Исида и Осирис были, без сомнения, самыми известными в античном мире египетскими божествами, память о которых сохранялась даже в эпоху средневековья. Популярность этого египетского мифа в греко-римском мире объясняется необычайной «человечностью» мифологических образов и моделей, лежащих в его основе. У египтян существовало множество мифологических сюжетов и мотивов, которые никогда не сводились в текстах к единому развёрнутому повествованию с началом и концовкой. Обычного логического построения (в нашем понимании) лишены были и записи различных сюжетов осирического цикла. Впрочем, можно указать пример достаточно целостного изложения основного содержания мифа - это гимн Осирису Амонмеса периода Среднего царства - так называемый «Луврский гимн Осирису»1. Впервые попытку изложить миф об Осирисе предпринял, судя по всему, египетский жрец Манефон для грекоязычной аудитории2. Сочинения Манефона активно использовал Плутарх в своём знаменитом трактате «Об Исиде и Осирисе»3. Другое связное изложение этого центрального в египетской религии мифа было сделано Диодором в первой книге его «Исторической библиотеки»4. Греко-римские источники по египетской религии достаточно хорошо изучены (особенно это касается произведений Геродота и Плутарха), и в зарубежной историографии существует фундаментальная школа, изучающая проблемы interpretatio Graeca et Romana («греко-римской интерпретации») египетской религии5. С другой стороны, сравнительно меньше внимания в научных трудах уделялось позднеантичным и христианским источникам по египетской религии. Разумеется, проблема отражения «языческих» реалий у позднеантичных авторов получала своё освещение в некоторых монографиях и многочисленных статьях6. Однако в целом этот комплекс источников остаётся менее исследованным в контексте interpretatio Graeca даже в зарубежной историографии. В отечественной науке ситуация совершено иная, и здесь до сих пор остаётся актуальным исследование практически любого сюжета, связанного с interpretatio Graeca7.
Остальное здесьВасильева О.А. «Потерянный ребёнок» Исиды: к проблеме интерпретации мифа об Исиде и Осирисе в позднеантичной традиции // ВДИ. 2009. 1. СС. 150-160.