Один из самых известных английских королей Генрих VIII Тюдор (1509- 1547) неизменно привлекает внимание историков. Ими созданы разнообразные, порой взаимоисключающие, трактовки его политики и личности. То он изображается королем-жуиром, мало занимавшимся государственными делами и постоянно находившимся в вихре придворных развлечений, причем особое внимание концентрируется на его скандальной личной жизни, то жестоким и вероломным тираном, то предельно расчетливым трезвым политиком, безразличным к женщинам, устраивавшим браки только по политическим мотивам и содержавшим пышный двор исключительно по необходимости, из престижных соображений. Один из его биографов (Л. Смит) считал, что все поведение Генриха VIII свидетельствовало о параноидальных наклонностях английского короля. Конечно, такая постановка вопроса носит налет сенсационности. Но с ней связана и другая важная проблема в характеристике этого короля - тирания и деспотизм, с чем согласны почти все его биографы. Тирания Генриха VIII превышала нормы и законы общества, которым он правил, ибо перед ней были беззащитны многие его подданные. Чаще всего в тирании упрекали этого короля за его преследования видных католиков и секуляризацию монастырей. Но Генрих VIII отнюдь не был религиозным фанатиком-протестантом. С другой стороны, его тирания не носила массовых масштабов. Главными исходными моментами в тирании Генриха VIII были такие черты его характера и психологии, как стремление преодолеть и разрушить всякое сопротивление на пути осуществления его желаний и планов, непредсказуемость, напористость и самоуверенность. Эти черты характера английского короля становились как бы инструментом в осуществлении им свойственных для того времени процессов монархизации и укрепления бюрократического государства. В общем, Генрих VIII больше выглядел как тиран-государь в стиле итальянского Возрождения, обретший плоть и кровь под пером великого гуманиста Н. Макьявелли.
Тирания Генриха VIII коснулась прежде всего его ведущих министров и помощников и его жен, а затем всех, кто не подчинялся его политике. Основная масса работы как в области внутренней и внешней политики Генриха VIII делалась его фаворитами, крупными государственными деятелями Англии XVI в., фактически заложившими фундамент английской монархии нового времени, кардиналом Т. Вулси и Т. Кромвелем. К ним можно было бы добавить Т. Мора, который был лордом-канцлером Англии в 1529 - 1532 годах. Но, во-первых, время его министерства было слишком кратковременным, во-вторых, он не был крупным государственным деятелем, хотя хорошо разбирался в тайных пружинах принятия важных государственных решений. Тем не менее, и его постигла столь же печальная участь, как Вулси и Кромвеля. Все трое были подвергнуты опале, но если Вулси успел умереть своей смертью, избежав неминуемой казни, то Мор и Кромвель окончили дни на эшафоте.
Приведем некоторые высказывания различных авторов. "Генрих VIII был тираном, но блестящим и способным государем". "Деспотом он определенно стал, но в действиях своих согласовывался с волей народа". "Он обладал силой воли и непреклонным характером, которые в состоянии были вести его к заранее намеченной цели, невзирая на препятствия...". Одну из характерных черт Генриха VIII очень точно отметил Мор. После одного из посещений королем его дома в Челси зять Мора У. Ропер высказал восхищение той любовью, которую проявил Генрих VIII к его тестю. На это Мор грустно заметил: "Я должен сказать тебе, что у меня нет причин быть гордым от этого, ибо если ценой моей головы будет добыта хотя бы одна крепость во Франции, он не замедлит это сделать". Уже находясь при смерти, Вулси, хорошо изучивший короля, говорил везшему его в Лондон коменданту Тауэра сэру У. Кингстону: "Надо быть уверенным в том, что Вы ему вкладываете в голову, ибо Вы никогда не вынете это назад".
Продолжение Ивонин Юрий Евгеньевич - доктор исторических наук, профессор. Смоленский государственный университет.