Вьетнамский предприниматель Нгуен Куок Хоа (Nguyễn Quốc Hòa) из города Тхайбиня самостоятельно спроектировал и в течении года построил малую подводную лодку - первую подводную лодку вьетнамской конструкции. Лодка получила "патриотическое" название Trường Sa 1 ("Спратли 1"). Однокорпусный корабль с экипажем в один или два человека построен из судостроительной стали толщиной 10-15 мм, и имеет надводное водоизмещение 9,2 тонны, а подводное - 12 тонн. Длина корпуса 8,8 м, высота по рубку - 3 м. Два дизельных двигателя мощностью по 90 л.с. приводят в движение два гребных винта, при этом изобретателем утверждается, что энергетическая установка лодки является "воздухонезависимой" с применением разработанной им "вьетнамской технологии". Как явствует из пояснений автора, фактически сделана попытка устроить работу дизелей по замкнутому циклу по образцу установки ЕД-ХПИ, применявшейся в свое время на советских подводных лодках проекта 615. Установка на Trường Sa 1 выполнена с применением регенерации выхлопных газов, с их пропусканием через фильтр и обогащением килородом, вырабатываемым кислородным генератором (? - вопрос с получением и хранением кислорода неясен), избыток углекислого газа удаляется за борт. Запас дизельного топлива составляет 1 тонну. Согласно весьма оптимистическим расчетам Нгуен Куок Хоа, лодка будет способна двигаться в подводном положении до 15 часов и развивать подводную скорость до 20-25 узлов (!!). Глубина погружения указана до 50 метров, дальность плавания до 800 миль, а автономность - до 15 суток.
В настоящее время Trường Sa 1 дооборудуется в служащем верфью для ее автора ангаре его фирмы в Тхайбине. Морские испытания лодки планируется начать в ноябре. 56-летний изобретатель рассматривает Trường Sa 1 как чисто экспериментальное судно, и надеется на ее основе спроектировать подводные лодки большего размера, пригодные в том числе и для военного применения, и способные внести в том числе вклад в защиту архипелага Спратли. В случае успеха первых морских испытаний Нгуен Куок Хоа намечает испытать Trường Sa 1 на островах Спратли, куда лодка должна быть доставлена грузовым судном. Конструктор сообщил, что уже проектирует лодку "вдвое больших размеров", способную нести до трех тонн полезного груза, "что эквивалентно двум торпедам".
Следует отметить, что творение Нгуен Куок Хоа вызвало скорее иронические, хотя и благожелательные, отклики во вьетнамских СМИ и вьетнамском интернете.
http://topwar.ru/32431-pervaya-vetnamskaya-podvodnaya-lodka.html