Эрих Хонеккер

Nov 10, 2013 17:56




25 августа 2012 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Эриха Хонеккера. Дата не осталась незамеченной. Были отклики в Интернете, информация в прессе, но заметных публикаций в российских изданиях не появилось. О бывшем руководителе ГДР если и пишут, то чаще всего в связи с новыми разоблачениями. В 2002 г. немецкий журнал "Фокус" опубликовал фотографии из личного архива Хонеккера. Архив находился в двух чемоданах, оставленных супругой Маргот в Берлине на хранение. Вывезти чемоданы, а там были не только фотографии, но и личные письма Хонеккера, так и не удалось. Непосредственно к 100-летнему юбилею известный историк Томас Кунце издал в Германии книгу о последних годах жизни Хонеккера, о его попытках найти себе пристанище, болезни и смерти вдали от родины, которую он любил.

Хонеккер и сам рассказал о себе, опубликовав в 1980 г. воспоминания, будучи твердо уверенным в грядущем торжестве социализма на Земле. Он и в конце жизни остался коммунистом, несмотря на то, что соратники исключили его из партии. Вряд ли в портретной галерее современной Германии Хонеккеру отведут почетное место, но вычеркнуть его из немецкой истории невозможно. Как написал многолетний глава восточногерманской внешней разведки Маркус Вольф, было бы несправедливо низводить Хонеккера до уровня "провинциального политика". Социализму он был всегда верен. Он даже на мгновение не мог допустить мысли, чтобы броситься в объятия ФРГ, то есть "выдать ГДР".

Эрих Хонеккер родился 25 августа 1912 г. в Нойнкирхене, в Саарской провинции, самой западной немецкой земле, в семье шахтера. Вскоре его родители перебрались в унаследованный от деда дом в небольшом городке Вибельскирхен, что было весьма кстати. Семья росла, в ней было шестеро детей, жилось трудно, как и большинству рабочих семей. С началом войны его отец Вильгельм Хонеккер ушел служить матросом на флот в Киль, откуда осенью 1918 г. революционные матросы двинутся на Берлин. В Вибельскирхен Вильгельм Хонеккер вернулся членом Независимой социал-демократической партии, а после образования в 1918 г. КПГ стал коммунистом. Сын пошел по пути отца, и уже в 10-летнем возрасте стал активным членом детской коммунистической организации: участвовал в митингах, продавал партийные газеты, распространял прокламации, собирал пожертвования бастующим шахтерам и голодающему населению Советской России. Вместе с отцом и старшим братом Вили он играл в духовом оркестре - "музыкальном взводе Союза красных фронтовиков", выступления которого поднимали дух рабочих на митингах и демонстрациях. После окончания народной школы Эрих работал у сельского "бауэра", учился кровельному делу. Рабочая профессия не увлекла, точнее, на нее просто не оставалось времени, но в жизни пригодилась не раз. В семнадцать лет Эрих вступил в КПГ, а уже через год компартия отправила его в Москву на курсы Коминтерна.

Всего лишь год (август 1930 - август 1931) находился Эрих Хонеккер в СССР - "стране своей мечты", где "билось сердце мировой революции", но эта первая встреча "со страной Ленина" имела, по его словам, огромное значение. Учеба в Ленинской школе была важным делом (Хонеккер закончил ее на "отлично"), но не менее важным и нужным стало участие в общественной жизни в Москве, знакомство с молодыми коммунистами из разных стран, поездки по советской стране. Он дважды близко видел Сталина. В составе интернациональной бригады Хонеккер принял участие в строительстве легендарной Магнитки. На его глазах разворачивалась первая пятилетка со своими грандиозными планами, что укрепляло его веру в правоту марксизма-ленинизма. Да, бросалась в глаза нищета, строители ходили в лаптях, ночевали под открытым небом, греясь у костров. Знал Хонеккер и про коллективизацию и борьбу с кулачеством, но это были "издержки" и "перегибы". Главное, по его мнению, - в стране Советов прокладывался путь в будущее, здесь "каждодневно делалась история". Читать дальше
Петелин Б. В., Степанов Г. В.

политика, Германия

Previous post Next post
Up