Впечатления о "Драма-talk" (эскиз-показ Елены Фирстовой)

Feb 21, 2012 13:20

Вчера я побывала кафе "Безухов" на очередном показе проекта "Драма-talk". Молодые актеры ТЮЗа под руководством Елены Фирстовой представили эскиз спектакля по пьесе Ярославы Пулинович "Я не вернусь". По сюжету главная героиня, выпускница детдома отличница Аня, учится в вузе, попадает в криминальную переделку и вынуждена пуститься в бега. Это четвертое событие проекта, которое я посетила, и, в первую очередь, хочу сказать, что для меня все показы в рамках "Драма-talk" относятся к разряду must see в этом осенне-зимне-весеннем сезоне. Потому что каждый раз там происходит нечто неожиданное и очень интересное.



Я еще ни разу вроде бы не высказывалась по этому поводу в своем блоге (только в комментариях к постам других участников), и хочу сделать это именно сейчас. Дело в том, что на первых встречах во время обсуждений много спорили о самом формате, о том, можно ли вот так обходиться с пьесами, демонстрировать читку текста зрителям, то есть вроде это уже и не читка (которая обычно выполняет профессиональные функции), и еще не спектакль. С моей зрительской колокольни с самого начала казалось, что  можно и нужно по самым разным причинам: и потому, что это вызывает споры, и потому, что это набивает под завязку кафе Безухов молодежью, и потому, что это заставляет режиссеров экспериментировать с пространством кафе и задействовать публику, а может быть, еще и потому, что это немного приоткрывает театральную творческую кухню. А что же может быть интереснее для зрителя, чем творческая кухня?

Состоявшиеся в рамках проекта эскиз-показы и читки были очень разными, но каждый раз я получала большое удовольствие. Вчерашний же эскиз-показ лично для меня снял вообще все вопросы по поводу формата, потому что то, что я увидела, было здорово, и отчасти это было здорово именно тем, что состоялось именно в кафе Безухов, именно в этом формате... Я имею в виду, что мне очень понравилось, как Елена Борисовна использовала пространство кафе, раскрыла какие-то новые возможности этого пространства, задействовала публику и места, на которых публика должна бы сидеть. Герои появлялись с разных сторон, на разных уровнях, кто-то перемещался по всему залу, кто-то даже не появился, сыграв только голосом.  Скажем, сцена, в которой главной героине в детприемнике задают дежурные вопросы скучными голосами люди, сидящие на зрительских местах, произвела на меня впечатление именно из-за эффекта неожиданности и потому, что мне показалось символичным это равнодушие как бы случайных людей из публики, которых и видно-то только с затылка.

Вообще, именно вчера впервые за время проекта я получила особое удовольствие, чем-то похожее на радость от живого выступления хорошей группы. Я хожу на концерты, чтобы увидеть то, чего не передаст ни одна запись - ощущение общего звучания, которое рождается здесь и сейчас из партий разных инструментов, когда можно следить за этим общим звучанием, а можно сфокусироваться на том, как звучит то один, то другой инструмент, видеть, как музыканты взаимодействуют друг с другом - смотрят, кивают, подают знаки… Возможно, это радость от сопричастности процессу: да, ты не умеешь играть сам и эту музыку написал не ты, ты - только слушатель, но  ты видишь, как тех, кто играет, самих «прёт» от происходящего, и способен это понять и разделить с ними. И вчера у меня почему-то возникло такое же ощущение. Мне было интересно наблюдать не только за основным действием, но и за тем, что происходит, скажем, с Кристиной, когда по ходу действия, она просто сидит, свесив ноги через перила, и смотрит на сцену флэшбэка любовной истории главной героини, или за тем, как уходит «со сцены» актер, игравший Германа, и как его лицо постепенно «расправляется», освобождаясь от маски дурачка. Конечно же, на это впечатление работала и собственно живая музыка, сопровождавшая показ. Для меня эти три музыканта были не просто фоном, это был еще один план или слой действия, тем более, что герои пьесы с ними периодически тоже взаимодействовали.

То, что я говорю сначала о мизансценах и музыкальном сопровождении, не значит, что мне больше нечего сказать. Просто о том, как здорово сыграли свои роли молодые актеры, вчера уже много говорилось,  и таки-да, я тоже с этим согласна. На вчерашнем обсуждении прозвучало, что непонятно, зачем в показе так выделены и отыграны все эти архитипичные водители на трассе. Вообще, если я правильно поняла, высказывание было о том, что пьеса или показ представляет собой мешанину из трэша и клоунады, и раз уж такая серьезная тема, то зачем тут весь этот цирк с конями. Вот с этим я не соглашусь. Когда едешь автостопом, характер водителя, с которым ты несколько часов сидишь в одной кабине, проявляется  очень резко и выпукло и запоминается надолго. Я много лет помню, как по дороге в Москву, разбитные чуваши выпрашивали денег на бензин, а покупали пиво, а по дороге обратно молчаливый водитель два часа слушал кассету группы «Воровайки», остановился выпить кофе, купил еще одну (новый альбом той же группы) и слушал ее все оставшееся время. И это было десять лет назад, и это дорога в Москву, а не во Владивосток. Понятно, что если бы персонажи трассы в эскиз-показе так и сидели как бы в кабине, и произносили свои монологи, крутя воображаемую баранку, это было бы, может, и ближе к правде жизни. Но то, что они вставали, ходили, общались со зрителями - более точно передает то впечатление, которое они производили на путешествующих девочек. Мне кажется, что для молодых актеров этот парад почти комических персонажей - особое удовольствие, но все это было вполне уместно, и сыграно очень лихо.

И еще вот что интересно, именно в этих условиях эскиз-показа в кафе Безухов, где театральная условность доведена до предела тем, что нет никаких специальных декораций, а описание места действия и ремарки озвучивают сами актеры, лично у меня ощущение достоверности и включенности в происходящее было очень полным. Оно оставило меня только один раз - в момент, когда и исходный текст резанул штампом - «тело взлетело как тряпичная кукла», и ремарка был произнесена главной героиней искусственно замедленно.

Помимо общего впечатления от спектакля, у меня всегда остается в памяти яркая деталь,  эффектная картинка, которой, видимо, уделил большое внимание режиссер. У Владимира Золотаря в «Грозе» - это собственно гроза и опадание полотнищ, у Леонида Чигина в спектакле «Оскар и Розовая дама» - проекция песочных надписей на потолке. Во вчерашнем эскиз-показе - это, конечно, распущенные волосы Кристины.

Без ката то, что важно: эскиз-показ, представленный вчера в Безухове, впервые в истории проекта "Драма-talk", будет показан повторно - 25 февраля в 19.00 на малой сцене ТЮЗа. Если я правильно поняла, попасть туда можно по приглашениям, которые можно получить у Андрея Носова. Если у меня получится, я схожу, хотя пьеса, прямо скажем, не радостная, и тема - не из тех, к которым хочется возвращаться после такого небольшого перерыва. Но очень интересно, как этот эскиз-показ будет реализован в других условиях.

Елена Фирстова, театр, "Драма-talk", ТЮЗ, впечатления

Previous post Next post
Up