Sep 17, 2011 15:47
Вчера в ТЮЗе состоялась премьера «Грозы», поставленной Владимиром Золотарем. Я шла туда с готовностью удивиться, и спектакль меня удивил. Сначала мне крайне трудно было свыкнуться с ТАКОЙ Екатериной, но когда это получилось, то все срослось, и весь спектакль выстроился вокруг этой трактовки героини - взбалмошной, дерганной, резкой, прямо скажем, практически психованной, но при этом совестливой. Признаюсь, такая героиня меня долго довольно сильно раздражала, но, видимо, так и было задумано.
Режиссеру можно сказать спасибо уже за то, что основной конфликт пьесы он вывел из социального контекста в общечеловеческий. Казалось бы, сколько лет не в эсесере живем, а у меня в голове так школьный стереотип и остался, что Островский написал пьесу про темное и дремучее купечество и «луч света в темном царстве» (уж простите, вряд ли хоть один отзыв обойдется без этого штампа). Новая постановка возвращает персонажам черты обычных людей (по крайней мере, в моих глазах). Это значит, что та же Кабаниха, к примеру, не воплощает в себе недостатки своего сословия, а говорит и действует определенным образом только в силу своего характера. И ее взаимоотношения с Катериной - это вполне житейская и довольно часто встречающаяся взаимная неприязнь свекрови и невестки, которые невзлюбили друг друга так, что каждое сказанное слово только усугубляет ситуацию. Это не значит, что конфликты пьесы стали более простыми и плоскими. Наоборот - именно житейская драма и оттенки взаимоотношений дают глубину, и отслеживать их нюансы интереснее всего. Не буду углубляться в подробности, но получается, что в постановке нет резко отрицательных персонажей, положительными они тоже, прямо скажем, не стали, но уж точно не «темное царство» - обычные люди. Поэтому наблюдать за игрой актеров даже во второстепенных ролях очень интересно.
Мне кажется, вполне оправдали себя и многоуровневые декорации - мне очень легко было представить себе высокий откос и бульвар, и низкий берег реки, и задворки дома Кабанихи. И в кульминации (в сцене, собственно, во время грозы) эти декорации, конечно, очень мощно сработали - так, что прошибло даже школоту на три четверти заполнившую зал. Это был очень сильный и многозначный ход, хотя и очень простой. «Замедленные» эпизоды заставили меня задуматься. В каких-то случаях я недопоняла их необходимость (например, когда одна из второстепенных героинь постоянно то замедляется, то ускоряется), а в каких-то случаях они придают действию почти кинематографический эффект, когда происходящее на заднем плане придает происходящему дополнительный смысл или когда мы узнаем что-то, чего еще не знают главные герои. Последняя сцена Катерины с полетами тоже очень эффектна, конечно, и дает простор для толкований, как выяснилось, когда мы обсуждали ее с Аленой Агеевой и Катей Оруджевой.
В общем, мне многое понравилось, и учитывая то, что ругательных слов режиссер, наверное, услышит много, мне бы не хотелось его в чем-то упрекать. Но мне кажется, что вчерашняя премьера явно показала, что налицо несовпадение режиссера и публики. Понимаете, это же театр юного зрителя и это классика. Естественно туда нагнали школьников. И их мне тоже не хочется ругать, хотя, конечно, в массе они и шумные, и невежественные. Но это же - не случайный зритель. В ТЮЗ на классику будут ходить именно они. А что они запомнят? Судя по бурной реакции, главным образом сцены с раздеванием. И тут у меня остается огромный знак вопроса с многоточием. Потому что если рассуждать дальше, то можно зацепить тему сложных взаимоотношений Золотаря с нашим городом, и темы развитости/недоразвитости нашей публики. А в этих темах я, к сожалению, не очень компетентна. Могу говорить только за себя - Владимир Золотарь кажется мне интересным режиссером, и мне бы хотелось видеть его постановки в нашем городе. Его «Гроза» - это очень живая и современная постановка, хотя учителям литературы, чьи ученики ее посмотрели, не позавидуешь.
театр,
Золотарь,
ТЮЗ,
впечатления