Руна первая:
как ель стала рождественским древом?
Пропою-ка я вам песню - что-то в духе «Калевалы»
Или в духе «Гайаваты» - в общем, складно, но без рифмы.
Растекуся-ка я мыслью по рождественскому древу,
Что у нас зовётся ёлкой, хоть порой это не ёлка,
А сосна и даже пихта...
Ёлки на продажу в Америке 1850-х годов.
Кто вообще придумал древо в дом тащить на новолетье -
Занимать им полквартиры, убирать за ним иголки?
Я отвечу сразу - немцы, а точнее - протестанты,
А точнее - лютеране.
Ёлка в доме Мартина Лютера., Trinity College Library Dublin.
Говорят, сам Мартин Лютер как-то ночью шёл в сочельник
По заснеженному лесу.
Посмотрел он вверх - на звёзды,
Посмотрел он на деревья, что искрились. Вах! Красиво!
И принёс домой он ёлку, и зажёг на ёлке свечи,
А вверху звезду приладил - Вифлеемскую, конечно -
Ту, которая служила трём волхвам ориентиром
Места, где рождён Спаситель...
Впрочем, древние германцы в их языческую бытность
Отмечали праздник Йоля - зимнего солнцеворота,
Когда день, совсем ужавшись, начинает удлиняться.
В Йоль германцы почитали все священные деревья.
Среди них была и ёлка - мол, благоволит ей солнце,
Год ведь круглый зеленеет...
Святой Бонифаций рубит языческий дуб
Тут явились христиане и, подумавши, решили -
Всем языческим обрядам навязать своё значенье.
Рождество - заместо Йоля.
Стала ёлка христианской -
Со своим особым смыслом.
Например, была легенда,
Что святейший Бонифаций дуб языческий подрезал,
Подрубил под самый корень, а из пня поднялась пихта,
Как поднялось христианство над старинными богами.
Были и ещё поверья: мол, когда Христос родился,
Все деревья, будто в мае, зацвели. Потом плодами
Все покрылись. Вот и ёлку
Стали украшать цветами, яблоками и свечами.
А потом и Папа Римский всем в две тысячи четвёртом
Заявил, что ёлка - символ и Христа, и вечной жизни...
Но вернёмся к лютеранам. Поначалу у них ёлки
Очень маленькие были, чтоб на стол легко поставить
Иль подвесить вверх ногами прямо к балке потолочной.
А ребята пусть поскачут, чтоб до сладостей добраться,
Укрепят своё здоровье...
Сколько лет прошло, однако всё не утихают споры
(Как о родине Гомера) - кто рождественскую ёлку
Всё-таки стал ставить первым, подтвердив документально?
Первое упоминанье нам встречается в Эльзасе,
В древнем городе Шлеттштадте, что теперь зовут Селестой.
Ниже приведу отрывок из старинной счётной книги.
Запись 1521 года:
«4 шиллинга - лесничему за охрану ёлок начиная с дня святого Фомы (21 декабря)».
Как нетрудно догадаться, ёлки были столь желанны,
Что пришлось принять все меры против вырубки деревьев.
Как сказал поэт Семёнов в ироничном одностишьи:
И только ёлки ненавидят Новый год…
А спустя лет восемнадцать нам доподлинно известно,
Что эльзасский город Страсбург ёлку выставил публично -
В кафедральном во соборе.
Встрепенулись тут латвийцы - замахали манускриптом -
Мол, задолго до Эльзаса - в тысяча пятьсот десятом -
В Риге древо наряжали, да вокруг него плясали,
Да потом его сжигали (чур! языческий обычай!).
Тут обиделись эстонцы, утверждая «Наша ёлка
Подревней, чем у латвийцев - лет на семьдесят не меньше!»
До сих пор они грызутся...
Так или иначе, немцы заразят своим примером
Всех: голландцев, скандинавов, позже - англичан, французов,
А затем - американцев. Забывать не стоит также
О влиянии культуры. «Повелитель блох», «Щелкунчик»
Написал Эрнест наш Гофман, чем добавил ёлке баллов.
Андерсен тут подключился со своею сказкой «Ёлка».
В подтверждение - цитаты.
Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» (1816):
«Двери распахнулись, и ёлка засияла таким блеском, что дети с громким криком:
«Ах, ах!» - замерли на пороге. Но папа и мама подошли к двери, взяли детей за руки и сказали:
- Идёмте, идёмте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос!
...Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло».
Г. К. Андерсен «Ёлка» (1844):
«Как подходило Рождество, рубили в лесу совсем юные ёлки, иные из них были даже моложе и ниже ростом, чем наша, которая не знала покоя и все рвалась из лесу.
- Куда они? - спрашивала ёлка. - Они ведь не больше меня, а одна так и вовсе меньше. Почему они сохранили все свои ветки? Куда они едут?
- Мы знаем! Мы знаем! - чирикали воробьи. - Мы бывали в городе и заглядывали в окна! Их ждет такой блеск и слава, что и не придумаешь! Их сажают посреди тёплой комнаты и украшают замечательными вещами - золочёными яблоками, медовыми пряниками, игрушками и сотнями свечей!»
В общем, ровно к середине девятнадцатого века
Ёлка разошлась по миру вместе с дядькой Николаем
(Санта-Клаусом на ихнем). Вместо ёлочек-малюток
Стали ставить великанов. А в две тысячи девятом
В Мехико поставят ёлку высотой 110 метров
(Как дом сорокоэтажный)...
Также ёлка становилась всё нарядней и гламурней.
На её ветвях повисли новогодние игрушки:
Мишура, шары, хлопушки. Ну, а электрогирлянды -
Вместо свечек, чтоб не вышло,
Как в известном анекдоте: «Мама! Загорелась ёлка!»
«Правильно сказать, сияет» «Мама! Шторы засияли!»...
А под ёлкою - подарки. Анекдот есть и про это,
Как жена подарок чукчи до сих пор, наверно, ищет.
Велика тайга, однако...
Продолжение следует...
Автор: Сергей Курий