Орхан Памук

Jun 10, 2012 17:59




Читаю нового для себя автора - турецкого писателя Орхана Памука. Роман называется "Музей невинности". Вещь несколько затянутая, но любопытная этнографически.

Книга про большую любовь на фоне стамбульских будней 70-80-х годов прошлого столетия. Медленная, но неуклонная европеизация общества, начатая богатой верхушкой, дети которой поголовно ездят за знаниями в Европу, болезненный слом  принятых в исламском обществе норм морали, в особенности по отношению к женщине, тяжелый выбор между вековыми запретами и естественной тягой человека к свободе.

12 октября 2006 года Орхану Памуку была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: автору, «который в поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур".

Посмотрите на это лицо среднестатистического интеллектуала. Он вполне мог бы быть израильтянином, представителем интеллектуальной элиты. Которая всегда в меньшинстве, на то она и элита, но которая почти всегда левая.

Мне нравится это лицо. Оно не отличается ни красотой, ни гламурностью. Так выглядит думающий и совестливый человек, прочитавший много хороших книг.
И много страдавший:

В 2005 году турецкое правительство подало на него в суд. Поводом послужила его фраза из интервью, данного швейцарскому изданию «Das Magazin» в феврале 2005: «В Турции был убит миллион армян и триста тысяч курдов. Об этом никто не говорит и меня ненавидят за то, что я говорю об этом». По словам Памука, после публикации этого интервью он стал объектом кампании ненависти, из-за которой был вынужден покинуть Турцию, но вскоре вернулся назад, несмотря на обвинения.

Процесс над Памуком должен был начаться 16 декабря 2005 года, но был перенесён на 7 февраля 2006 года, однако 22 января Министерство юстиции отозвало иск.

Обвинения Памука вызвали реакцию за границей. В первую очередь этот процесс поднял вопрос соблюдения в Турции свободы слова, вопрос, особо важный в свете возможного вступления Турции в Европейский Союз. 1 декабря 2005 года организация "Международная амнистия" потребовала отмены статьи № 301 турецкого уголовного кодекса (статья предусматривает лишение свободы сроком до трёх лет за оскорбления Турции и турецкой идентичности) и прекращения преследования Памука и ещё шести человек, обвиняемых по этой статье. 13 декабря восемь всемирно известных писателей - Жозе Сарамагу, Габриель Гарсиа Маркес, Гюнтер Грасс, Умберто Эко, Карлос Фуэнтес, Хуан Гойтисоло, Джон Апдайк и Марио Варгас Льоса.  - выступили с заявлением в поддержку Памука.
В итоге в конце марта 2011 года суд района Шишли (Стамбул) приговорил писателя за указанный эпизод к штрафу в размере 6 тысяч лир ($3850).

Он стал одним из инициаторов акции «Простите нас», которую организовали около 300-т представителей академических кругов Турции, журналистов, общественных деятелей:

15 декабря 2008 года они разместили на сайте www.ozurdiliyoruz.com петицию, в которой, в частности, говорится:

Моя совесть не может примириться с тем, что Великая катастрофа, которой подверглись армяне Османской империи в 1915 году, сталкивается с безразличием и отрицанием. Я не могу смириться с такой несправедливостью. Я сочувствую переживаниям и горю своих армянских братьев и сестёр, и прошу у них прощения.
В первые 24 часа после публикации письма под ним подписалось около 8000 человек. А к началу 2010 года - около 30 тысяч.

Естественно, что инициаторы акции были названы предателями и фашистами. Естественно также, что за ней последовала встречная:

В ответ на интернет-кампанию турецких интеллигентов, которые просят прощения за трагедию армян, другая группа граждан Турции развернула в интернете кампанию «Мы ждем извинений», число подписантов превышает 100 000 человек. На созданном ими сайте размещены материалы, посвященные Ходжалинской резне в Азербайджане.

Сотня тысяч против нескольких десятков. Ходжалинская резня действительно была ужасна. Однако, немедленная петиция в качестве противопоставления "сам дурак" вряд ли уместна. У охранителей-патриотов, которые всегда в большинстве, своя логика, у интеллектуалов - своя. Последним почему-то всегда стыдно за несправедливости, чинимые их страной. Они видят несколько горизонтов и точек зрения в каждой картинке, потому что прочитали много хороших книг, многое сравнивали и много размышляли. Их очень удобно использовать в качестве профессионалов, с ними приятно общаться, потому что они чуткие и воспитанные люди. Но любить их за широту взглядов - увольте.

Маленький отрывок из "Музея невинности":

...в турецком кинематографе, в принципе, не было проблем со свободой слова, если не затрагивать таких тем, как ислам, Ататюрк, турецкая армия, привычки верующих, президента республики, курдов, армян, евреев, греков и не показывать неприличных любовных сцен. На протяжении полувека комитет по цензуре имел привычку запрещать не только то, что раздражало властей предержащих, но и многое другое, что по каким-либо причинам не нравилось лично цензорам, которые любили пользоваться своей властью, иногда даже для развлечения. Например, если в картине шла речь о о приключениях сторожа на фабрике, её запрещали под предлогом того, что в ней "унижают турецких сторожей". Фильм о любви замужней женщины с детьми к другому не пропускали из-за того, что он "наносит ущерб институту материнства", а веселые приключения мальчишки, сбежавшего из школы, - за то, что "провоцирует детей не посещать уроки".

PS: Кросс в left_liberal_il

литература, политика

Previous post Next post
Up