Общим словом для обозначения ударно-дробящего оружия с металлической боевой частью на фарси является слово горз. В этом качестве оно заимствовано тюркскими языками (напр. казахск. кyрзi). Другими наименованиями булавы в Иране были амуд и гопал. Вместе с общим термином горз они упоминаются в качестве синонима булавы.
Все виды булав, бытовавших в Иране, можно разделить на 3 типа:
1) Булава с округлым навершием
2) Булава с ребристым или шипастым навершием
3) Булава с навершием в виде головы рогатого дэва или быка
Наиболее ранними булавами третьего типа являются булавы из погребений в Марлик, IX в. до н.э., провинция Гилян, обнаруженные в ходе раскопок в 1961-1962 гг. Эти булавы имеют навершие в виде головы человека. Возможно, это связано с религиозными представлениями населения этого региона.
В дальнейшем булавы с навершием в виде головы быка отмечены среди артефактов периода правления в Иране парфянской династии Аршакидов (247 г. до н.э. - 224 г. н.э.). Эти булавы уже достаточно уверенно связываются с зороастрийскими религиозными воззрениями, среди которых заметное место занимало почитание домашнего скота (особенно коров), олицетворявшейся эманацией Творца - Ахурамазды, известной под именем Бахмана (фарс. Благая Мысль). «Быкоголовые» булавы были оружием аршакидских и сасанидских конных воинов. Кроме того, булавы с навершием в виде головы быка использовались зороастрийскими священникам, которые называли их горзи Михр, т.е. «булава Митры». Эти булавы использовались в религиозных ритуалах, что нашло свое отражение в иранском эпосе, где герой-драконоборец по имени Фаридун поражает быкоголовой булавой змея-тирана Заххака:
… Он палицу свою опустит вниз,
И будешь ты сражен, о царь суровый,
Ударом палицы быкоголовой
Другие герои «Шах-наме», созданной Абуль-Касимом Фирдоуси (935-1020) на основе иранских эпических сказаний и пехлевийской «Хватай-намак» (Книги владык), также владеют булавами с навершием в виде бычьей головы. Например, шах Тахмурасп перебил такой булавой множество дэвов и вынудил их к покорности. Абсолютно такой же булавой убивает Белого Слона главный положительный герой эпоса - богатырь Рустам.
Читать дальше
Дэвы с булавами, имеющими зооморфные навершия ("Шах-наме", примерно начало XVI в.)
Искандар у чудесного дерева ("Шах-наме", 1430-е)
Иллюстрация из "Альбома Клива"
Иная трактовка сюжета
Булавы с головой быка и дэва из собрания музея в Эдинбурге