Конкурс научных работ МГХПА им. С.Г.Строганова «Проба пера 2020»

Mar 21, 2021 11:51



Конкурс научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей «Проба пера» проводится в Строгановской Академии совместно со Студенческим научным обществом (СНО) уже десятый год. В течение 2020 года участники присылали свои эссе, статьи, тезисы на конкурс. Всего в 2020 году на конкурс было подано более ста работ. Почти все конкурсные работы помещены в настоящем издании (его можно скачать здесь).
Сборник открывают эссе, подготовленные аспирантами МГХПА им. С.Г.Строганова. Работы аспирантов представляют фрагменты диссертационных исследований в области монументального искусства (флорентийская мозаика, аспирант М.Ю.Сивкова, руководитель профессор А.Ю.Агафонова), графического дизайна (графический дизайн музыкальной продукции - М.А.Ким; проблемы брендинга в контексте туризма - исследование аспиранта Чжан Цзянь из Китая под руководством профессора Л.В.Желондиевской), цифрового искусства (дополненная реальность, аспирант Я.А.Глотова) и других областей дизайна.


В блоке дипломных работ искусствоведов, выпускников кафедры теории и истории декоративного искусства и дизайна помещена статья Е.Н.Добротворской. Ее тема дипломной работы необычна. В работе проведен искусствоведческий анализ русской пикториальной фотографии в контексте живописных исканий конце XIX - начала XX века (руководитель О.В.Муромцева).
Также, как и в прошлом году, основной состав заявок и текстов поступил от магистрантов первого и второго курса выпускающих кафедр Академии. Это не случайно. Приступая к разработке магистерского проекта, студенты в полной мере постигают системный характер своей работы, видят необходимость в освоении не только на проектном, но и на исследовательском уровне опыта работы в различных областях, творческого опыта мастеров, а также анализа ситуации. Особенно потребность в систематизации подобного рода широких по охвату статистических и соцокультурных данных заметна в предпроектных исследованиях студентов таких кафедр как дизайн интерьера (руководитель доцент В.О.Рыжиков), средовой дизайн (руководители профессоры Е.А.Заева-Бурдонская и Е.А.Рузова).
Другим актуальным направлением исследований становятся современные цифровые технологии. Здесь внимание авторов привлекли технологии цифровой печати (кафедра дизайн текстиля, руководитель профессор Е.В.Полякова), технологии 3-D печати (кафедра промышленного дизайна, руководители профессоры Е.В.Жердев, Т.А.Монина, Е.В.Барышева), технологии генеративного, программируемого дизайна (кафедра художественного металла, руководители доценты М.Г.Круглова и В.Л. Глынин). Исследованию новых технологий и материалов также посвящены эссе студентов кафедры художественное стекло Е.В.Василенко, П.Г.Василенко, А.А.Лунина (руководитель доцент В.В.Богданова).
К традиционным формам графической информации (печатным изданиям, системам визуальной коммуникации, айдентике) добавились и виртуальные, экранные формы. Подобная тематика затронута в эссе магистрантов кафедры коммуникативный дизайн (руководитель профессор В.А.Музыченко) и направления «Дизайн мультимедиа» кафедры дизайн среды (руководители профессоры Е.А.Заева-Бурдонская, доцент И.Н. Лысенко, профессор Е.И. Рузова).
Экологическая проблематика присутствует в эссе и тезисах магистерских работ. студентов многих кафедр: художественной керамики и художественного стекла, промышленного дизайна, дизайна среды. Неожиданный поворот представлен в тезисах А.Д.Мордвиновой: проблема «устойчивого» дизайна в контексте разработки эко-мебели (кафедра дизайн мебели, руководители К.Н.Чубурашкин и Е.Н.Чебурашкина) и исследовании Н.Э.Акгюн, посвященного эмпатии и экологии цифрового мышления (руководитель Е.А.Лаврентьева).
В работах магистрантов кафедры художественная керамика прослеживается интерес к художественным, композиционным, творческим проблемам - эссе Е.Н.Алексенко, посвященное формообразованию сосудов, Д.В.Волковой о керамических панно или Р.Ю.Шестаевой о художнице Луиз Буржуа (руководитель: Е.А.Юдина, зав. кафедрой художественной керамики). Представление новых фигур современных художников в этой области обогащает не только художников-керамистов, но и студентов других специальностей знанием современных тенденций.
Впервые в конкурсе 2020 года участвовали магистранты нового направления: «Дизайн-кураторство и экспертиза», открытого на кафедре промышленного дизайна в 2020 г. Часть студентов представили описание своей первой курсовой работы - проекта презентационно-выставочного мероприятия, посвященного дизайну светильников, архитектуре и художественным произведениям, связанным с темой света. Вторая группа текстов связана с выбором и подготовкой уже выпускной квалификационной работы, также предполагающей описание уже более масштабного кураторского проекта (руководители: профессоры А.Н. Лаврентьев и Т.А. Монина, доцент Е.А. Лаврентьева).
Помимо традиционно участвующих магистрантов и бакалавров, аспирантов и дипломников, преподавателей МГХПА им. С.Г.Строганова, преподаватели и студенты других вузов и учащиеся художественных школ. В этом блоке можно выделить эссе, подготовленные магистрантом Тульского государственного университета А.Ю. Зварич.
Актуальная тематика, обобщение исторического и творческого проектного и художественного опыта, анализ современных технологий - все это в совокупности позволило сформировать полноценное научное издание.

Жюри конкурса отмечает следующие работы конкурса «Проба пера-2020» дипломами I степени:
М.Ю.Сивкова. Флорентийская мозаика как новая технология в оформления храмов и часовен в россии начала XXI века
Чжан Цзянь. Тенденции развития дизайна туристических сувениров
Е.Н.Добротворская. Живопись светом. Русская пикториальная фотография конца XIX - начала XX века
В.Ю.Стрелецкая. Экологический дизайн в архитектуре и дизайне как инструмент маркетинга
А.Д.Мордвинова. Устойчивый дизайн в формировании эко мебели
П.Д.Польшина. Роль дизайна в системе научного туризма на примере научно-образовательных маршрутов центров космических инноваций.
С.Д.Красная. Графика эпохи ар-нуво: Иван Билибин и Альфонс Муха
П.Д.Польшина. Роль дизайна в системе научного туризма на примере научно-образовательных маршрутов центров космических инноваций.
Н.А.Буканов. Интерактивный дизайн в решении городской социальной программы в примере экологического портала Москвы
А.А.Сердюк. Рудольф Кох: синтез как принцип проектирования шрифта
А.М.Величай. Рязанское деревянное зодчество как источник идентичности и культурной символики. К проблеме брендинга русских городов
Я.С.Журкина. «Умный дом» и проблемы дизайна для пожилых людей
А.Н.Филиппова. Анализ существующих строительных 3D-принтеров
Н.Э.Акгюн. Эмпатия - главный двигатель прогресса в пользовательских интерфейсах. Экология цифрового мышления
И.А.Вахромеев. Использование базовой дизайн-системы в постоянных экспозициях галерей и музеев
Д.В.Раншакова. Осмысленный свет. Концепция проекта выставочной презентации. Девиз: «Свет как скульптор»
Д.Ф.Фидарова. Цифровая печать как перспективное направление текстильной промышленности: этапы становления и развития
Г.Р.Койчиев. Концептуальный транспорт в жизни и в кино
А.Б.Ермолаев. Формирование устойчивых признаков класса «люкс» в дизайне автомобиля» (На примере эволюции стиля фирмы Mersedes Benz)
С.Е.Поздняков. Четвертое пространственное измерение как метод единовременного наблюдения трехмерного пространства в его объемности
Е.Н.Алексенко. Формообразование в художественной керамике ХХ-ХХI веков.
Ю.В.Черкасова. Сравнительный анализ творческого метода керамистов-скульпторов Ольги Скубченко и Янины Мироновой.
М.М.Торицына Математические модели на стыке направлений искусства
О.Н.Агамирова. Прогулка по старому Вильнюсу. К 145 летию со дня рождения Мстислава Валериановича Добужинского
Е.В.Василенко, П.Г.Василенко. Современное художественное стекло и его использование в современном интерьере
А.А.Лунина. Дихроическое стекло и его особенности
И.И.Шедько. Эссе «Видеоигра APE OUT как проявление живописи действия»

Дипломами II степени отмечены:
Е.Д.Мокроус. Влияние планировочной структуры на образное решение музейных экспозиций
А.М.Максимова. Проектирование интерьеров кризисных центров социальной реинтеграции
М.Э.Фазлулина Венская мебель в XXI веке
А.А.Рузиева. Принципы средового проектирования в системе промышленного туризма моногородов России (на примере г. Усть-Катав)
А.В.Крецу. Система проектных приемов в эко-ревитализации среды малых городов России (на примере г. Подольска, Московская область)
А.В.Шепетина. Медиа дизайн в технологии утопий. Проектно-прогностическое исследование
Е.В.Мордашева. Район Ивановской горки в Москве. Адресная разработка информационного ресурса
М.Барбоза. Экомониторинг в России. Дизайн оборудования ключевого метода улучшения экологической обстановки
Н.О.Найденов. Научная фантастика в контексте современных тенденций цифрового искусства и дизайна
А.Н.Тимофеева. Проект семейного уличного фестиваля Света в Лужниках. От поиска метафор до реализации.
М.М.Курнева. Реставрация Домов-коммун архитектора Моисея Гинзбурга
А.Р.Петренко. Традиционный японский костюм и разработка капсульной коллекции женской одежды с использованием анималистических мотивов
С.И.Курносова. Элегантная итальянская фантазия. История марки (бренда) Alfa Romeo
В.И.Пименова. Художественно-пластические особенности родстера Bugatti type 55 в контексте художественной культуры 1930-х годов
А.Д.Лапаева. Дизайн общественных средств транспорта для безбарьерной среды
И.М. Грачева. Анализ творчества Игоря Чолария в контексте традиции и самобытности в современном изобразительном искусстве
Д.В. Волкова. Керамика как элемент архитектурно-паркового ансамбля
М.А. Воробьева. Абстрактный экспрессионизм и дзен-эстетика в керамических произведениях Питера Вулкоса (1924-2002) и Шозо Мичикава (р. 1953)
О.Р.Елсакова. Современный фарфоровый сервиз. Веджвуд. Англия
А. Д. Дуброва. Ювелирный дизайн в контексте кинетического искусства
Е.Б.Петракова. Систематизация технологий художественной обработки металлов для реализации объектов в городской среде
Ю.А.Букреева. Изобразительные возможности деколи в современном художественном стеклоделии
Е.В. Василенко, П.Г. Василенко. Дизайн Тапио Вирккала
А.В.Ковальская. Ассамбляж Йозефа Альберса, как пример зарождения нового взгляда на искусство и экологию материалов
Е.Е.Макарова. Дизайн пользовательского опыта в мотоциклетном дизайне
А.Ю.Зварич. Дизайн сувенирной продукции как способ отражения городской среды на примере проекта, посвященного 500-летию Тульского кремля
М.Г.Степанова. Биография и творчество Ивана и Алексея Зубовых

Проводя конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей МГХПА им. С.Г.Строганова преследует несколько целей. Во-первых, привлечение учащихся к научной работе, приобщение к различным форматам научных текстов. Во-вторых, превращение научно-исследовательской работы в поисковый проект, формулировку новых тем, направлений, освоение оригинальных областей и технологий художественного творчества. В-третьих - предоставление возможности опубликовать свои первые исследовательские работы, научить формулировать и осознавать новизну исследовательских текстов.

А.Н. Лаврентьев
проректор МГХПА им. С.Г.Строганова по научной и международной работе, профессор, доктор искусствоведения

Ф.И.Рагимов
доктор экономических наук, профессор, проректор МГХПА им.
С.Г.Строганова по развитию социальной инфраструктуры и молодёжной политике

А.В.Сазиков
Зав. научно-методическим отделом МГХПА им. С.Г.Строганова, кандидат искусствоведения

МГХПА им. С.Г. Строганова, Строгановка, наука

Previous post Next post
Up