Кофе-пауза

Jun 06, 2012 21:48



Лингвисты до сих пор не пришли к определенному мнению относительно происхождения слова "кофе". Одни считают, что оно образовалось от арабского "кауэ", что в переводе означает "сила", "энергия", другие связывают его появление с названием юго-западной эфиопской провинции - Каффа, где впервые стали употреблять зерна этого дерева.


Красивых легенд существует множество. Например рассказывают, что когда пророк Магомет был при смерти, его спасла чашка кофе. Другая гласит, что первым на деревья с красными ягодами обратил эфиопский пастух Калдим. Он заметил, что его козы, съев их плоды, становятся необыкновенно бодрыми. Пастух, решив познать сей магический эффект экспериментальным путем, собрал ягоды и замочил их в воде. На вкус напиток оказался отвратительным. Раздосадованный Калдим бросил ветки с ягодами в костер, и через некоторое время почувствовал необыкновенный, дурманящий аромат. Пастух разворошил костер и собрал тлеющие зерна, затем снова залил их водой и оставил настояться. Попробовав через некоторое время получившийся напиток, он, к своему удивлению, обнаружил, что вкус его стал горьким и терпким, но довольно приятным, а вскоре почувствовал необыкновенную бодрость, сохранявшуюся в течение суток.
Существует еще одна, не менее интересная эфиопская легенда, согласно которой первым свойства кофейного дерева открыл Шейх Омар, известный как один из самых талантливых докторов своего времени. Ему удавалось излечивать даже больных, которых другие лекари объявляли безнадежными.
Однажды, бродя по холмам, Шейх Омар обратил внимание на небольшое деревце с благоухающими цветами. Целитель захотел исследовать свойства этого ратения. Он приготовил отвар только из семян кофейного дерева и принимал его в течение нескольких дней.
Вскоре он заметил, что у него повысилась работоспособность и улучшилось настроение. Затем он решил добавлять настой кофейных зерен в целебные настойки, помогающие от головных боллей и несварении желудка и заметил, что их эффективность заметно повысилась. Долгое время целитель никому не раскрывал секрет кофейного дерева, и только перед смертью передал его своему сыну.
Однако единственным достоверным фактом можно считать, что родиной кофе действительно является Эфиопия. Именно там листья и плоды кофейного дерева употреблялись в пищу с древних времен.

Сорт кофейного дерева Coffea arabica прибыл из Эфиопии (Абиссиния), точнее - из юго-западной части Эфиопского нагорья, называемой кафа (Кэфа, центр Джимы).
Первооткрывателями кофе были не арабы, а эфиопы - группа из нескольких народностей (амхара, тиграи, гураге). Группа появилась в I тысячелетии до н.э., когда жители южной части Аравийского полуострова начали переселяться в земли теперешней Эфиопии и смешались с туземцами-негроидами - кушитами и ниломтами.
Эфиопы толкли плоды кофейного дерева, замешивали их с животным жиром и катали из них клецки величиной со сливу, которые брали с собой в дорогу. Жиры, смешанные с питательными плодами кофе и протеином семян, придавали людям силу, а кофеин - бодрость. Из сока плодов кочевники делали напиток, похожий на вино, а из листьев заваривали напиток, похожий на чай.
С течением времени начали варить горячий напиток из семян кофейного дерева. Сначала его употребляли во время религиозных обрядов, а позже он превратился в национальный напиток эфиопов. Сбор листьев и семян впоследствии стал отдельным промыслом, распространившимся из Африки в Йемен.
Востоковед О. Г. Герасимов утверждает, что арабы используют еще одно, поэтическое название кофе - бинт аль Йаман - "Дочь Йемена". Одно из самых ранних письменных упоминаний о кофе содержится в арабском манускрипте №944, хранящемся во Французской Национальной библиотеке. Шехабеддин Бен, арабский автор XV столетия, рассказывает о своем современнике Гемаледдине, муфтии йеменского города Аден, который ездил в Персию. Во время пребывания там он обратил внимание на своих соплеменников, варивших и пивших кофе, которому он раньше не придавал значения.
Вернувшивсь в Аден и почувствовав недомогание, Гемаледдин вспомнил о кофе и решил попробовать этот напиток, который не только помог ему вылечиться, но и укрепил силы. Последнее качество Гемаледдин оценил особо, так как оно помогало в ночных религиозных бдениях. Авторитет и рекомендации муфтия способствовали распространению напитка, который вскоре стали пить не только дервиши, но и ремесленники, купцы и другие жители города.
Называя страны Азии, которые поставляют кофе, чаще всего начинают с Йемена. Хотя эта страна производит сравнительно мало кофе, но здесь он самый вкусный и ароматный. Йемен издавна называют отцом кофе. Любимый и великолепный его сын - мокко (по названию порта Мокка, иначе Mocha, Mucha), который известен тем, что о нем можно только прочитать или услышать. Его производство так мало, что в торговлю эта таинственная и очень дорогая редкость почти не попадает.
Таким образом, став популярной в Адене, привычка населения пить кофе быстро распространилась на соседние города и достигла Мекки. Здесь кофе вошел в жизнь всех горожан. Священной столицы мусульманского мира кофе достиг около 1470 года.

Предания, записанные в 1763 году, связывают процветание Мохи с именем шейха Шадди и говорят, что именно ему пришла в голову счастливая мысль заняться расширением посадок кофейных деревьев. Вскоре здесь стали успешно торговать новым товаром, и небольшое селение, каковым оно было до этого, выросло в процветающий крупный торговый город. В Европе его название превратилось в Мокко и стало названием сорта.
Когда шейх Шадди умер, над его могилой возвели мечеть, а имя стали поминать в утренних молитвах как имя патрона города, покровителя арабских кофеен, вразумившего род людской пить кофе и покупать кофейные зерна.

В 1633 году Йемен установил прямые торговые связи с некоторыми странами Европы, куда начал поставлять свой кофе Мокко. Именно в этот период наступил расцвет порта как главного кофейного торгового центра.
Не вызывает сомнений тот факт, что до конца XVII века мир в целом (хотя и ограниченно) получал кофе лишь из Йемена. Это был тот настоящий и прославленный кофе Мокко (Mocha или Mokka). До середины XVII века турецкие и египетские купцы приезжали в Йемен и получали лучшие зерна. Они покупали урожай прямо на деревьях, обеспечивали его сбор и обработку семян. Кофе готовили сухим методом, т. е. высушивали на солнце.
Процветание йеменской кофейной торговли было во многом обусловлено монопольным производством товара, популярность которого в Европе стремительно росла. Кофе повторил судьбу большинства тропических пряностей, знаменитых, прежде всего, своими богатыми вкусо-ароматическими качествами.
Арабы чрезвычайно гордились новым напитком и держали в тайне секрет его приготовления. Они запретили вывозить из страны зерна, если они не высушены. Эта мера была направлена на то, чтобы ни одно зернышко, способное дать росток, не попало в руки чужестранцев, которым запрещалось посещать кофейные плантации.
Около 1650 года мусульманскому пилигриму по имени Баба Будан удалось заполучить семь зеленых кофейных зерен и тайно вывезти в район Чикмагалхур в южной Индии. Из этих семян выросли отличные кофейные деревья, положившие начало получению кофе в этой стране.

Около 1690 года голландцы заполучили семена в Индии и к концу века основали кофейные плантации на островах Ява и Суматра. Через несколько лет они превратились в главного поставщика кофе в Европу, прежде всего, благодаря усилиям голландской Ост-Индийской компании, а порт Амстердам стал одним из важнейших центров мировой кофейной торговли.

С этого момента начинается быстрый упадок йеменской кофейной торговли.
Османская империя к концу XV века полностью контролировала караванные пути, по которым издревле поступали в Европу азиатские товары. Османы являлись активными посредниками в торговле пряностями.
Расширение Османского государства способствовало и географии потребления кофе. Став достоянием огромного мусульманского мира, кофе вошел в быт каждой арабской семьи, превратился в напиток караванщиков, бедуинов, считался частью дипломатического этикета. Он широко распространялся по Османской империи - в Дамаске с 1530 года, в Алеппо с 1532 года, несколько позднее в Алжире и в 1554 году впервые попал в Стамбул, где два сирийских купца открыли первую кофейню под названием "Мактаб аль-ирфан" ("Круг мыслителей"). Кофе настолько понравился стамбульцам, что к концу столетия его уже предлагали многочисленные кофейни.
Султан Мехмет, переодевшись простолюдином, посетил несколько кофеен и ужаснулся свободным нравам, которые царили там. (Дело дошло до того, что самого султана высмеивали и критиковали!) Он повелел закрыть все кофейни и бросить в темницы любителей кофе. Если же кофеман попадался во второй раз, его зашивали в мешок и бросали в море.

Однако запретить полюбившийся напиток было уже невозможно. Его продолжали пить вопреки всем запретам и указам. Поняв, что борьба против кофе бесполезна, султан Сулейман III разрешил своим подданным пить кофе, но в специально отведенных местах и обложил кофейни огромными налогами.
На юге Европы кофе в первую очередь появился в странах арабского влияния, например на Перинейском полуострове. В западной Европе о нем начали говорить в середине XVI века. На север Западной Европы первым кофейные зерна привез в 1596 г. немецкий натуралист Белус. В Риме первым чашку сварил, как предполагают, в 1626 г. посланник папы Пьетро де ла Вале, который много лет прожил в Персии. Священники начали было роптать на "мусульманскую затею", но папе Клименту VIII кофе так понравился, что он его благословил.
В 1646 г. открылось первое кафе в Венеции, в 1637 - в Оксфорде, в 1652 - в Лондоне, а в 1660 г. - в Марселе. Приблизительно в это же время посол Турции во Франции начал угощать вельмож. Чернокожие слуги, одетые в роскошные восточные убранства, горячий, черный, крепкий и необыкновенно ароматный напиток подавали гостям в искусных маленьких чашечках из тонкого фарфора. Кофе сразу же стал модным при дворе французского короля Людовика XIV, а в 1672 году слуга бывшего посланника открыл кофейный павильон в Париже. За короткое время там, как и в Лондоне, появились сотни кафе. Из этих городов кофе еще быстрее стал распространяться по Европе. Ок. 1670 г. его начали пить в Германии. В 1679 г. английские купцы открыли кафе в Гамбурге, а в 1683 г. появилась первая кофейня в Вене.
De la Roque, имел честь привезти кофе во Францию в 1644 году. И назовем имя еще одного человека - Antoine Galland (1646-1715), французский востоковед, первый переводчик "Арабских ночей" и антиквар короля, который в 1699 опубликовал анализ и перевод арабского манускрипта "Abd-al-Kadir" (1587), давший первую авторитетную оценку настоящего кофе. Также можно найти и более ранние ссылки на известность кофе во Франции, например, Onorio Belli (Bellius), итальянский ботаник и автор следующих слов, написанных в 1596 французскому медику, ботанику и путешественнику Charles de l’Ecluse (1526-1609): "семена используются египтянами чтобы сделать жидкость, называемую ими cave" (источник: Jardin, Édelestan. Le Caféier et le Café. Paris, 1895 (p. 16))
Но вернемся к чуть более поздним временам. P. De la Roque, сопровождавший M. De la Haye, французского посла в Константинополь, чуть позже совершил путешествие в Ливан. По его возвращении в Марсель в 1644, он привез с собой не только кофе, но и "маленькие приборы, использовавшиеся в Турции, которые казались великими диковинками во Франции". В его коллекции можно было найти, причисленные к кофейному сервизу, fin-djan, или китайские чашечки, и небольшие предметы мусульман, украшенные золотом и серебром, шелковые вещи с вышивкой, которые турками использовались как салфетки или маленькие полотенца.

De Thévenot пишет об этом так: «Они (турки) обычно употребляют другой напиток. И называют его cahve, и пьют его в течение всего дня. Этот напиток делается из ягод, обжаренных на сковородке или в другой посуде на огне. Затем размельчают их в очень мелкий порошок в ступке.
Как только они пожелают выпить кофе, берут сосуд, предназначенный для быстрого заваривания, они называют его ибрик (ibrik); и, наполнив его водой, доводят до кипения. Когда вода закипит, добавляют приблизительно на три чашки воды, чайную ложку с горкой порошка кофе. Снова доводят до кипения, быстро снимают с огня или помешивают напиток, иначе он убежит, так как поднимается очень быстро. Эта процедура повторяется десять-двенадцать раз, затем все разливается в фарфоровые чашечки, которые находятся на деревянной разукрашенной тарелке и приносится вам.
Кофе пьется горячим в несколько глотков, пить по-другому не принято. Пьют маленькими глотками из боязни обжечься - эта манера общепринята и соблюдается в cavekane (кофейня).
Некоторые добавляют небольшое количество гвоздики и кардамона, а кто-то - сахар.»

Около 1660 года коммерсанты из Марселя, которые жили некоторое время в Ливане и не могли уже существовать без кофе, привезли его с собой во Францию. И позже группа аптекарей и торговцев осуществили первую коммерческую поставку кофе в тюках из Египта. Вскоре за ними последовали и торговцы из Лиона, и кофейные зерна в партиях товара занимали уже основную часть. В 1671 несколько персон открыли кофейные дома в Марселе, недалеко от Биржи, которые сразу же стали популярными у коммерсантов и путешественников. Медики забили тревогу, расходясь во взглядах на кофе с обитателями горячих и очень засушливых стран.
Вековой вопрос был поднят. Одни соглашались с медиками, другие составляли им оппозицию, такими городами были: Каир, Мекка и Константинополь. Вопрос, главным образом, касался только медицинской стороны, так как Церковь не принимала участия в диспуте. "Любители кофе не переносили врачей, а те, в свою очередь, грозили им всеми болезнями".
Дело разрешилось в 1679, когда удачный опыт марсельских медиков по дискредитации кофе был завершен, одобрен Медицинским Колледжем, обсужден перед Магистратом в городском зале и признан… не приносящим вреда для жителей Марселя.
Тем временем, в 1669, Сулейман Ага, турецкий посол Мохаммеда IV, находившийся при дворе Луи XIV, прибыл в Париж. И с собой он привез изрядное количество кофейных зерен. С этого человека началось приготовление кофе в турецком стиле.
Турецкий посол пребывал в Париже с июля 1669 по май 1670, но этого было предостаточно для принятия нововведения. Двумя годами позже, Паскаль, армянин, открыл кофейную забегаловку прямо на Сен-Жермен, и это событие можно считать началом открытия кофейных домов в Париже. Вскоре кофейные дома стали появляться в каждом городе.

Первым торговцем, имевшим лицензию на продажу кофе во Франции, был Damame François, парижский буржуа, чья привилегия обеспечивалась эдиктом 1692 года. У него было право на эксклюзивную продажу кофе и чая во всех провинциях и городах королевства, землях, подчиненных королевству сроком на десять лет.
В Санто-Доминго (в 1783) и другие французские колонии кофе (café) привозился из королевства и распространялся по специальной лицензии короля.
В 1671 в Лионе была издана книга, названная "Превосходства Красных Ягод, называемых Кофе" (The Most Excellent Virtues of the Mulberry, Called Coffee), показавшая необходимость в авторитетной работе по данному предмету - нужда, которая была весьма умело удовлетворена в том же Лионе Филиппом Сильвестром Дюфором (Philippe Sylvestre Dufour), опубликовавшем восхитительный труд: "Касательно использования кофе, чая и шоколада" (Concerning the Use of Coffee, Tea, and Chocolate). И снова в Лионе, тот же Дюфор издал в 1684 году более полную работу: "Способы приготовления кофе, чая и шоколада" (The Manner of Making Coffee, Tea, and Chocolate). За этим последовала публикация в 1716 в Париже Jean La Roque "Voyage de l’Arabie Heureuse", содержащую историю путешествия автора к Королю Йемена в 1711, описывающую кофейное дерево и его плоды.
Одно раннее упоминание кофе можно найти в "Путешествиях" Вильяма Биддальфа в 1609 году. Он достаточно подробно описывает напиток и традиции кофейных домов турок.
"Их самый распространенный напиток - Coffa, черный напиток, который делает пульс похожим на барабанную дробь, и называют они его Coaua. Выращенный в Милле (Mill), заваренный на воде, они пьют его настолько горячим, насколько это можно вынести. Между ними существует традиция - приходящих друзей угощать кофе.
Кофейных домов в Турции больше, чем пивных в Англии, но они не так много засиживаются в кофейнях, как на скамейках по обоим сторонам улиц рядом с самими кофейными домами и у каждого мужчины имеется чашечка напитка и так они обмениваются новостями и обсуждают происшествия".

Среди других авторов, упоминающих о кофе, интересен Сэр Джордж Сэндис, поэт, будучи первопоселенцем в Виржинии. В 1610 году он провел год в Турции, Египте и Палестине и написал о турках:
"Все таверны были пусты, в то время как кофейни заполнены, несмотря на схожесть этих заведений. Там они просиживали целый день в общении, употребляя напиток называемый Coffa из маленьких китайских чашечек, таким горячим, каким его можно было выносить. Черный как сажа и с ни на что непохожим вкусом, способствующий, как они утверждают, пищеварению и повышающий тонус.
Многие хозяева таких кофеен содержат прекрасных мальчиков, которые помогают обслуживать посетителей".

Эдвард Тэрри, английский путешественник, написавший до 1616 года, что множество лучших людей Индии следовали своему вероисповеданию и не употребляли вина вовсе. "Они пьют напиток, доставляющий им удовольствие, который называется ими "кофе". Приготовленный из черных зерен, заваренный на воде, он приобретает такой же черный цвет. Несмотря на это, кофе превосходно помогает пищеварению, вдохновляет душу и очищает кровь".

В 1634, Сэр Генри Блаунт, иногда упоминаемый как "отец кофейных домов Англии", совершил путешествие в Ливан на венецианской галере.
"У них есть напиток..., называемый Cauphe, приготовленный из ягод таких же больших, как и небольшие бобы. Высушенные в печи, измельченные в порошок, имеющие цвет сажи, на вкус немного горьковатые. Пьют его горячим настолько, насколько можно вытерпеть и в любое время дня. Но особенно он хорош по утрам и вечерам, когда многие собираются в кофейных домах (Cauphe-houses), которых во всей Турции больше, чем гостиниц (постоялых дворов) и пивных (Ale-houses) в Англии вместе взятых".

В 1640 году Джон Паркинсон, английский ботаник и гербалист, привел первое ботаническое описание растений кофе. Это была первая публикация такого рода в Англии.
"Альпинус (Alpinus), в своей «Книге растений Египта», дает нам описание этого дерева, которое он мог наблюдать. Он видел его в саду одного капитана янусаров. Растение было очень редким, так как в этой местности его никто никогда не выращивал.
Дерево, говорит Альпинус, похоже на Evonymus Pricketimber, чьи листья толще, жестче и зеленей, каковыми остаются всегда. Плоды называются Buna, они крупней, чем лесной орех, длинней, округлые, острые на конце, на обеих сторонах есть бороздки, хотя на одной стороне более заметная, чем на другой. Плод можно разделить на две части, в каждой из которых, можно найти маленькое длинное белое ядро, лежащее на стороне, примыкающей к другой, покрытое желтоватой кожицей, кислое на вкус… Вот из этих ягод в Арабии и Египте, и в других местах Турецкой Империи, жители делают напиток, который имеется в любом доме и называется Caua.
Этот напиток имеет много полезных свойств: для укрепления слабого желудка, помогает пищеварению, при опухолях и закупорке печени и селезенки".

Конечно, идея кофейных домов очень быстро распространилась на все города Великобритании. Но все они брали за основу модель домов Лондона.

До XVIII века национальным напитком Англии считался кофе. В XVII веке английские женщины выступали против его употребления, так как их мужья часами просиживали в публичных кофейнях. В 1674 году женщины опубликовали петицию против кофе, в которой жаловались: «Никогда представители мужского пола не носили более широких бриджей, и никогда столь мало не было в них мужского достоинства!». Такая ситуация сложилась из-за «чрезмерного потребления отвратительного языческого ликера под названием кофе, который... сделал наших мужей евнухами и искалечил наших милых галантных кавалеров... они приходят домой выжатые, как лимон, и во всем их организме нет ничего влажного, кроме сопливых носов, ничего твердого, кроме костей, ничего стоячего, кроме ушей». В 1702 году в Лондоне было 2000 кофеен, где посетители могли выпить чашку крепкого ароматного напитка с традиционным свежайшим бисквитом.

Женщины в кофейни не допускались. Но в 1717 году появился первый чайный магазин, где теперь и дамам дозволялось побаловаться чашечкой чая. Вот как случилось, что чай стал постепенно вытеснять кофе. И именно чай держит до сих пор пальму лидерства. Правда, в 2000 году в Великобритании впервые потребление кофе превысило потребление чая. (Кстати сказать, в те давние времена в Европе еще не знали такого слово, как кофе. Напиток называли «арабским вином».
В период между XV и XX веками две великие державы соперничали в Центральной и Западной Европе за политическое и экономическое первенство: империя Габсбургов и Османская империя. Вена, столица Габсбургской империи, стала сокровищем, захваченным турецкими войсками. В 1683 г. 300-тысячное турецкое войско под командованием паши Кара Мустафа двинулось из Константинополя (ныне Стамбул) вверх по течению Дуная, дошло и захватило столицу Габсбургской империи Вену. Осажденный город был окружен 25000 шатрами турецкой армии. Под контролем турецких войск находилась большая часть территории Центральной Европы. Когда осада стала невыносимой, осажденные венцы послали гонца через линию осады к союзникам, занимавшим позиции выше по течению реки, с посланием о невозможности дальнейшего сопротивления. Войска союников-христиан, возглавляемые польским королем Собецким и лоранским герцогом Чарльзом поспели вовремя, сумев застать турков врасплох и оттеснив их ниже по течению. Гонцом, доставившим сообщение христианским союзникам был поляк Георг Кольшитский. Искатель приключений, Кольшитский много путешествовал по Османской империи, часто выступая в роли переводчика. Глубочайшие познания тонкостей турецкого языка и обычаев позволили ему принять на себя поручение венцев и выступить в роли тайного лазутчика.
13 августа 1683 г. Кольшитский вместе со своим слугой Михайловичем, переодетые в турецкие платья, прошли беспрепятственно сквозь турецкий военный лагерь к северо-востоку от города. Собранная ими информация о численности и расположении войск неприятеля была бесценной для освободителей города. После победы и освобождения города, венские городские правители обратились к Кольшитскому с вопросом о награде. Кольшитский скромно попросил себе лишь "верблюжий фураж", брошенный отступившими турецкими войсками. Этот самый "верблюжий фураж" - и это знал лишь он один в Вене! - был ничем иным, как 500 фунтами зеленых Кофейных зерен, достоинства которого и способы жарки, помола и заваривания напитка Кольшитский узнал за время своих странствий на Востоке. Используя полученные в награду зерна, Кольшитский открыл первое венское кафе, названное "Кафе Кольшитского".
Однако напиток сразу же попал под огонь острой критики со стороны католической церкви. Многие называли Кофе "дьявольским напитком" и считали, что папа римский должен придать его анафеме. К всеобщему изумлению, папе Кофе пришелся по вкусу, и он благословил его и провозгласил истинно христианским напитком.
В Скандинавских странах кофе был известен до 1700, но в 1746 в Швеции издали королевский эдикт против "неправильного и чрезмерного употребления чайного и кофейного напитков". Правительство ввело налог на любителей чая и кофе. Нарушители постановления подвергались аресту, штрафу в 100 серебряных талеров и "конфискации чашек и посуды".
В 1756 кофейный напиток был запрещен окончательно, что привело к росту незаконной торговли. Как очередная попытка ужесточения запрета на кофе в 1766 был принят новый закон, но контрабандный ввоз продолжался. Тогда правительство признало невозможность остановить торговлю кофе и решило получить с этого пользу, с 1769 года кофе стал облагаться налогом на ввоз. В 1794 Регентство вновь попыталось ввести запрет на напиток, но встретило сильное сопротивление среди населения, в итоге решение пришлось отменить в 1796 г. Несмотря на предыдущий опыт, в 1799 г. была предпринята еще одна попытка ввести запрет на кофе, но и она не увенчалась успехом и в 1802 ограничения были сняты.
Последняя попытка запретить пить кофе была предпринята в период 1817-1822 г.г., но также ничего путного не вышло и все смирились с неизбежностью - кофе быть!

В Северную Америку кофе попал по милости голландцев. Случилось это в Новом Амстердаме в 1660 году.
Четыре года спустя городом овладели англичане и переименовали его в Нью-Йорк.
К 1670 году кофейни были открыты в Норфолке, Сент-Луисе, Чикаго, Нью-Орлеане и ряде других мест Новой Англии. В это время употребелние кофе превратилось в укоренившуюся привычку жителей и даже заменило обычай пить за завтраком маст - разновидность пива, что, естественно, только пошло американцам на пользу.

В 1696 году в Нью-Йорке было открыто первое кафе под названием "Кингз Армз". Еще раньше, в 1691 году, начали работать кафе в Бостоне. Они назывались "Лондонский кофе хауз" и "Гатеридж кофе хауз". Но самым знаменитым было кафе "Грин Драгон", бывшее местом встреч зачинщиков восстания против ненавистной тирании заокеанского короля. Бостон также являлся местом самой крупной кофейной биржи.
В Филадельфии, третьем крупнейшем американском городе того времени, первое кафе было открыто в 1700 году.

Первые американские кофейни во многом копировали своих английских предшественников. На самом деле они больше напоминали таверны: тут можно было снять комнату, заказать обед и наряду с кофе выпить чай, горчий шоколад, пиво или вино. Некоторые престижные кофейни имели комнаты для встреч, где заключались всевозможные сделки и обсуждались личные и общественные дела. Здесь же проводились аукционы. Постепенно у мужчин вошло в правило посещать кофени ради бизнеса, откладывая развлечения на потом.

Поначалу кофе в Нью-Йорке был доступен только привелегированным слоям общества. Чай, напротив, был более доступен, и в какой-то период казалось, что в ущерб кофе он станет популярен и у богатых, и у бедных. Однако все резко изменилось в 1773 году, когда король Георг III обложил налогами чайную продукцию и среди американцев вспыхнул бунт. 16 декабря 1773 жители Бостона, переодевшись индейцами, проникли на английское грузовое судно, стоявшее в гавани, и выбросили за борт весь груз - 342 ящика с чаем стоимостью 18 тысяч фунтов стерлингов.

"Бостонское чаепитие" - под таким названием это событие вошло в историю - крепкими узами связало американцев с кофе. Пить чай стало не патриотично. В то же самое время употребление кофе символизировало протест против политики британской короны. Так кофе довольно быстро стал национальным напитком Соединенных Штатов.

Принято считать, что в России о кофе узнали благодаря Петру I. Однако некоторые полагают, что это не так: его поклонники нашли упоминание о нем в "Повести временных лет", где говорится, что киевский князь Владимир Святославович часто употреблял напиток, называемый "кава". Сегодня не представляется возможным узнать, действительно ли под"кавой"следует понимать кофе. Однако вплоть до XVII века о кофе было упомянуто лишь один раз: в рецепте, который прописал лекарь своему пациенту, царю Алексею Михайловичу в 1665 году: "Вареное кофе персиянами и турками знаемое, и обычно после обеда принимаемое, изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений".

Однако широкое рапространение в России кофе получил действительно в эпоху правления Петра I. Первый российский император, как известно, пристрастился к кофе во время поездки в Голландию. Вернувшись, он издал указ, предписывающий подавать кофе на своих ассамблеях. Немногим позже его стали предлагать даже при входе в Кунсткамеру.
Первый кофейный дом в России был открыт в 1740 году при Анне Иоанновне. Императрица прославилась как большая поклонница кофе, и каждое утро ей в постель подавали чашечку этого горячего крепкого напитка.

Пожалуй, еще более сильной любовью к кофе отличилась Екатерина II, причем ее пристрастия в этой области были довольно своеобразны. Чтобы сварить всего лишь пять чашек, придворные повара использовали 400 г молотых зерен; менее крепкий она просто не признавала. Зато после этого она весь день была бодрой и активной. Может быть, именно в кофе заключается секрет ее неисчерпаемой энергии?
Однажды с докладом к Екатерине II пришел ее секретарь Яков Козьмин. На улице был сильный мороз и у него от холода зуб на зуб не попадал. Императрица пожалела секретаря и велела ему чашечку кофе со своего стола. Напиток оказался слишком крепким и у Козьмина началось сильное сердцебиение. Несчастного секретаря едва привели в чувство.
Сказать, что в первое время русский народ относился к кофе с недоверием - значит ничего не сказать. Самым распространенным было мнение, что напиток дан самим дьяволом. В народном лексиконе бытовали поговорки вроде: "Чай проклят на трех соборах, а кофе на семи", "Кто пьет чай, отчаивается от Бога, кто пьет кофе - налагает ков на Христа". Природу подобных слухов объяснить довольно-таки просто. Причиной их стали реформы Петра I. Русскому народу пришлось не по вкусу европейские новшества, активно внедряемые императором в привычный многовековой уклад. Поэтому неудивительно, что темные невежественные люди считали Петра I антихристом. Само собой разумеется, что и любимый напиток императора не мог быть хорошо принят в народе.

Неприязнь к кофе сохранилась вплоть до войны 1812 г., однако после нее напиток стал очень популярным. Русские войска, освобождая Европу от французов, увидели, что там простой народ с большим удовольствием пьет кофе. Именно после возвращения наших войск на родину кофе начал завоевывать популярность. Его стали подавать на светских приемах и балах. Повсеместно открывались кофейни, а в некоторых городах появились общества, способствующие распространению этого напитка. В Москве и Петербурге в кругах художников, литераторов и театралов стало модным собираться в кафе и за чашечкой горячего кофе обсуждать злободевные темы. В конце XVIII века статьи, восхваляющие кофе, появились в известных изданиях, таких, как "Экономический магазин" и "Всеобщее и полное домоводство".

Русские люди далеко не сразу овладели правильным способом приготовления напитка. Некоторе время, например, было принято одну и ту же молотую кофейную массу варить несколько раз, поскольку люди думали, что напиток полученный из повторно сваренной кофейной гущи, вкуснее, чем сам кофе. Однако это заблуждение было вскоре забыто. В XIX веке кофе пили уже в каждом доме, притом не по одному разу в день. Женская прислуга, поступая на работу, оговаривала так называемое "кофейное довольство", включавшее в себя фунт кофейного зерна в месяц. Помимо этого, горничные и кухарки ежедневно употребляли хозяйский кофе.
Важным событием в российской кофейной истории была открывшаяся весной 1884 года в Петербурге международная выставка садоводства, где кофе было уделено особое место. Бразильские фермеры представили вниманию наших соотечественников около 1000 сортов, за что и были вознаграждены почетным дипломом Российского общества садоводства и огородничества.
На рубеже XIX - XX веков в России резко вырос импорт кофе. В 1884 году он составил 8 128 т, в 1901 - 9 104 т, а перед Первой мировой войной - 12 352 т.
В начале XX века, несмотря на огромную популярность, кофе был очень дорогостоящим продуктом и являлся символом рокоши и богатства. Его могли себе позволить только очень богатые люди. После Великой Октябрьской Революции о кофе почти забыли. Но в 40-е годы XX столетия он начал возвращаться в дома граждан Советского Союза. В советские времена кофе по-прежнему оставался дефицитом. В магазинах его можно было купить только в преддверии больших праздников, выстояв перед этим огромную очередь.

это интересно, Африка, история, арабы

Previous post Next post
Up