Как известно, первый президент России Борис Ельцин, по его собственному признанию, «каждое утро думал об Украине». Сложно предугадать ход утренних мыслей Владимира Путина или Дмитрия Медведева, однако по сути за эти годы ничего не изменилось: Украина для России по-прежнему чрезвычайно важна и во внешнеполитических раскладах Кремля стоит особняком. Сейчас наступает переломный момент, у Москвы за последние годы не было более благоприятной ситуации для вовлечения Киева в свою систему координат, окончательного и бесповоротного.
Владимир Путин любит повторять, что «современный мир слабых съедает». В сегодняшних условиях в роли слабого выступает Киев, и дабы стать сильнее - необходимо примкнуть к сильному. Руководство Украины уже понимает это, хотя на уровне официальной риторики всё ещё слышатся дипломатичные месседжи о «европейском выборе Киева» на фоне «стратегического партнёрства с Москвой». Звучит не совсем понятно, но дипломатия есть дипломатия.
В летописи российско-украинской конфликтологии действительно наступает момент истины. Состояние, в котором пребывают двусторонние отношения Москвы и Киева в течение последних лет, характеризующееся нелепыми сырными войнами, бесконечными газовыми переговорами, декларациями о создании мифического консорциума, должно уже, наконец, развеяться и уйти в прошлое.
Почти вернувшийся в президентское кресло Владимир Путин нуждается во внешнеполитическом блицкриге, в молниеносной победе «без крови». При этом внешних площадок для демонстрации силы и авторитета не так уж и много. В отношениях с Китаем, например, успехом будет просто удержать нынешние показатели взаимодействия. Европа хоть и заинтересована в поступательном развитии отношений с Москвой, тем не менее, вряд ли пойдёт на серьёзные уступки, как то смягчение третьего энергетического пакета или приближение к режиму без виз. США в ближайшие полгода точно не откажутся от планов размещения системы ПРО близ российских границ, о чём на встрече с Медведевым невольно обмолвился Барак Обама.
Касаемо Белоруссии почти все планы Кремля реализованы, Минск практически полностью находится на игле российского экономического субсидирования, потому ожидать ещё каких-либо уступок от Лукашенко наивно. От Молдовы уступок тоже не дождаться, но совсем по другой причине: там с избранием нового президента укрепились позиции проевропейской коалиции, что, впрочем, не сильно тревожит Россию. Что же касается дальнейшего расширения Таможенного союза с прирастанием к оному Киргизии и Таджикистана, то никакой экономической пользы от этого пока не видится.
Таким образом, всё замыкается вокруг ближайшего и самого важного российского партнёра - Украины. Перетянув колеблющийся Киев в свою орбиту, Москва значительно усилит свои внешние позиции. Ну, а что же думают на Украине?
Начав третий год правления, президент Янукович и его команда едва ли могут гордиться успехами на внешнеполитическом фронте. Уверенно начав в 2010-м поступь сближения с Россией, сегодня украинское руководство сильно медлит и колеблется. Тогда, 2 года назад Янукович, нарушив в угоду Москве процедуру ратификации в парламенте, спешно отдал Севастополь, однако не получил взамен желаемых экономических компенсаторов - долгосрочных скидок на импорт газа и гарантий транзита голубого топлива через свою территорию. В итоге Киев потерял почти все переговорные козыри.
«Газпром» нынче требует одного: платить по счетам. Украина платит, при этом, ссылаясь на тяжкое экономическое положение, то судами грозит, то честолюбиво вынашивает некие «альтернативные схемы газообеспечения». Москва же проявляет демонстративное хладнокровие, спокойно окружая соседа альтернативными газопроводами. Между тем, российско-украинская президентская комиссия - орган, координирующий двусторонние связи - не заседала аж с осени 2010-го! Говорить, по большому счёту, не о чем.
Вместе с тем Януковича не то, чтобы не любят на Западе, но никто его там не ждёт. Украинский лидер недавно выступал в Давосе и Мюнхене, пытаясь убедить европейских коллег в европейском выборе Киева, однако ни о чём толком договориться не удалось. Документ, свидетельствующий обоюдное желание сторон - Киева и Брюсселя - развиваться в русле интеграции, должен был быть парафирован ещё в конце 2011-го. Но этого не случилось и вряд ли вскоре случится, ибо европейцам категорически не нравится положение дел, когда в тюрьме сидят лидеры украинской оппозиции, и прежде всего - экс-премьер-министр Юлия Тимошенко.
На фоне этого зашли в тупик переговоры украинского правительства с Международным валютным фондом, за счёт средств которого в последние годы Киев покрывал дефицит бюджета. Ближайшей осенью на Украине пройдут выборы в парламент, и до сего времени цены на коммунальные услуги населению правительство повышать не хочет. А без выполнения этого требования МВФ деньги Киеву не даст. Между тем, газпромовские счета продолжают приходить, и суммы там то и дело увеличиваются.
Сегодня всё зависит от воли украинского руководства. Теоретически Украина всё ещё может подписать некие соглашения с ЕС, но возможно это будет только в случае освобождения тех, кого на Западе считают «политзаключёнными», а также проведения демократических (по мнению Запада) парламентских выборов. В силу всех означенных факторов президент Янукович постепенно отказывается от продекларированного «европейского выбора», который де-факто не нужен ни Украине, ни Евросоюзу, и всё чаще устремляет взор в сторону Москвы.
Москве же, покуда у Киева с Брюсселем ничего не клеится, необходимо оперативно втягивать Украину в свои «распростёртые объятия». В первую очередь важно завлечь главного соседа в Таможенный союз, ибо, если это случится, ни о какой европейской интеграции, разумеется, уже не может быть и речи. Во-вторых, России крайне желательно добиться права напрямую поставлять газ украинским потребителям (крупным промышленным объектам). И только лишь в-третьих - попытаться получить в собственность на глазах обесценивающуюся украинскую газотранспортную систему.
Взамен Украина вправе обрести весомые экономические преференции, которые в том числе помогут Януковичу сохранить по итогам выборов лояльный парламент и переизбраться через 3 года на второй президентский срок.
Думать президенту Януковичу нужно быстрее. Иначе есть риск того, что антироссийская оппозиция может обогнать партию власти на выборах или, что более вероятно, изменения в структурах украинской власти, связанные с взаимным недовольством ввиду непрекращающегося передела тающего национального пирога, могут обернуться общей дестабилизацией в стране, что в свою очередь приведёт к неспособности выполнять условия газовых договорённостей с Москвой. Такое уже однажды случалось.
С точки зрения сложившейся конъюнктуры Москве представилась идеальная возможность выстроить с Киевом близкие, взаимовыгодные и долгосрочные отношения. Если в этом году Россия не сможет (или не захочет) завлечь Украину в свою систему координат, это вызовет большие сомнения касательно серьёзности намерений доминировать в постсоветском регионе.
Ну, а в завершении можно добавить, что «слабых съедают» не везде. К западу от границ Украины существует иной мир, где слабым, наоборот, безустанно помогают, причём зачастую - в ущерб себе. Правильно это или нет - вопрос спорный и неоднозначный. Однако Украина предпочитает жить по правилам мира первого - того, о котором говорил Путин. Всё остальное - лишь следствие выбора и не более.