Очень интересная тема.
Фарфор на экспорт изготавливался в селении Арита (有田) на третьем по величине острове Японии, расположенном на юго-западе страны - острове Кюсю (九州), в древнем княжестве Сага (佐賀藩).
Развитие фарфорового производства в Японии в конце XVI - начале XVII вв. было обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, среди японской знати начала быстро распространяться изысканная по своим ритуалам чайная церемония, требовавшая качественной фарфоровой посуды. Во-вторых, в связи с вторжением в 1592 г. японских войск в Корею, являвшуюся вассалом китайской империи Мин (1368-1644), Китай прекратил официальную торговлю с Японией, бывшую единственным источником высококачественной фарфоровой посуды (если не считать поставок из Кореи, прерванных войной, длившейся с 1592 по 1598 год). В-третьих, в ходе войны японскими самураями были угнаны в плен целые поселения корейских гончаров. С одним из таких пленников - И Сампхёном (李參平, 1579-1655) , связана японская легенда XIX в., объяснявшая бурное развитие гончарного производства в районе Арита его плодотворной деятельностью по поиску каолиновых глин и созданию печей для обжига высококачественного фарфора в соответствии с корейскими традициями фарфорового производства . Окрепшая в период Момояма (桃山, 1573-1615) экономика Японии оказалась способной ответить на социальный запрос и на острове Кюсю в районе селения Арита, где в 1616 г. были открыты залежи каолиновой глины, схожей с той, что применялась корейскими гончарами, возникли тысячи печей.
Первоначально в Арита производились изделия в подражание классическому минскому фарфору из крупнейшего производственного центра Китая - Цзиндэчжэня (景徳鎮), расписанному кобальтом (цинхуацы 青花瓷), и вывозили в Нагасаки (長崎), где находилось единственное для Японии «окно в Европу» через порт Имари, от названия которого произошло известное на весь мир название этих изделий - имари (伊萬里). Иногда их называют имари-арита, упоминая место, где производились эти вазы. Первые известные образцы попали в Европу не позднее 1696 г. - именно под этим годом в описи имущества дворца Хэмптон-Корт в Лондоне была упомянута пара шестиугольных японских ваз имари в стиле какиэмон.
Со временем японские ремесленники стали производить и подражания модным в Китае изделиям в стиле уцай (五彩, букв. «5 цветов»), как называли полихромные глазурованные изделия из фарфора. С 1644 г. в селении Арита работал мастер Сакайда Кидзайэмон (1596-1666), сын и ученик мастера Энсая. Считается, что он придумал новый для росписи фарфора мотив с изображением парных плодов хурмы ярко-красного цвета (каки 柿), отчего сам мастер и его потомки получили родовое прозвание «Какиэмон». (柿右衛門). Сакайда Какиэмон и его два сына (всего насчитывается двенадцать поколений мастеров этой семьи) выработали стиль полихромной росписи, который часто называют «стиль какиэмон», или просто имари. Формы, сюжеты росписи и расцветка фарфоровых изделий в стиле имари были призваны, в первую очередь, удовлетворить вкусы европейских потребителей.
Экспорт этих изделий особенно возрос во второй четверти XVIII в., когда цинский Китай временно приостановил торговлю с европейскими странами. До 1740-х годов экспорт фарфора стиля имари переживал свой пик, однако с возобновлением экспорта китайского фарфора в Европу японские печи оказались не способными конкурировать с более развитым китайским керамическим производством. Новые крупные поставки фарфора имари в Европу начались лишь после того, как Китай потерпел поражение в Опиумных войнах (1839-1842 и 1856-1860) и вступил в затяжной период гражданских войн и внутренних смут.
Читать дальше