Йездигерд III

May 27, 2013 07:53




29 февраля 628 г. был убит шаханшах Хосров II Парвиз, свергнутый в результате заговора вельмож. В ряду сасанидских правителей Хосров был последним великим царем. Не только по своим деяниям, но и по продолжительности царствования. Он владел троном из слоновой кости 38 лет. С гибелью Хосрова II соперничающие кланы знати решали, кому его занимать. Имена правителей менялись как в калейдоскопе. Шируйе царствовал 8 месяцев, сменивший его Ардашар - полтора года, Шахрбараз - 40 дней, дочь Хосрова Бурандухт - год и четыре месяца, другая дочь Азермидухт - полгода, Хосров и Фаррухзад Хосров- несколько дней. "Царей, вступивших на престол после смерти Борамы (Бурандухт) не следует считать преемниками друг друга. В это время войска, стоявшие в разных концах государства, провозглашали в одно и то же время несколько царей", - отмечал армянский епископ Себеос, современник тех лет. То были годы, говоря словами Себеоса, "похитителей престола и царствовавших рабов".

Шаханшах перестал быть самовластным владыкой Сасанидской державы, он превратился в орудие соперничающих кланов знати. В своих поступках цари не руководствовались державными интересами как таковыми, но поступали согласно наветов, наговоров тех, кто волею случая оказался в наперсниках и преследовал сугубо личные цели, не думая о благополучии Ираншахра.

Правители страны не заботились о самосохранении и упрочении иранского общества и его государственности, что в свою очередь отражалось и на настроениях плебса. С особою царя, как верховного правителя Сасанидской державы, не считались не только знатные, военачальники. К нему не испытывала благоговения и чернь, хотя согласно традиционного представления шаханшах вступал на трон по воле всеблагого Творца, Ахура-Мазды. Когда свергнутого Хосрова II везли из шахского дворца по улицам города, один сапожник с криками "Негодяй! Распутник! Тиран!" бросил в него колодкой.

Добрая мысль (хумата), доброе слово (хухта), доброе деяние (хуваршта) - в этой триаде заключены морально-этические заповеди, которыми должен руководствоваться истинный маздеянин. Но в жизни эти заповеди остались мертвой буквой, они не стали доминантой повседневной жизни сасанидского Ирана. Ими прежде всего не руководствовалась элита (светская знать, духовенство) как в отношениях с представителями своего круга, так и с чернью. Все это отнюдь не способствовало духовной сплоченности сасанидского общества.

Ослаблением его не преминули воспользоваться соседи- арабы. Они вторглись в пределы нижнего Междуречья (Вавилония, Ирак или Савад), являвшегося западной провинцией Сасанидского государства. Угроза ему возросла с того времени, когда на его западных рубежах стихийные грабительские налеты отдельных арабских племен сменились целеустремленным наступлением рати мусульманского Арабского халифата. Его правители форсируют выступление против Ираншахра, ослабленного смутами. В сражениях с мусульманами персы терпят одно поражение за другим. Это свидетельствовало о недееспособности Ктесифона обеспечить защиту рубежей Ираншахра и воспрепятствовать его развалу.

Спасение гибнущей державы виделось теми, кого это заботило по тем или иным причинам, в том, чтобы трон занял Сасанид по крови. Эту идею приняли близко к сердцу знатные обитательницы Ктесифона. В поисках наследника царствующего дома они вспомнили о внуке Хосрова II Парвиза Йездигерде. Читать полностью
Кузнецов Вячеслав Семенович - доктор исторических наук

Иран, история, средневековье

Previous post Next post
Up