Могу ли я работать в школе...

Nov 08, 2010 13:48

 Я сравнительно недавно познакомилась с термином «компетентностный подход», хотя, если я правильно понимаю, для дискуссий в сфере образования это уже не новая тема. Я не теоретик, возможно, поэтому услышав на одном семинаре разъяснение этого термина, я удивилась и обрадовалась. Мне хотелось воскликнуть: «Да это же я! Я же этим занимаюсь уже много лет!» Правда, речь на том семинаре шла о проблемах общеобразовательной школы, а моя деятельность относится к сфере дополнительного образования. В следующем году будет десять лет, как я преподаю детям и подросткам журналистику. И хотя я сама учу ребят, что хороший материал должен опираться на разные источники, мой собственный текст будет содержать в основном рассуждения, основанные на личном опыте. В работе проекта детской образовательной мастерской и выходящей при ней газете я участвовала с подросткового возраста. В студенческие годы и после окончания вуза я внештатно сотрудничала с местными СМИ, но самым интересным направлением моей трудовой жизни стало общение с начинающими журналистами, такими же, как я была когда-то.
Я никогда не мечтала быть учителем и работать в школе. Я знала, что не справлюсь с целым классом оболтусов, которым не очень интересен мой предмет (по образованию я - историк). В общем, я не готовилась специально к стезе профессионального педагога. Поэтому начиная работать с подростками, полагалась на опыт «старших товарищей» и на свои качества: общительность и ответственность. Мне, только что закончившей вуз, просто хотелось общаться и видеть вокруг себя симпатичные молодые лица. Я веду к тому, что я не старалась быть для своих подопечных учителем, мне хотелось избежать противопоставления «ученик - учитель», к которому, к сожалению, мы все привыкли в общеобразовательной школе. Мне хотелось быть ребятам другом, старшим коллегой, который на их стороне, который идет в том же направлении, просто продвинулся немного дальше.
Как это выглядит на практике… Нельзя сказать, что внешне это сильно отличается от обычного образовательного процесса. Ученики сидят, слушают, получают теоретические знания, выполняют практические задания… На первый взгляд, разница только в деталях: в нашей мастерской мы никогда не ставим оценок, но существует устный разбор выполненных заданий или, например, до недавнего времени никто из учеников меня не называл по имени отчеству. Периодически я стараюсь устраивать для ребят психологические тренинги, которые помогают им подружиться и узнать законы человеческого общения, необходимые и в журналистской практике, и в обычной жизни. После каждого занятия мы вместе пьем чай, общаемся, придумываем совместные мероприятия вне занятий. Все это далеко от новаторства - это традиционные элементы жизни многих кружков, студий и клубов по интересам.
Если вернуться к компетентностному подходу, то кратко и предельно упрощенно суть этого подхода (как я его поняла) состоит в том, что ученику предоставляется большая свобода выбора направления своего индивидуального образовательного процесса. А задача учителя - не напихать в голову подопечного фиксированное количество информации, а помочь ему усвоить те знания и навыки, которые реально пригодятся ему в жизни.
Почему мне кажется, что моя работа хотя бы отчасти соответствует этому подходу? Во-первых, приходя в свой единственный выходной заниматься журналистикой, ребята сами делают выбор и решают, что это им нужно. Исходя из этого, мы и строим дальнейшее взаимодействие. Для меня важно, что для детей это не обязаловка, никто их ко мне насильно не загонял. Именно на этом основании я позволяю себе быть требовательной: прошу учеников не отвлекаться на занятиях, выполнять задания, слежу за дисциплиной. Я понимаю, что если кому-то что-то не нравится, он просто уйдет. Если ребенок понял, что у него не получается ничего в этом деле, то это, как ни парадоксально, тоже положительный результат, который поможет сэкономить кучу времени и сил, позволит не ошибиться в выборе вуза. Но при этом если у ученика не все получается или успевается в ходе занятий, то я стараюсь научить его тому, что бывают другие цели и результаты - не общие, которые можно оценить цифрами, количеством написанных и опубликованных статей, а свои, индивидуальные. Так и получается, что каждый ученик постепенно формулирует для себя свое собственное направление и цель наших общих занятий: кто-то хочет на самом деле научиться писать статьи и стать журналистом, кто-то в такой увлекательной форме работает над собственной грамотностью, кто-то хочет решить свои проблемы со стеснительностью, научиться общаться с людьми, кто-то - найти новых друзей и хорошо провести время.
Работая над выполнением заданий, создавая собственные статьи, ребята постепенно начинают понимать, какие жанры им более по душе, какие темы интереснее. И мы вместе стараемся понять, как подростку эффективнее развиваться в этом направлении, чтобы обучение было более результативным. Например, общительные и бойкие ученики очень легко пишут новостные заметки и репортажи, а более застенчивые, склонные к созерцательности ребята приносят очерки, зарисовки, а многие из них рано или поздно проявляют интерес к поэзии.
На одном ресурсе в интернете я нашла перечисление основных компетенций, которые соответствуют фундаментальным целям образования с точки зрения ЮНЕСКО:
- научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Мне кажется, что работа студии журналистики помогает ученикам в той или иной степени приобрести все эти компетенции. Работая с разными источниками информации, ученики приобретают навык самостоятельного исследования, то есть учатся учиться. Азы журналистики, без сомнения, могут пригодиться в профессиональной деятельности. Работая над материалами, подростки учатся формулировать свои принципы, задумываются над самыми разными вопросами современности, а значит, учатся жить. И, наконец, создание газеты - как коллективное дело учит ребят взаимодействовать друг с другом, помогать, находить общий язык.
Конечно же, не только преподавание журналистики соответствует принципам компетентностного подхода. Я думаю, что этот подход осознанно или неосознанно применяют многие творческие объединения, клубы, кружки, где подростки учатся тому, что им интересно, где они объединены общим делом, где царит неформальная дружеская атмосфера, где можно наравне пообщаться с преподавателем. То есть никакого велосипеда не изобретено, все и так давно известно. Но только работает это чаще всего именно в сфере дополнительного образования.
Возможно ли это в общеобразовательной школе… Может быть, мне повезло с учителями, но я увидела элементы компетентностного подхода еще в годы своей учебы в школе, а это было уже довольно давно. Учительница литературы, у которой я училась, начиная с восьмого класса, видя мою заинтересованность в предмете и поняв, что начитана я выше среднего для своего возраста уровня, давала мне задания, которые мне было интересно выполнять. Учитывая мои вкусы, мы с ней вместе придумывали темы для рефератов и докладов. Даже если речь шла о сочинениях на заданную тему, я старалась придумать какую-нибудь интересную идею для выполнения задания: я писала работы в виде вымышленных репортажей, интервью, монологов героев книг, пыталась найти интересные факты, подтверждающие мои мысли. Все это помогало мне развивать журналистские навыки и совершенствоваться в профессии, которая мне тогда уже была интересна. Конечно, в этих текстах было много подросткового выпендрежа и максимализма, но перетерпев все это, моя учительница в конечном итоге получила ученика, с которым ей самой, мне кажется, было очень интересно работать. Жаль только, что таких, как я, в классе было человека три-четыре. Остальные ребята уныло «тянули лямку», отдавая дань пониманию взрослых, что именно они должны прочесть для получения аттестата зрелости. А учитель алгебры и геометрии, кстати, очень быстро распознав во мне гуманитария, как-то раз прямым текстом сказала мне, что ей не хотелось бы меня сильно мучить, тем, что мне не пригодится. Поэтому мое участие в уроках по этим предметам свелось к написанию контрольных для получения минимального количества хороших оценок, необходимых для аттестации. Меня не вызывали к доске, и редко проверяли домашнее задание. Я была очень благодарна за эту человечность, которую сейчас я могу назвать компетентностным подходом в действии. Проблема только в том, что не всегда в рамках существующей системы образования можно так безболезненно свести к минимуму мучение подростка ненужными предметами и дать ему возможность сосредоточиться на чем-то важном.
Конечно, я не хочу сказать, что есть дети, которым вообще не надо изучать математику или литературу - базовый уровень знаний и навыков по основным дисциплинам должен быть у всех. Но мне кажется, очень важно иметь возможность уделять больше внимания дополнительным занятиям по тем дисциплинам, к которым есть склонность. Попытки вводить специализацию в старших классах, которые уже лет двадцать осуществляются в разных школах, не всегда удачны. Иногда ученики распределяются по профильным классам случайно или по каким-то формальным признакам, а вовсе не по индивидуальной склонности. Бывает, что и сами родители засовывают ребенка в хорошую школу, не сильно заботясь о том, что ее профиль ему не походит. Да, в общем-то, за два года и не успевают школьники получить полезные им знания в полном объеме. Получается, что в 10-11 классах выбирать профильный класс поздновато, а в 6-7 классах вроде бы рановато - опытные родители говорят, что это самый жеребячий возраст, когда детям еще сложно определиться…
Раз компетентностный подход с успехом применяется в сфере дополнительного образования, то, может быть, решение вопроса как раз и состоит в том, чтобы максимально приблизить это дополнительное образование к подросткам? То есть сосредоточиться на более плотной интеграции системы кружков и творческих объединений в образовательный процесс. Такая практика, насколько мне известно, уже давно применяется в хороших школах, где вводится один-два обязательных спецкурса по выбору, и их посещение вменяется в обязанность ученикам и влияет на успеваемость.
Не будучи профессиональным педагогом, сотрудником школы или чиновником от образования, я, рассуждая о компетентностном подходе, нахожусь, конечно, в довольно уязвимой позиции, так как не обладаю всей полнотой данных. Но мне очень хотелось завести этот разговор, знаете почему? Потому что на той самой лекции, где рассказывали про компетентностный подход и возможности реформирования системы образования, я подумала «Да... при таком подходе я бы с радостью пошла работать в школу. Но не иначе…»

размышления, образование

Previous post Next post
Up