Басаев происходил из русского рода. Когда он погиб, его звали Абдаллах Шамиль Абу-Идрис, но при рождении он получил совсем иное, более привычное для нашего слуха имя - Шамиль Салманович Басаев. Родился он в 1965 году в селе Ведено Веденского района Чечено-Ингушской АССР.
Интересно, что родовое гнездо Басаевых - селение Дышне-Ведено - было основано в 1840 году по приказу имама Шамиля русскими солдатами, дезертировавшими из своих частей и перебежавшими на сторону горцев. Среди них, как утверждают многочисленные историки, был и предок Басаева, ставший основателем их рода.
Детство и отрочество будущего террориста были вполне типичными и малопримечательными. В 1982 году он окончил среднюю школу. По словам одного из учителей, Басаев являлся одним из лучших учеников, писал стихи и отлично играл в шахматы. Много позже, когда в руки ФСБ попадет часть архива Басаева, там будут обнаружены школьная грамота за шахматные успехи и пачка шахматных журналов. Басаев сильно дорожил этой грамотой и старыми журналами; они хранились в его архиве вместе с секретными видеосъемками и важнейшими деловыми бумагами.
После школы Басаев был призван в армию. Вот характеристика, данная ефрейтору Басаеву: «Толковый, цепкий, очень спортивный парень, лидер от природы, но какой-то утрированный». Именно в армии Шамиль впервые столкнулся с Джохаром Дудаевым, тогда еще полковником ВВС, будущим президентом Ичкерии. Позднее Дудаев не мог припомнить эту встречу (что делать, полковники редко помнят рядовых и ефрейторов), а вот на Басаева будущий президент Ичкерии произвел впечатление - чеченцы традиционно почтительно относились к военным, а в особенности к своим соотечественникам, которые добились высоких званий (пусть даже и в русской армии). Впрочем, в ту пору русской армии не существовало - армия была советской и чеченец Дудаев чувствовал себя в ней вполне комфортно.
Отслужив, Шамиль начал задумываться о дальнейшей карьере. Трижды он пытается поступить на юридический факультет Московского государственного университета (МГУ), но не проходит по итогам конкурсных экзаменов. Позднее сам он рассказывал, что хотел «стать следователем и ловить жуликов, потому что отец был коммунист настоящий и так меня учил».
Читать дальшеЖурнал "Планета"