Оригинал взят у
shraibman в
Литература и левые эсеры Весьма печальный факт: когда люди говорят о поэтах, писателях России. которые приняли и поддержали русскую революцию, это сразу ассоциируется с большевизмом и большевиками. Но поддержать русскую революцию и поддержать большевизм - две большие разницы, как говорят в Одессе.
Например, записать члена ПЛСР (Партия Левых Социалистов-Революционеров) Есенина, смпатизировавшего Махно крестьянского поэта, в, упаси боги, "большевистские" авторы - это беда. Хотя, справедливости ради, заметим, что Есенина привечал Лев Троцкий, лидер большевиков, первый из их руководства, оседлавший национальную почвенную тему и сам Есенин писал, порой, про-большевистские тексты. Но Есенин - не единственный пример
Евгений Замятин - автор романа Мы, написанного в 1920 м году. Эта книга - первая великая антиутопия 20го столетия, наряду с произведениями Оруэлла. В СССР 20х книга стала причиной репрессий против писателя. В романе Мы повстанцы борются за "четвертую революцию", которая призвана освободить человеческую личность уже не от оков частной собственности (этого добились предыдущие революции), а от власти тоталитарного государства: намек на концепцию "третей революции", антитоталитарной антибольшевистской революции левых эсеров и анархистов.
В 1919 году Замятин вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник) был арестован во время инициированных левыми эсерами крупных антибольшевистских рабочих выступлений на заводах Петрограда (левые эсеры не были мирными легальными забастовщиками: их борьба не ограничивалась экономическими требованиями, она велась за свободные выборы в советы и за ликвидацию монополии большевиков на власть и велась она радикальными методами, левоэсеровские рабочие дружины применяли оружие). Арест не был случайностью. Хотя все эти деятели культуры не имели отношения непосредственно к выступлениям питерских работников, они имели самое прямое отношение к левым эсерам.
С 1916 вокруг известного литератора Иванова-Разумника начала образовываться неформальная группа "Скифы", тяготевшая к левому крылу эсеров; в неё входили А.Белый, А.А.Блок, С.А.Есенин, Н.А.Клюев, Е.Г.Лундберг, О.Д.Форш и др. А в 1919-1924 годах в России действовала Вольная Философская Ассоциация, Вольфила, тесно опекавшаяся левыми эсерами, с ней сотрудничал еще более широкий круг писателей, деятелей культуры, социальных мыслителей. Некоторые сотрудничали в печатных органах партии левых эсеров - в литературном отделе газеты "Знамя труда" и в журнале "Наш путь".
Конечно, нельзя сказать, что все они стояли на партийных позициях, хотя, например, Иванов-Разумник являлся членом ЦК ПЛСР. Но все они в той или иной мере сочувствовали революционному небольшевистскому социализму лср, основанному на идеях самоуправления, свободе личности. Достаточно вспомнить блоковских Скифов - великолепный гимн русской революции, который является ничем иным, как поэтическим изложением программных тезисов левых эсеров. Неслучайность и то, что Скифы, как и поэма Двенадцать были впервые напечатаны в издательстве левых эсеров.
...Все повторится, когда понятие "революция" отчиститься от совкового металлического привкуса. И тогда, возможно, творчество поэтов, писателей, ученых, философов из Скифов и Вольфилы станет ближе и понятнее многим людям.
P.S.
Важная роль в открытии влияния левых эсеров на русскую литературу принадлежит современному историку Ярославу Леонтьеву. А со взглядами их можно ознакомиться здесь:
Антиавторитарная доктрина левых эсеров
http://shraibman.livejournal.com/1057028.html