Крейсера "Тоне" и "Тикума" весьма известные, что бы о них рассказывать лишний раз. Подробнее можно посмотреть у С.В.Сулиги "Японские тяжелые крейсера",
том 1 и
том 2. Тут же только кратко историю и фото.
"Тикума" на ходовых испытаниях
2 крейсера водоизмещением 8450 тонн (проект С-38) были включены японским флотом во "Вторую программу по замене кораблей 1934 года". Первоначально, ТТХ проекта С-38 полагались почти такими же, как у типа "Могами": 15 155-мм орудий ГК в 5 башнях, 8 127-мм зенитных орудия (4х2), 12 ТА (4х3), 2 катапульты, 4 гидросамолета при скорости 36 узлов и дальности плавания на 18 узлах 10000 миль.
Кроме обычных для тяжелых крейсеров задач, на новые корабли было решено возложить еще и задачу сопровождения авианосцев. Это потребовало увеличения авиагруппы , т.к. согласно японской практике разведка и поиск противника должна была вестись бортовыми ГСМ, чтобы освободить все палубные самолеты для их непосредственно задачи - нанесению ударов по противнику. Стало ясно, что уложиться в заданное водоизмещение не получится. Пришлось уменьшить число башен ГК до 4-х и сместить их все в носовую часть (что позволило сэкономить вес и придало крейсера типа "Тоне" уникальный силуэт), освободив корму для гидросамолетов и катапульт. Новое задание таким образом включало: 12 155-мм орудий, 10 127-мм зенитных орудий (5х2), 12 ТА (4х3), 2 катапульты и 6 гидросамолетов, дальность хода 8000 миль на 18 узлах. Для обеспечения большей остойчивости крейсера также стали чуть шире своих предшественников.
Проект включал в себя ряд новшеств: наклонный броневой пояс, сужающийся книзу и переходящий в противоторпедную переборку, новая система контрзатопления и осушения отсеков с аварийным постом управления, значительно улучшенные жилые условия для длительных действий в тропиках, а также более надежные вспомогательные механизмы. Многие специалисты считали его наиболее сбалансированным и удачным среди проектов больших японских крейсеров.
Близнецы. Вверху "Тоне", внизу "Тикума".
Как все крейсера "класса Б" новые корабли были названы по именам рек: Тоне (Tone) - река в провинции Ибараки на о.Хонсю, Тикума (Чикума, Chikuma) - река в префектуре Нагано, там же.
В ходе постройки изменилась политическая обстановка, срок действия лондонского соглашения истек и в 1938 году было принято решение достраивать крейсера с 203-мм артиллерией ГК. При этом число крупнокалиберных зениток сократили до 8.
Авиационное оборудование включало две 19-метровые пороховые катапульты, мощный подъемный кран с длинной стрелой, а также развитую рельсовую систему с шестью поворотными платформами и транспортными тележками для хранения и перемещения самолетов. В кормовой части шельтердека можно было разместить 4 готовых к старту гидросамолета типа 95: 2 на катапультах и 2 на поворотных платформах. Дальше в корме на верхней палубе имелись места для трех более тяжелых ГСМ типа 94. Еще один самолет со сложенными крыльями мог храниться в небольшом ангаре перед грот-мачтой.
По проекту авиагруппа насчитывала 8 машин: 4 типа 94 и 4 типа 95. Однако из-за проблем с хранением и обслуживанием число первых пришлось сократить до двух. Реально же в первый год войны оба крейсера, ставшие «глазами» ударного авианосного соединения 1-го Воздушного Флота, несли по 5 ГСМ (2 типа 94 и 3 типа 95), а затем - и вовсе по 4 (2 и 2).
"Тоне" в феврале 1945. Модель.
После ввода в строй оба корабля были прикреплены к военно-морскому округу Куре и образовали 8-ю эскадру крейсеров.
Крейсера внесли свои "пять копеек" в большинство основных морских сражений: Перл-Харбор, остров Уэйк, рейд в Индийский океан, Мидуэй... считается, что именно задержка запуска ГСМ с борта "Тоне" из-за неисправности катапульт привела к позднему обнаружению американского флота под Мидуэем с катастрофическими для японцев последствиями.
ЛК "Ямато" и КРТ "Тикума" у о. Самар.
"Тикума" у о. Самар. 25 октября 1945
Эти авианесущие крейсера были предназначены для взаимодействия с авианосцами, и именно палубная авиация (только уже американская) поставила точку в их карьере:
"Тикума" был потоплен 25 октября 1944 в заливе острова Самар.
"Тоне" 24 июля 1945 после воздушного удара сел на дно в ВМБ Куре.
Полузатопленный "Тоне" в ВМБ Куре. 1945.
По самолетам подробнее можно посмотреть здесь:
тип 95 тип 94