Оригинал взят у
oberond в
восстановление фауны национального парка Югыд-Ва национальный парк Югыд-Ва
национальный парк Йосемити
Если сравнить количество туристов посещающих национальный парк Югыд Ва с аналогичными показателями Йосемитского национального парка, то результаты будут удручающими - парк Йосемити в год посещает примерно 3 миллиона туристов, а Югыд Ва - 3 тысячи. Это не удивительно - на запрос Yugyd Va National Park поисковая система Google находит 8 730 упоминаний, а на Yosemite National Park - 14 700 000 упоминаний. Даже в русскоязычном сегменте интернета по запросу «Югыд Ва» гугль находит 43 тысячи упоминаний, а на запрос «Йосемити» - 103 тысячи.
Между тем парк Югыд Ва не уступает Йосемитскому по своим ландшафтам, и в четыре с лишним раза превосходит его по площади. Правда несомненным преимуществом Йосемитского парка является расположение в густозаселенном штате Калифорния. Малой популярности Югыд Ва у туристов способствует также его слабая «раскрученность» - этот национальный парк создан недавно в глухой и безлюдной части северного Урала. Транспортная инфраструктура и система отелей находятся в зачаточном состоянии, что так же не способствует наплыву посетителей.
Но играет роль и тот факт, что потенциал парка используется лишь в небольшой степени. Если продолжить сравнение с Йосемитским парком, то можно заметить что по разнообразию растительности Югыд-Ва обьективно проигрывает парку Йосемити. Последний имеет богатейшую флору - от субтропических лесов, до альпийских лугов, включая сохранившиеся леса из гигантских секвой.
Но вот по количеству видов крупных животных северный Урал имеет гораздо лучший потенциал сравнительно с парком Йосемити - последнему нечем похвастаться кроме популяций чернохвостого оленя, медведя барибала, да толсторога. В Югыд-Ва на сегодняшний день обитают лоси, северные олени, бурые медведи, волки, рыси, и даже небольшое количество кабанов.
лоси в парке Югыд-Ва
Однако в недавнем прошлом Северный Урал населяло еще не менее десятка видов крупных млекопитающих, большинство из которых могут быть возвращены в фауну Югыд-Ва. Это те животные, которые некогда обитали в этих местах, сохранились до наших дней, и для которых подходит климат и ландшафт парка Югыд-Ва. В частности это должны быть животные способные переносить долгие многоснежные зимы губительные для многих копытных (животные не могут добыть траву из под глубокого снега). К счастью такие неблагоприятные обстоятельства до некоторой степени нивелируются горным рельефом парка - благодаря этому травоядные могут найти зимой пропитание на горных склонах, с которых ветер сдувает снег.
горная тундра в парке Югыд Ва
В парке преобладают еловые, а также пихтовые и кедровые леса, но хватает и открытых ландшафтов - горной тундры, и участков с луговой растительностью.
Такое разнообразие ландшафтов является благоприятным фактором для увеличения численности и видового разнообразия фауны крупных млекопитающих
Виды Югыд-Ва зято из
http://www.skitalets.ru/water/ural/podcher_shend/В частности благодаря наличию открытых пространств в парк может быть возвращен овцебык, исчезнувший с северного Урала около 9 тысяч лет назад. Этот вид превосходно приспособлен к самому суровому арктическому климату, но не умеет добывать корм из под толстого снега.
Виды Югыд-Ва зято из
http://www.skitalets.ru/water/ural/podcher_shend/.Однако в горах овцебыки могут жить даже в условиях обильных снегопадов - так животные успешно реинтродуцированы в северной Скандинавии, которая зимой, благодаря близости незамерзающей Атлантики, постоянно страдает от сильных метелей. Овцебыки в этих условиях спасаются тем, что пасутся зимой на крутых, обдуваемых ветрами склонах гор, где снежный покров всегда остается тонким.
овцебыки в горах Норвегии
Эти животные представляют собой идеальный туристический обьект, так как держаться открытых пространств, и при встрече с человеком как правило не обращаются в бегство.
Поскольку на сегодняшний день овцебыки реинтродуцированы во многих местах северной Сибири
Другим видом который мог бы пополнить фауну Югыд-Ва может быть дикая лошадь. Урал в доисторические и исторические времена населяли несколько видов диких лошадей, но все они были истреблены человеком. Их могла бы заменить лошадь пржевальского (Equus ferus przewalskii) - единственная дикая лошадь сохранившаяся в Евразии.
Конечно акклиматизация аборигенов сухих степей Центральной Азии в таежной зоне Урала может вызвать немалые сложности, однако следует учитывать очень высокий адаптивный потенциал лошадей пржевальского. Так эти животные успешно адаптировались в лесах чернобыльской зоны отчуждения, добывая зимой корм из под снега, или переходя в случае необходимости на веточный корм. А одичавшие домашние лошади живут и в более суровых условиях - например на Камчатке и на Курильских островах, где сочетание зимних холодов и мусонных ветров создают крайне неблагоприятные условия для копытных.
одичавшие лошади на Камчатке, взято из
http://shpilenok.livejournal.com/54813.html Сформировать небольшое стадо лошадей Пржевальского для акклиматизации в парке Югыд-Ва вполне возможно - на сегодншний день лошади Пржевальского (практически отсутствующие в природе) в множестве содержатся в зоопарках, причем их прирост в силу «перепроизводства» приходится искусственно ограничивать.
Еще одной приманкой для туристов могли бы быть стать стада бизонов. Древние бизоны населяли всю Евразию - от Пиринейского полуострова до острова Хонсю. Стада этих животных паслись некогда на Северном Урале и составляли (наряду с мамонтами, лошадьми и оленями) добычу первобытных охотников. На Урале бизоны исчезли (вероятно из за охотничьего перепромысла) около 9 000 лет назад. Однако к востоку от Урала сибирские бизоны дожили до раннего средневековья - в предбайкалье находки костей бизонов датируются 10 веком нашей эры. А в Америке бизоны того же самого подвида (Bison bison athabascae) живут в таежных лесах северной Канады и поныне. Недавно небольшое стадо этих бизонов было перевезено в Якутию, с тем, чтобы стать основой для восстановления сибирской популяции бизонов. Западнее уральских гор бизоны также дожили до наших дней: европейские потомки древнего бизона - зубры, к счастью избежали полного истребления. Сегодня древних бизонов на Северном Урале могли бы заменить либо зубры, либо лесные бизоны (Bison bison athabascae - американский лесной бизон, которого не следует путать с более известным степным бизоном). Зубр (то есть голоценовый европейский бизон, а не предковый для зубра древний бизон) по видимому никогда не жил на Северном Урале. Естественно встает вопрос - смогут ли зубры выжить в парке Югыд-Ва с его достаточно суровыми климатическими условиями? По видимому, на этот вопрос можно ответить утвердительно.
Зубры в питомнике на Алтае
Зубры, в силу случайного стечения обстоятельств, в 1991 году выпущенные на волю в Вологодской области, успешно там прижились - при том что еловые леса и холодные, многоснежные зимы Вологодчины гораздо больше напоминают климатические условия северного Урала, чем Белоруссии или Южной России (где в 19 веке сохранились последние популяции зубров).
Американский лесной бизон, приспособленный жить в тайге и тундре, для парка Югыд-Ва подошел бы вероятно еще лучше , чем зубр, но этих животных приобрести значительно сложнее. Стадо лесных бизонов в Якутии пока слишком малочисленно для расселения в иные регионы, а завоз лесных бизонов из Канады достаточно дорогое мероприятие.
Еще одним обитателем парка мог бы стать благородный олень - животное истребленное на Урале лишь в позднем голоцене. Для реинтродукции оленя на Северном Урале наилучшим образом подходит алтайский подвид (марал) - самый крупный из всех подвидов благородного оленя, и самый приспособленный к суровым зимам с глубоким снежным покровом.
Маралы в горах Алтая
Маралов разводят на фермах ради пантов, и держат в охотничьих хозяйствах (в том числе в европейской части России), так что приобрести небольшое стадо этих животных не составляет сложности.
Кроме того, в парке можно поселить косулю (чьи кости на Северном Урале находят при раскопках поселений эпохи голоцена) и сибирского горного козла (Capra sibirica) повидимому проникавшего на Северный Урал в плейстоцене (во время теплых межледниковий)..
Кроме того парк Югыд-Ва мог бы стать домом для толсторога якутского или алтайского подвида ( снежный баран - Ovis nivicola ) и возможно снежного барса.
На сегодняшний день нет доказательств, что эти животные когда либо жили на Урале, однако климатические условия для них хорошо подходят. Интродуцировав (или реинтродуцировав?) этих животных на своей территории, парк Югыд-Ва не только мог бы привлечь туристов, но и способствовать сохранению редких видов, находяшихся под угрозой исчезновения.
Возможность встречи с крупными животными исключительно заманчива для туристов. Посетителей парка Югыд-Ва влекут туда не только ландшафтные красоты, но и стремление сфотографировать в естественной среде лосей, северных оленей, медведей. Восстановив богатый видовой состав фауны парка Югыд-Ва и доведя численность животных до уровня характерного для африканских национальных парков или Йеллоустонского парка в Америке, можно было бы увеличить количество туристов поскщающих Югыд-Ва не в разы, а на порядки.