Имам Шамиль

Aug 31, 2013 11:52




В 1826 году в Северном Кавказе начинает проповедовать Гази-Мохаммед, продолжающий дело Мансура. Он окружает себя фанатично преданными мюридами. Среди них особенно выделяется один молодой человек. В отличие от большинства горцев он отлично образован, знает арабский язык и весьма искушен в толковании Корана. Зовут его Шамиль. Вскоре он становится не только учеником, но и ближайшим помощником проповедника.

Проповеди Гази-Мохамеда в 1827-29 годах привлекают к нему множество сторонников - на его призыв продолжать беспощадную войну с неверными откликаются не только простые воины, но и часть мелких князей и беков. Однако военный успех не сопутствует Гази-Мохаммеду. В 1832-м Шамиля и его учителя русские войска настигают в селении Гимрах. Для Гази-Мохаммеда этот бой стал последним. Полуживой, тяжелораненый Шамиль случайно спасается от русских солдат. Наследником Гази-Мохаммеда становится Гамзат-бек, провозгласивший себя вторым имамом Дагестана и Чечни. При нем Шамиль сохраняет свое высокое положение - он следит за обеспечением армии и обучением новобранцев, иногда сам руководит войсками во время набегов на аванпосты русских. В 1834 году Гамзат-бек уходит из жизни. Его смерть открывает Шамилю дорогу к власти. Чтобы опередить возможных конкурентов, Шамиль собирает вокруг себя несколько самых преданных и отчаянных мюридов и совершает неожиданный лихой набег на селение Новый Готцаль, где захватывает ставку и казну покойного вождя. Взяв в руки реальную власть, Шамиль провозглашает себя третьим имамом.

Наместники, присланные из Петербурга на Кавказ, поначалу не обратили особого внимания на нового имама. За ним не было особой военной силы, а потому горячие призывы Шамиля мало волновали царских генералов; барон Розен, возглавлявший русскую армию на Кавказе, попросту отмахнулся от сообщений о растущей опасности Шамиля. Крупных боев больше не происходило, мятежники считались разгромленными, а в ключевых крепостях Дагестана расположились верные власти гарнизоны. Свое внимание наместник сосредоточил на укреплении границ по Черному морю и усмирении черкесов. О Чечне и Дагестане он даже не вспоминает. Между тем, Шамиль провозгласил то, что на современном языке назвали бы «широкой идеологической программой». В своих проповедях он указывает две главные причины, которые приводят к поражению горцев, - раздробленность племен и отход от исламских заповедей. Шамиль призывает своих сторонников впервые в истории Кавказа создать единое государство, Имамат, основанное на законах шариата; интересно, что через полтора века Басаев озвучит практически те же самые идеи. Читать дальше
Журнал "Планета"

Кавказ, война, Россия, Новое время

Previous post Next post
Up