Пятидесятники - религиозная секта, учение которой отправляется от евангельского сюжета о "сошествии святого духа на апостолов" в день так называемой пятидесятницы (еврейский праздник). Отличит. особенность учения - идея "индивидуальной пятидесятницы", понимаемой как способность ревностного верующего приобрести "дары святого духа", проявляющиеся в глоссолалии ("говорении на языках") и исцелении больных путем наложения на них рук. По своим идеям Пятидесятники близки баптистам и адвентистам: первым - по идее греховности человека и единственно возможному для него спасению благодаря искупительной жертве Христа; вторым - по идее о непосредственной близости второго пришествия и установления на земле тысячелетнего царства Христа.
Пятидесятники появились в первом десятилетии 20 века почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анжелосе и распространились во многих странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также в Латинской Америке. Особенно большой успех их проповедь имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма.
В наст. время общая численность Пятидесятников превышает 10 млн. человек. В 1906-14 Пятидесятники проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию, вербуя себе сторонников главным образом среди рядовых последователей евангельского христианства и баптизма, недовольных диктатурой "верхов".
В первые годы после Октябрьской революции Пятидесятники не отличались широким прозелитизмом. Оживление деятельности в годы НЭПа продолжалось до конца 20-х гг. Секта имела централизованное руководство, проводила съезды, издавала журнал "Евангелист". Значительно уступая в численности евангельским христианам и баптистам, секта Пятидесятников к исходу 20-х гг. сравнялась по числу последователей с адвентистами.
Пятидесятники упорно отказывались от службы в Красной Армии. В 1944-45 они, при условии отказа от глоссолалии, были приняты в Союз евангельских христиан. Тем не менее они продолжали придерживаться своего экстатического культа.
Подробнее:
Пятидесятники, разделяют совместно со всеми евангельскими христианами одну и ту же основополагающую христианскую догматику, принимают Библию, как Священное Писание, считая его богодухновенным. Признают общехристианские Символы Веры.
Пятидесятники верят в Крещение Святым Духом - особое переживание, в момент которого на возрожденного верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники считают, что это переживание тождественно тому, что пережили на 50-й день после воскресения Христа, в день Пятидесятницы, первые христиане. Отсюда название «пятидесятники».
Пятидесятники убеждены, что сила, которую верующий получает в результате Крещения Святым Духом, внешним образом проявляется в говорении на «иных языках» (глоссолалии). Специфическое понимание явление «говорения на иных языках» является отличительной особенностью пятидесятников. Пятидесятники считают, что это не разговор на обычных иностранных языках, а особая речь, обычно непонятная как самим говорящим, так и слушающим, - впрочем, реально существующие, но неизвестные говорящему языки тоже считаются проявлением этого дара.
Впоследствии Дух Святой наделяет верующего другими дарами, из которых пятидесятники особенно выделяют дары пророчества, исцеления, чудотворения.
Все верующие удостоены права получить крещение Духом Святым, и поэтому должны ожидать и ревновать о данном обетовании Отца, как повелел Господь Иисус Христос. (Некоторые стихи из Библии говорят о «Святом Духе и огне». Огонь, который часто ассоциируется с Духом Святым, отражает искупительное, очищающее действие и рвение Духа Святого, который продолжает процесс духовного роста, начатый при спасении). Крещение Святым Духом было неотъемлемым явлением для верующих в ранней церкви. Считается, что вместе с этим даром Пятидесятники получают силу для побеждающей христианской жизни и продуктивного служения. Также, в результате этого крещения, верующие получают особые дары для более эффективного служения. Крещение Духом Святым следует за переживанием нового рождения после спасения. С этим крещением приходят такие переживания как исполнение Духом Святым, большее благоговение перед Богом, более глубокое посвящение Богу и Его делу, и более активная, действенная любовь ко Христу, Его Слову и не спасенным людям.
Важность данной доктрины:
Упор на крещение Святым Духом - это главное отличие учения Ассамблеи Бога. Некоторые верующие считают, что Ассамблея Бога акцентирует внимание на данной доктрине до такой степени, что пренебрегает остальными ипостасями Троицы (Богом Отцом и Его Сыном - Иисусом Христом), а также такими основными доктринами христианской веры, как спасение и освящение. Однако исследование курса обучения и, в целом литературы, изданной Ассамблеей Бога и другими пятидесятническими группами, показало, что учение Ассамблеи Бога сбалансировано и соответствует значению, которое данным явлениям придает Библия (По версии секты). Пятидесятники верят, что после долгих веков пренебрежения, пятидесятники привнесли должное почитание самой Личности Духа Святого и, связанного с Ним переживания.
http://yourussia.ru/portal/nepoznannoe/sekta-pjatidesjatnikov.html