Известно, что судьба еврейского народа связана с рассеянием по всему свету. На сегодняшний день наиболее крупные еврейские общины сосредоточены в США (6 миллионов), России (около 2 миллионов), Франции (700 тысяч), Великобритании (400 тысяч), Аргентине (300 тысяч), Бразилии (150 тысяч), ЮАР (120 тысяч). Разумеется, внутри этих общин существует разная степень приверженности национальным традициям - от ортодоксального служения заветам предков до сугубо познавательного отношения к ним. Речь идет не о беспамятстве в условиях искусственно навязанного атеизма, скорее о светском подходе к явлениям. Вот почему, на наш взгляд правомерно считать, что этнические традиции брачно-семейного поведения, о которых рассказывается в очерке, сохраняются во времени и пространстве, хотя многие из них и претерпели в ряде случаев существенные изменения. Незыблемыми остались лишь те этнокультурные принципы, которые испокон веху несут общечеловеческий смысл. «Я никогда не звал жену женой. Я зову ее домом» - так утверждает Талмуд.
В трудах философа и историка Филона Александрийского (I век н. э.) говорится, что еврейские юноши и девушки вступали в брак непорочными, поскольку их отцы строго следили, чтобы сыновья не имели связи с проститутками, а дочери держались подальше от мужчин. Особенно туго приходилось девушкам: им нельзя было покидать внутренние комнаты, выходить из дому без сопровождения взрослого родственника и т. д. Летом и зимой молодки одевались во все черное и закрывали лицо (только в XVIII веке в европейских странах еврейки сняли покрывало). Однако, если случался все-таки грех, то соблазнение приравнивалось к изнасилованию. С искусителя взималась большая компенсация. Для тех, кто не мог откупиться, наказанием становилась женитьба на обесчещенной девушке, причем без права развода. В случае группового изнасилования женщина сама выбирала, кто из «ответчиков» станет ее мужем.
Читать дальше