Курт Гёдель (справа), величайший логик в истории и одновременно набожный христианин. Он спорил с Эйнштейном, убеждая его уверовать в личного Бога, тогда как тот верил в бога Спинозы, или бога природы. Гёдель написал несколько работ, доказывающих существование Бога и использующих модальную логику. Его работа есть самая известная попытка сформулировать онтологическое доказательство бытия Божия на языке математики. Фотография Оскара Моргенштерна.
Представляем вашему вниманию список ученых (под учеными понимаются люди, занимающиеся естественными науками и математикой, мы намеренно сузили это понятие), чье мировоззрение было религиозным. Список этот ничего нового к дискуссии о науке и вере не прибавит, но он может удержать многих людей от принятия ложных предпосылок, которые так часто мешают непредвзятой дискуссии. Если вы считаете, что современная наука была основана людьми атеистических, позитивистских, сциентистских или материалистических взглядов, вы поймете, что это отнюдь не так. Или если вы убеждены в том, что уж в современную эпоху ученый не может придерживаться религиозного мировоззрения, вы тоже поймете, что это далеко не соответствует действительности. Более того, вы убедитесь, что наука как метод очень тесно сочетается с верой в Создателя у подавляющего большинства самых значительных ученых, тщательно добывающих то, что мы впоследствии называем научным знанием.
Заглянув в исторические работы, мы убедимся, что многое было сказано о той гармонии между наукой и верой, что была в Средние века. В эту эпоху произошел настоящий синтез между наукой и верой: были основаны первые университеты, оформила себя христианская философия, которая развилась в стройную систему, сформулирован научный метод. Неразрывность этих двух областей, религиозной и научной, веры и разума в Средние века была очевидна почти для всех мыслителей. Мы не будем пытаться здесь сформулировать подход средневековых мыслителей к этим проблемам, нам нужно лишь констатировать факт.
Одной из причин конца мироощущения Средних веков был разрыв между наукой и верой, они уже не понимались как нечто взаимообусловленное, стали возникать кажущиеся противоречия. Так, уже в XVII веке в научной среде появляются люди, открыто заявляющие о своем атеистическом мировоззрении. Мы начали свой обзор как раз с этого времени, когда мыслящий человек так или иначе должен был сделать выбор между мировоззрением позитивистским, светским или религиозным. То есть религиозное мировоззрение перестало быть чем-то само собой разумеющимся. Нам могут возразить, что в то время было сильно влияние Церкви и ученые вынуждены были хотя бы формально заявлять себя верующими, чтобы не подвергнуться санкциям и не потерять свои должности. Но уже британский ученый Роберт Бойль (1627-1691) учреждает лекции, призванные защитить христианскую веру от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман». Из этого мы заключаем, что в то время были люди, известные своим нерелигиозным мировоззрением, а значит, перед любым ученым был выбор. Или если рассмотреть общество кардинала Ришельё, Блеза Паскаля и Рене Декарта - Францию того же XVII века, про эту страну также известно, что среди дворянства были распространены атеистические взгляды. Известно, что Паскаль пытался оспорить эти взгляды, написав свои знаменитые «Мысли о религии и других предметах».
Мы не можем не отметить, что почти все названные нами ученые активно отстаивали религиозный взгляд на жизнь, и если бы они были скрытыми атеистами, то, формально признавая веру, они бы несовершали никаких активных действий. Более того, атеистические взгляды не просто существовали, они зафиксированы даже в средневековых рукописях, в том числе и в древнерусских. А если эти взгляды существовали и могли быть выражены в условиях почти абсолютного авторитета Церкви, то тем легче их было выразить и отстоять, когда авторитет этот ослабел, в эпоху секуляризации, начавшуюся как раз примерно с XVI-XVII веков.
Мы ни в коем случае не утверждаем, что этот список неоспорим, и мы не готовы гарантировать, что каждый из перечисленных ученых имел религиозное мировоззрение, напротив, ввиду недостатка источников наш список уязвим для критики. Но тем не менее почти в каждом случае мы пытаемся предъявить аргументы в пользу того, что конкретный человек придерживался (для нас менее важно, к какой религии он принадлежал и был ли он человеком верующим) религиозного мировоззрения. Причем мы сознательно не включали в список людей, которые в конце жизни обратились в христианство, для нас было важным, чтобы человек последовательно придерживался определенного мировоззрения, религиозного. Так, например, мы не включили в список Джона фон Неймана, который перед смертью обратился к католическому священнику, что шокировало его друзей и что может быть расценено как его обращение, или Энтони Флю, ставшего в конце жизни последовательным деистом под влиянием аргумента о тонкой настройке. Для придания списку большей «надёжности» мы старались всеми силами избегать включения в него людей, о мировоззрении которых имеются противоречивые сведения: имена Менделеева, Павлова, Эйнштейна, Бора и многих других известных ученых, которые могут быть названы как религиозными, так и нерелигиозными, в наш список не вошли.
Единственное, что мы хотели бы показать этим списком, что, несмотря на современные заверения в том, что позитивизм (или атеизм) и наука идут рука об руку, подавляющее большинство ученых отвергало позитивизм в качестве адекватного реальности мировоззрения. Причем многие из представленных нами ученых были основоположниками новых областей науки, в нашем списке представлены почти все временные отрезки, включая современную эпоху и почти все возможные научные дисциплины. Напрашивается вопрос: если люди, наделенные выдающимися способностями к познанию действительности, не теряли свою веру, а наоборот, утверждались в ней и видели её неотрывно от своих занятий наукой, то есть понимание устройства мироздания не лишало их веры, то как можно вообще утверждать, что наука хоть как-то противоречит вере?
Так, средневековый взгляд на мир хоть и покинул умы ведущих философов и мыслителей, но нашел себе подлинных союзников как в лице основателей современной науки, так и в лице выдающихся ученых науки, уже утвержденной в своих основаниях. Многие современные мыслители говорят нам, что это невозможно. Но что скажут сами ученые, какова их позиция, да и вообще, сколько их среди всех ученых, каков их вклад в науку? Ответить на эти вопросы мы попытались данным списком.
Поясним его устройство. Чем более влиятелен вклад ученого в развитие науки, тем больше размер букв, которыми написано его имя, в диапазоне от 16 до 22 включительно. Эта характеристика достаточно субъективна, но в любом случае как-то помогает ориентироваться в списке. Далее в правом углу написано иноязычное (если речь не идет о российских или советских ученых) имя ученого, после которого в скобках указаны его годы жизни, причем по каждой дисциплине список отсортирован по году рождения. После курсивом написаны вера ученого и обоснование как его принадлежности к этой вере, так и его религиозного мировоззрения в целом. Для единичных случаев это обоснование отсутствует, но в этих случаях мы почти уверены, что оно неоспоримо. Вслед за обоснованием идет описание научных достижений ученого, обоснование его значимости для науки (уже без курсива). В квадратных скобках указан номер книги (в списке используемой литературы), на которую идёт ссылка, и через запятую - страница по указанному внизу страницы изданию.
Список 100 ученых с религиозным мировоззрением:
http://m1kle.ru/library_scientists_religious_worldview.php