Три недели назад мне довелось съездить на Тур-Де-Франс. Это самая известная и престижная велосипедная гонка мира, проводимая уже более ста лет во Франции. Неофициальное название - «Большая петля». Собственно мы приехали именно в год проведения 100-ой, юбилейной гонки. Приехали по приглашению единственной российской велокоманды - "Катюша" и вместе с ней, за три дня, посетили 3 из 21 этапа этой веломногодневки. Попробую рассказать и о самой веломногодневке и о севере Франции(Нормандия, Бретань), где мы были в эти дни.
1. Свое путешествие до веломногодневной Франции мы начали из Казани, где были на открытии Универсиады(о которой я тоже планирую рассказать). Перелет нам предстоял аж с тремя пересадками и общей длиной в 12 часов: Казань-Москва-Париж-Нант. Сам перелет прошел весьма приятно, и стоит отметить, что в Трансаэро было лететь приятнее, чем в Air France. До тех пор пока, в Нанте, я не узнал, что мой чемодан Трансаэро забыло в Москве. Услужливые работники аэропорта в Нанте предложили мне взамен чемодана вот такую сумочку на первое время, а также белые трусы, майку и тапочки. Последние в их фольклоре наверняка не имеют такого сакрального значения, как в нашем. Вот собственно сама сумочка:
2. В ней я обнаружил раскладную расческу, зубную щетку, зубную пасту, мыло, крем для рук(!), гель для душа, шампунь, бритву и крем для бритья, две ватные палочки, влажную салфетку и тюбик, назначение которого я так и не понял. Все это немало мне помогло, потому-что мой чемодан Трансаэро смогло прислать лишь через 2 дня с кучей разных наклеек и туристических бирок. Теперь Трансаэро у меня в разряде авиакомпаний, которыми летать нежелательно.
3. С чемоданом или нет, а мы отправились из Нанта в маленькую деревню Порнише, на берегу Атлантического океана. В день нашего прилета в Тур-Де-Франс как раз был единственный день перерыва, поэтому мы спокойно и неспешно преодолели 60 километров из Нанта до Порнише, где нам предстояло пообедать с командой "Катюша" и искупаться в Атлантическом океане, чего я никогда доселе не делал. Этот маленький переезд, как и все наше большое путешествие вслед за плеотоном самой крупной веломногодневки, мы преодолели на машине, на которой логотипов госкоропораций было больше, чем логотипов самой велокоманды. Что неудивительно, ибо сама "Катюша" - это важный элемент в Общероссийском проекте развития велоспорта, которые именно эти госкорпорации и создали несколько лет назад.
4. По дороге к Порнише мы остановились около пресс-центра Тур-Де-Франс, и это было мое первое соприкосновение с Францией, во время которого она обдала каким-то средиземноморским пафосом.
5. А вот сам Порнише - это маленькая деревня в Нижней Нормандии, которая таким вот пафосом может и не отдает, но зато находится на берегу океана. Формально это деревня, одно это слово рождает в мозгу российского человека ассоциацию с грядками, заборами и шифером на крышах. Однако французская деревня совсем не такая. Она чистая, там очень хорошо одетые люди и очень самобытные дома. У нас даже современные коттеджные поселки не оставляют такого уютного и милого впечатления. Многие дома увиты какой-то зеленью. То ли диким виноградом, то ли чем-то еще, но выглядит очень красиво. Ну и сама архитектура такая, которую не везде встретишь. Причудливая из разных кирпичей, с окнами разного размера, и с какими-то причудливыми узорами. Под балконом у некоторых домов выбита жестяная табличка с фамилией семьи здесь проживающей. Прямо средневековое очарование.
6. Порадовала в этой глухой французской деревушке не только архитектура, но и само устройство. Например наличие велодорожки, которое в наших суровых деревнях точно приняли бы за признак слабой руки государства и гей-пропаганды. Машины, на улицах довольно дешевые. Очень много смартов и практически нет джипов. Честно говоря, не помню ни одного джипа.
7. Вся линия вдоль набережной оборудована деревянными скамейками и милыми деревянными информационными табличками
8. Ну и океан, конечно. Атлантический. Во всей красе. Как туда не сфотографироваться?
Правда покупаться так и не удалось, океан вечером оказался слишком холодным для таких процедур.
9. Кстати на пляже Атлантического океана в Порнише нельзя разжигать костры и гулять с собаками, а также ездить на лошадях. Причем ездить на лошадях нельзя строго с 9 утра до 8 вечера, а потом хоть всю ночь скачите вдоль океанских вод. Не помню, чтобы я встречал такое ограничение на каком-нибудь еще пляже из тех, на которых я бывал. Выглядит это довольно необычно и забавно.
10. На следующий день из Порннише, который мы по-свойски прозвали Парнишей мы стартовали на первый для нас этап Тур-Де-Франс, который финишировал в крепости Сен-Мало. Долго эта крепость была прибежищем разного рода монахов, пока в середине XII века не была построена крепость и основан полноценный средневековый город. В 1590-1594 гг. на территории города даже существовала самостоятельная республика. Позже Сен-Мало был убежищем разного рода пиратов, каперов и полупиратов. В общем место в высшей степени романтическое.
Я еще ни разу не был в месте столь хорошо сохранившимся со времен средних веков.
11. Очень странно это средневековое очарование смотрится вперемешку с неизбежными атрибутами 21 века. Вот например, полицейский смарт выезжающий из ворот, которые в средневековье сдерживали натиск чужих королевств. Эпоха постмодернизма во всей красе.
12. Ужин после финиша настиг нас вот в таком придорожном кафе, неподалеку от нашего нового перевалочного пункта - местечка под названием Понторсон. Совершенно неожиданно в нем оказалось и кабаре. Вот так вот: в России в придорожных кафе потчуют борщом обычно, во Франции - кабаре :)
13. Впрочем потчевали в этом заведении не только кабаре, но и довольно вкусной едой, не без примеси этнических особенностей. На первое - запеченный сыр камамбер и овощи, на второе - курица с картошкой, опять же запеченные в камамбере. Было очень вкусно и сытно. Стандартный ужин во французском кафе, на севере Франции обойдется в 20-30 евро. Это без вина.
14. На следующий день мы стартовали из Понторсона на второй этап Тур-Де-Франс. Меня удивило, что у маленькой деревушке Понторсон, в которой живет менее 5.000 жителей есть официальный сайт. Можете себе представить официальный сайт деревни Каменный конец под Псковом, например? Вот и я не могу. Пока мы ехали, вслед за гонщиками, по этапу довелось проехать немало населенных пунктов разной величины, они были похожи в двух вещах: в каждом присутствовали здания очень красивой архитектуры и в каждом на площади было множество людей, играл оркестр, площадь была украшена ленточками и флагами. Из Тур-Де-Франс в таких маленьких деревнях делают настоящий день города.
15. А вот так здорово стилизованы велодорожки в местах, где проезжает пелотон Тур-Де-Франс. Кстати дороги во Франции нельзя назвать какими-то выдающимися. Но они хорошие везде. Нет таких мест, где были бы колдобины или вместо дороги неожиданно начинался пористый асфальт. Учитывая то, что ездили мы по маленьким городкам и деревням, по большей части :)
16. Кафе в маленьких городах очень аутентичные, но при этом и очень националистиеские и не очень комфортные. Как и сами французы. Стоит с ними заговорить по-английски и они делают такое лицо, будто ты на крыльце их кафе начал танцевать гопака со своим медведем. Вот таким бутафорским окном с видом на Сан-Мишель было декорировано окно в кафе неподалеку от самого аббатства. Когда мы пришли в это кафе, мои друзья заказали себе по кофе, а я нет, после чего меня попросили освободить место, так как находится в кафе могут только те, кто хоть что-нибудь заказал. Капиталисты!
17. Тур-Де-Франс, как и велосипедный спорт, в принципе, неожиданно популярны во Франции. Казалось бы - тебе приходится приходить и 3-4 часа ждать велосипедистов, которые пронесутся мимо тебе я за 5 минут и тебе придется ехать домой. Однако, это никого не смущает - люди приходят семьями, устраивают мини-пикники, смеются, шутят, ждут своих кумиров.Пока едешь 130-140 километров этапа, вдоль дороги стоит десятки тысяч фанатов, особенно много их, конечно, на финише, который оборудован специальными трибунами и медийным "городком". Есть ощущение, что Франция в эти дни просто дышит этой веломногодневкой, по крайне мере Бретань и Нормандия, где мы были.
18. Второй (для нас) этап Тур-Де-Франс финишировал в аббатстве Сан-Мишель, без сомнения самом ярком для меня впечатлении лета 2013, на сегодняшний день. Особенно учитывая тот факт, что я сейчас читаю "Песнь льда и пламени" Джорджа Мартина и мне особенно интересно попасть в средневековый замок, будто списанный с его страниц. И это, кстати, недалеко от истины, говорят что именно с крепости Мон-Сен-Мишель, Толкиен рисовал свой Минас-Тирит во Властелине Колец.
19. Сам Мон-Сан-Мишель известен тем, что причислен ЮНЕСКО к всемирному наследию человечества. А сам город существует аж с 709 года, то есть недавно разменял 13 веков. Кроме того именно здесь самые сильные приливы и отливы на всем земном шаре. Обычно скорость отлива у крепости Сан-Мишель сравнивают со скоростью лошади в галопе. Кстати, в крепости есть люди, которые живут там постоянно. Правда их лишь несколько десятков. Стены крепости выглядят по-настоящему неприступными. Думаю взять ее можно было только измором, ведь с четырех сторон она при этом еще и окружена Ла-Маншем.
20. Внутри самой крепости настоящее средневековье. Узкие улочки с высокими крепостными стенами и товарными развалами, черепичные крыши с высящимися дымоходами статуи рыцарей и благородных дам.
В общем говоря, впечатления от поездки просто невероятные. В этой части повествования я рассказал свои впечатления от севера Франции. От крепостей Нормандии и Бретани на берегу Ла-Манша. В ближайшие дни постараюсь описать особенности самого Тур-Де-Франс, как настоящего вело-праздника для жителей Франции.
P.S. А вот вам видео, как креативно готовят омлет на завтрак жителям и гостям аббатства Мон-Сан-Мишель: