Интимная жизнь индусов. Часть IV

Jun 15, 2012 08:21

"Камасутра"

Первое, что упоминается в разговоре о сексуальных традициях Индии - это "Камасутра". На самом деле, "Камасутра" - известный в Европе, но вовсе не уникальный труд по искусству камы - наслаждения. До "Камасутры", написанной между III - V веком н.э., уже существовали руководства по кама-шастре - науке "страсти нежной", основанной на древних религиозных и культурных традициях. Не была "Камасутра" и последним трудом о каме. После ее написания были созданы такие руководства по сексу как "Кока-шастра" или "Ратирахасья" (XII век), "Панчасаяка" (между XI и XIII веком), "Анангаранга" (XV век), "Ратишастра" (XVII век). Появляются новые руководства и в XVIII веке, и позже. Стремление упорядочить знания о науке камы связано с тем, что тема секса занимала важнейшее место в индийской культуре.



"Камасутра" была составлена Ватсьяяной Малланагой, брахманом из Западной Индии. Малланага - его личное имя, Ватсьяяна - фамильное. Традиция называет его аскетом, что означает стиль жизни и вовсе не обязательно - отказ от секса. В начале книги Ватсьяяна описывает историю науки о каме, предшествующую "Камасутре". Науку камы он возводит к творцу мира Праджапати. Следующим учителем был божественный бык Шивы - Нандин, преподавший наставление в каме "в тысяче частей". Затем его сократили до пятисот частей, а Бабхравья - до ста пятидесяти частей в семи разделах. По каждому разделу ученые написали наставления. Ватсьяяна свел их воедино, использовав также труд Бабхравьи: "И вот, поскольку части науки, изложенные Даттакой и другими, трактуют лишь о чем-либо одном, а книгу Бабхравьи трудно одолеть из-за величины, то вся суть была сокращена в небольшую книгу, и так создана эта "Камасутра".
"Камасутра" изложена прозой, за исключением стихотворных концовок. Книга содержит 64 главы, собранные в 7 разделов: 1. Общий (5 глав); 2. О любовном соединении (11 глав); 3. Об обращении с девушками (9 глав); 4. О жене (8 глав) - об обращении мужа с одной женой и многими женами; 5. О чужих женах (10 глав) - об обольщении чужих жен; 6. О гетерах (12 глав); 7. Тайное наставление (5 глав) - об улучшении своей красоты и сексуальных достоинств. "Камасутра" изобилует подробным описанием типов мужчин и женщин, жен и гетер, видов объятий, поцелуев, поз в сексе и медицинских снадобий.
"Камасутра" была создана в империи Гупта, когда в Индии расцвела утонченная городская культура. Кроме техники обольщения и секса, книга содержит бытовые подробности жизни горожан, их жен и гетер, с которыми они развлекались. В главе "О жизни горожанина" (раздел Общий) описан образ жизни богатого и праздного горожанина:
"Встав утром, исполнив обычные дела, почистив зубы, употребив в должной мере притирания и куренья, надев венок, натерев [губы] воском и красным лаком, оглядев липо в зеркале, заложив в рот ароматный бетель, пусть он принимается за дела. Омывание ... каждый день, умащивание - через день, [употреблять] мылящие принадлежности - раз в три дня, бритье лица - раз в четыре дня, удаление волосков в сокровенных местах - неизменно раз в пять или же в десять дней. Следует всегда удалять пот со скрытых частей тела. Прием пищи - перед полуднем и после полудня ... - вечером. После [утренней] трапезы [его] занятия - обучение попугаев и скворцов разговору, бои перепелов, петухов, баранов, те или иные забавы, времяпрепровождение с ... прихлебателями, шутами и дневной отдых. После полудня, когда совершен туалет, время проводится в компании, вечером - музыкальные развлечения. После этого, прибрав и окурив ароматами покои, [он сидит] вместе с друзьями у ложа в ожидании возлюбленных, идущих на свидание, - [за ними] посылают посредниц или же идут сами".
Приходят возлюбленные, т.е. гетеры, и с ними друзья проводят время:
"В доме гетеры, ...или жилище кого-нибудь другого ...компания сидит в обществе гетер... Там они вместе занимаются поэзией и искусствами. В этой [компании] блестящие, всеми любимые [участники] пользуются почетом... Угощения происходят попеременно в доме то одного, то другого. При этом пусть гетеры подают и [сами] пьют медовый напиток, майрею, наливки с различными закусками - соленьями, плодами, зеленью, овощами, горькими, острыми и кислыми приправами. Так же разъясняются [здесь] и прогулки по парку. Перед полуднем, нарядившись, оседлав коней, вместе с гетерами и в сопровождении слуг пусть они отправляются туда. Они проводят время, устраивая бои между петухами, перепелами, баранами, азартные игры, представления и [прочие] приятные забавы, и, насладившись ... после полудня возвращаются назад ... Так же разъясняется, как, устроив водоемы, посещают летом игры в воде".
Описываются игры в воде вроде "ломанья манго", "поедания жареных зерен", "поедания стеблей лотоса", "опрыскивания водой", "собирания цветов", "ломанья тростника". Все утехи, отмечает автор, доступны для богатого, но плохо тому, у кого нет средств.
Предписания учат, что мужчина не должен вступать в связь с женщиной более высокой варны или вышедшей замуж. Впрочем, с замужней, признает Ватсьяяна, дело все-таки иметь можно. Он заключает: "Вот женщины, с которыми не следует вступать в близость: Прокаженная, безумная, изгнанная из своей касты, не хранящая тайн, соблазняющая на людях, та, чья молодость уже позади, слишком светлая, слишком темная, дурно пахнущая, родственница, подруга, странствующая монахиня, жена родственника, друга, просвещенного брахмана или царя". На этом заканчивается раздел Общий.
Раздел О любовном соединении начинается с главы "О любовном наслаждении". В ней сообщается, что мужчины различаются по своим признакам как "заяц", "бык" и "конь", а женщины как "газель", "кобыла" и "слониха". От сочетания их размеров возможно 9 видов наслаждений - от высоких до низких. Еще бывают быстрые, средние и медлительные мужчины. Таковы и женщины. Здесь тоже 9 видов наслаждения. Бывают вялые, средние и страстные мужчины и такие же женщины. И у них 9 разных видов наслаждений. Дальше следуют главы о видах любви, объятиях, поцелуях, царапинах ногтями, укусах, местных обычаях, о позициях в сексе, об особых наслаждениях, в том числе, о "нижнем наслаждении - через задний проход", о применении ударов, о "подражании мужчине" (женщина в позиции мужчины), оральном сексе с евнухом, о начале и прекращении наслаждения, о видах наслаждения и о любовной ссоре.
В третьем разделе - Об обращении с девушками, представлены главы: наставление в выборе невесты, об определении родства, о пробуждении доверия в девушке, о приближении к девочке, о знаках поведения и выражения лица, о домогательстве одного мужчины, о привлечении желанного мужа, о приобретении девушкой мужа, о заключении брака. Ватсьяяна советует мужчине брать жену из той же варны, младше его не меньше, чем на три года, наделенную красотой и добрым нравом. Пусть он избегает носящую неблагоприятное имя, скрытную, носатую, с пятнистой кожей, мужеподобную, сутулую, с нескладными бедрами, большим лбом, совершившую погребальный обряд над отцом, оскверненную мужчиной, и уже имевшую месячные.
Ватсьяяна советует новобрачным первые три ночи спать на полу, соблюдая целомудрие. Затем мужчина постепенно приближается к девушке, пробуждая доверие, но не нарушая целомудрия: "И приближаясь, пусть ничего не делает силой. Ибо женщины подобны цветам и требуют очень нежного обхождения". Сначала муж приучает жену к объятиям, затем - к поцелуям, при этом ласково говорит с ней. Еще две ночи, когда доверие несколько возросло, пусть он действует рукой и приближается, целуя все тело. Затем он переходит к растиранию бедер, под разными предлогами касаясь сокровенных мест. Потом снимает одежды и снова растирает основание бедер. "И пусть наслаждается, введя член, но не нарушает обета в недозволенное время и сначала обучит [ее]. ... Кто не проявляет внимания к девушке, считая, что она чрезмерно стыдлива, тот не понимает ее намерений и достоин презрения, подобно скоту".
Глава "О приближении к девочке" напоминает пособие педофила, что неудивительно, учитывая распространенность детских браков. Если мужчина вхож в дом девочки, которую собирается посватать, но не уверен в отношении ее родителей, он должен сначала пробудить в девочке доверие и любовь. Он собирает с ней цветы, плетет гирлянды, строит домики, играет в куклы, варит еду. Играет с ней, ее служанками и подругами в кости и ленты, в "чет и нечет", в "захват среднего пальца", в "шесть камешков", в подвижные игры. Заводить дружбу с той, кому она доверяет, и знать о чем она думает. Дарить ей игрушки, каких нет у других девочек, и стремиться убедить ее, что исполнит все ее желания. Просить ее о свидании и объяснить, что тайное дарение вызвано его страхом перед родителями и тем, что его подарок хотели получить другие. Если она склонна к удивительному, удивлять ее, проделывая фокусы; если любит пение, очаровывать ее слух песнями. Иметь безупречный вид, носить превосходную одежду. По поведению и выражению лица девочки узнавать, есть ли у нее желание: "Ибо юные девушки влюбляются прежде всего в мужчину, с которым знакомы и постоянно видятся, но, даже влюбившись, не добиваются ... открыто".
В главе "О домогательстве одного мужчины", где перечислены разные способы заигрывания с женщинами, в том числе прикосновения, много внимания уделено касанию пальцев ног; такое возможно лишь в "босой" культуре. В главе "О привлечении желанного мужа" бедной девушкой допускаются разные степени кокетства, вплоть до потери невинности, о чем пострадавшая должна тут же сообщить доверенным лицам. Главы "О приобретении девушкой мужа" и "О заключении брака" интересны лишь для этнографов. Раздел Относительно замужних женщин содержит нравоучения как следует себя вести единственной жене (с мужем и в его отсутствие), как вести себя старшей и младшей супруге, что следует делать недавно вышедшей замуж, как утешиться несчастливой жене - искать поддержку от любимой жены, как вести себя гаремным женам и о поведении мужчины, если у него много жен.
Раздел О чужих женах начинается с объяснения мужских и женских нравов, если он и она испытывают влюбленность. Объясняются причины женской уклончивости - отказа в домогательствах мужчины. Описываются мужчины, имеющие успех у женщин - они все те же, что и в наши дни, и признаки доступных женщин - тут опять мало что изменилось. Рассказывается о способах завязывания знакомства, приемах домогательства женщины, способах выяснения чувства и помощи посредницы. Описана любовь владык к чужим женам (автор ее не одобряет). Рассказывается о положении царских жен в гареме: они остаются неудовлетворенными и услаждают друг друга искусственным способом. Царь же из сострадания, пользуясь искусственными средствами, посещают, как надлежит, даже многих жен в одну ночь. Тем не менее, жены ухищряются проводить в гарем молодых горожан. Ватсьяяна все это не одобряет и вообще против связи с чужими женами.
Раздел О гетерах написан со знанием дела. Как всегда, Ватсьяяна все классифицирует: посетителей гетер, способы их привлечения, искусство угодить содержателю гетеры, способы извлечения из клиентов денег, способы прогнать разорившегося почитателя, возобновление старой связи, виды прибыли, выгоды и невыгоды быть гетерой и виды гетер (9 видов гетер). Последний седьмой раздел называется Тайное наставление. В нем рассмотрены способы сделать привлекательным мужчину и девушку, снадобья для подчинения, возбуждающие вещества, средства для удовлетворения страстной женщины, способы увеличения члена и особые советы женщинам. Приведу несколько примеров из книги. Для подчинения женщины автор рекомендует перед сношением натереть член смесью меда с ростками ваджры и молочая, смешанными с порошком красного мышьяка и серы, семикратно высушенными и растертыми. Если же смешать эти вещества с пометом обезьяны и бросить на девушку, то ее не выдадут за другого. Для возбуждения полезно пить молоко с сахаром, приготовленного с яичками барана и козла. Для удовлетворения страстной женщины пригодятся приспособления из металлов, слоновой кости и рога буйвола. Для увеличения члена Ватсьяяна рекомендует следующий способ:
"Также, растерев член щетинкой насекомых, живущих на деревьях, пусть в течение десяти ночей он смазывает его сезамовым маслом, снова растирает, снова намазывает и, когда образуется вздутость, ложится вниз лицом на кровать - так, чтобы [член] свешивался вниз. Затем прохладными отварами он постепенно успокаивает возникшую боль. Эта вздутость, которая зовется "рожденная щетинкой", держится всю жизнь".
Последующие руководства по каме уступали "Камасутре" по широте охвата материала, но выделяли больше типов мужчин и женщин и систематизировали условия и позиции их физической близости. Влияние "Камасутры" заметно также в эротических скульптурных композициях храмов Каджурахо (X - XI вв.), которые называют энциклопедией любви.

Гомосексуализм в индуизме

Древние индусы не были ценителями лунной любви. В священных текстах - пуранах, гомосексуализм приписывается демонам. В "Шримад Бхагаватаме" рассказывается как демоны-ассуры покусились на своего прародителя Брахму:
"23. Затем из ягодиц Господа Брахмы появились демоны, которые оказались на редкость похотливыми. Одержимые вожделением, они подступили к нему, рассчитывая совокупиться с ним.
24. Почтенный Брахма сначала посмеялся над их глупостью, но, увидев, что бесстыдные асуры подступают все ближе и ближе, в страхе бросился бежать, содрогаясь от негодования".
Религиозные наставления - Дхарма-шастры, содержат весьма жесткие наказания за мужеложство - изгнание из касты. Другие ограничиваются штрафом. Сурово наказывали за лесбиянство:
"369. Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести [пан], пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог.
370. А женщина, которая растлит девушку, заслуживает немедленного обрития головы, отрезания двух пальцев, а также того, чтобы ее провезли на осле".
Со временем нравы смягчились, и в "Камасутре" содержится детальное описание орального секса - аупариштаки, с участием мужчины и евнуха. Правда, евнухи в индуизме считались третьим полом. Но не только евнухи и женщины принимали в рот мужское семя. Продолжая свое повествование об аупариштаке, Ватсьяяна пишет: "У некоторых мужчин аупариштаку совершают молодые слуги с блестящими украшениями в ушах. То же совершают и некоторые горожане, желая с возрастанием доверия по обоюдному уговору угодить друг другу". Впрочем, Ватсьяяна считает, что брахманы и кшатрии не должны совершать аупариштаку даже с женщинами.

Индуизм не приемлет анальный секс между мужчинами. Последователи Тантры  называют анальный акт с мужчиной обратная Кундалини. Обратная Кундалини касается любой половой практики, которая обращает в обратную сторону естественный идущий вверх поток половой энергии. Анальный секс неизменно обращает поток половой энергии у пассивного партнера. Многие древние тексты предупреждают против анального секса или обратной Кундалини и утверждают, что ощущение, сопровождающее эту практику, является щекочущим холодком, который как ужасает, так и возбуждает. Переживание обратной Кундалини психически вредно и физически ослабляет. Тем не менее, в тантризме существовали направления, допускавшие гомосексуальный анальный секс для омоложения.
Несмотря на отрицательное отношение индуизма к гомосексуализму и, в первую очередь, к анальному проникновению, гомосексуальный анальный секс в Индии распространен с древних времен, но участниками его с принимающей стороны является особая группа кастратов - хиджры. Хиджрами становятся юноши из касты неприкасаемых, которые посвящают себя богине Бахучара Мата, одной из ипостасей матери-Богини. Они проходят обряд кастрации от руки Дай Ма - старшего члена общины хиджр. Дай Ма отрубает пенис с мошонкой одним ударом ножа. У выживших остаются большие безобразные шрамы. Члены общины хиджр одеваются и ведут себя как женщины, называют себя женским именем, но относят себя к "третьему полу". Считается, что хиджрам дарована способность благословлять людей плодородием и удачей, либо их проклинать. Хиджры, участвуют в таких ритуальных церемониях, как празднование рождения ребенка или свадьба. Они поют и танцуют, раздают благословления и требуют денег. Не всегда хиджры желанные гости, но люди боятся их проклятий. Хиджры также занимаются проституцией.
В Индии насчитывается от 0,5 до 5 млн. хиджр. Хиджры (мусульмане) есть в Бангладеш и Пакистане. Хиджры обычно живут общинами. Общины состоят из "семей", групп из 7-15 человек во главе с главным - "гуру". Такие группы ведут совместное хозяйство и совместно работают. В наши дни, появились поддельные хиджры - анатомически нормальные мужчины трансвеститы; они носят женскую одежду и в большинстве своем пассивные гомосексуалисты. Истинные хиджры их разоблачают. Среди хиджр встречаются "на законных основаниях" немногочисленные гермафродиты. То, что хиджры по рождению принадлежат к неприкасаемым, не мешает им отдаваться членам высоких каст. Парадокс индуизма состоит в том, что мужчинам высоких каст запрещено дотрагиваться до неприкасаемых в быту за исключением секса с танцовщицами, проститутками и хиджрами. Но далеко не все хиджры занимаются сексом, среди них есть группы, придерживающиеся полного воздержания.
Существуют ныне многочисленные мужчины-проститутки котхи - пассивные гомосексуалисты. Котхи носят мужскую одежду и отдаются за гроши. Мужчины часто идут к ним не потому, что они геи, а потому, что доступ к физическому контакту с мужчиной легче и дешевле, чем с женщиной. В Индии, как и во многих странах, активные геи гомосексуалистами не считаются.
Резников К.Ю.

традиции, любовь, Индия

Previous post Next post
Up