была преобразована в GTS, которая превратилась в нечто под названием Golden Telecom, которое в конечном итоге слилось с VimpelCom, седьмым по величине оператором мобильной связи в мире. В России и во многих странах бывшего СССР «ВымпелКом» продает свои услуги под брендом «Билайн».
Дом Генри и его жены Вергилии Пааше Дейкин на Джексон-стрит представлял собой неформальный «салон» для непрерывного потока посетителей и творческих мыслителей со всего мира. Наряду с их интенсивным интересом к образованию, сдерживанию гонки вооружений и к любым вопросам, имеющим широкое значение для человечества, Генри и Вергилия были первыми сторонниками строгой защиты окружающей среды. Они провели тщательную проверку, чтобы усовершенствовать программу Conservation Easement, созданную совместно с Тихоокеанским лесным фондом для защиты реликтовых лесов на территории, окружающей Леонард-Лейк. Во время своего проживания в Юкайа Генри был активным членом Экологического центра Мендосино.
Генри Дейкин умер в своем доме в Юкайа 25 августа 2010 г. от рака поджелудочной железы.
В заключении я хочу показать этот трогательный фильм, сделанный в память о Генри Дейкине его дочерью Адрианой.
Click to view