Предсказать судьбу новой работы Антона Первушина '108 МИНУТ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР' трудно. В принципе, это царский подарок читателю: вы получаете две книги по цене одной. Но, боюсь, обе могут не подойти человеку, цапнувшему томик с полки ради слогана "Вся правда о полете Гагарина".
У нас любят хватать книги, не заглядывая внутрь, а потом жаловаться.
Правда там в наличии, кто бы спорил. Но это не правда дневников Каманина про то, как Гагарин летал с балкона носом вниз. И не правда мемуаров Буйновского про то, как под пультом лежал инженер и по команде (ему наступали на ногу) совал бумажку между контактов, чтобы ракета взлетела*.
Первушин сделал качественный научпоп. Вторая половина книги посвящена собственно полету Гагарина во всех подробностях (со всеми неприятностями), первая половина - целой эпохе, завершившейся этим полетом. Большое внимание уделено тому, о чем обычно забывают - созданию грандиозной наземной инфраструктуры. История, как мучились с одним только стартовым столом, это просто триллер.
Прочитав книгу, понимаешь, насколько справедлив суровый вывод автора: "наша страна не была готова возглавить космическую экспансию человечества". И второй суровый вывод: но раз так получилось, останавливаться нельзя.
А "космические анекдоты" в "108 минутах" четко привязаны к описываемым событиям. Рассказано о полетах собак - значит, появится космонавт по имени ЗИБ**. Возникают в переговорах с кораблем какие-то загадочные "ландыши" - будет вам про ландыши.
Для меня неожиданностью стало то, что надпись "СССР" на шлеме скафандра рисовали прямо перед стартом - кисточкой от руки. Ну, там много чего было "от руки" и в последний момент.
Отдельная тема - о тотальном вранье, окружавшем полет (по большей части бессмысленном). Автор много говорит об этом и, имхо, в верном ключе говорит.
Лично мне не хватило в книге одного. Там мимоходом развенчивается много мифов, но нет акцента на очень важном - мифе о том, что Гагарин после полета только сидел в президиумах и от тоски квасил. А напрасно, эту тему стоило бы дожать до упора. Казалось бы, известно, что жизнь пилота "Востока-1" могла трагически оборваться уже в 1967 году на "Союзе-1", случись Комарову вдруг приболеть. Гагарину будто суждено было погибнуть на работе. Тем не менее, образ Гагарина-марионетки, Гагарина-страдальца и, главное, Гагарина-несчастного-бездельника отвратительно живуч: не так давно его пускал в ход Побитый Журналист(tm) и сорвал бурные продолжительные аплодисменты.
Не так все было, ребята.
А как было - написал Первушин. Кто может, попробуйте лучше.
http://divov.livejournal.com/303219.html