Надоела мне жаркая летняя погода. К морю хочу. А лучше в море. А пока, вот - навеяло...
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами...
Откровение святого Иоанна Богослова (Апокалипсис), 13 - 1
Хорошо быть линкором: башню сорвало - три осталось!
Старый афоризм
В начале ХХ века страны латинской Америки, вслед за старушкой Европой, охватила "линкорная лихорадка". Ведущие державы региона возжелали иметь в составе своих флотов самые сильные корабли того времени: линкоры-дредноуты.
Первыми были бразильцы. В 1910 году они обзавелись двумя однотипными линкорами: "Сан Паулу" и "Минас Жераис", построенными в Англии по заказу, бо своими силами справиться с задачей создания столь сложных и крупных кораблей не могло (да и сейчас, если честно, не может) ни одно государство Южной Америки.
В профиль
Их главный соперник за первенство в регионе - Аргентина, в ответ усилила свой флот так же двумя дредноутами-систершипами, построенными в США: "Ривадавиа" (1914) и "Морено" (1915), которые вполне уравновешивали бразильских "новичков".
Но бразильские адмиралы вошли во вкус и на паритете останавливаться явно не собирались. Едва флот получил первые два корабля, как в Англии был заказан еще один "большой парень", названный в честь столицы Бразилии - "Рио де Жанейро".
Этот супер-дредноут должен был стать самым мощным кораблем в регионе - в качестве главного калибра предполагалось 12 14-дюймовых орудий, а водоизмещение должно было составить 32 000 тонн.
Увы. Бразилию до сих пор называют развивающейся страной, а о периоде почти вековой давности и говорить не приходится. Расходы на постройку сильнейших кораблей своего времени оказались для бразильского бюджета непомерно велики (примерно, по два с лишним миллиона фунтов стерлингов "за бушприт"), что не могло сказаться на других статьях расходов, в частности, на жаловании моряков. В результате горячие латиноамериканские парни экипаж линкора "Минас Жераис" в ноябре 1910 года едва не повторил "подвиг" броненосца "Потемкин". Правительство решило не обострять ситуацию и сократило финансирование третьего дредноута (заодно зарубили и проект четвертого, который мог бы стать чего уж мелочиться сильнейшим в мире - варианты предполагали от 12 15-дюймовых до 10 16-дюймовых орудий ГК).
1918 год
В новой редакции, тем не менее, корабль по-прежнему смотрелся внушительно. Если не самый мощный, так пусть хоть с самым большим числом орудий, решили бразильские адмиралы. По переработанному проекту линкор должен был нести 14 12-дюймовых орудий ГК (такая вот забавная рокировочка) в семи двухорудийных башнях. Соответственно, увеличилась длина корпуса, перевалив за отметку двести метров.
Но и этот вариант оказался для страны слишком дорог. Да и надобности, кроме удовлетворения амбиций или комплексов адмиралов, в нем не было. В 1913 году правительство начало подыскивать вероятного покупателя на уже спущенный на воду линкор.
Таковой нашелся быстро. Турция в то время основательно задумалась над вопросом усиления своего флота в противовес русскому Черноморскому флоту, в состав которого скоро должны были войти четыре линкора типа "Императрица Мария". В конце июля 1914 года на верфь Армстронга в Ньюкасле прибыли турецкие моряки, чтобы забрать еще недостроенный корабль, которому было присвоено новое имя "Султан Осман I". Отход в Турцию был назначен на 3 августа. Но служить под флагом с полумесяцем линкору не пришлось, за сутки до отхода британцы конфисковали корабль.
20 августа 1914 года линкор, под уже третьим названием - Корабль Его Величества "Эйджинкорт" (HMS Agincourt) - вошел в состав Королевского Флота.
Традиционно, башни ГК линкоров в английском флоте обозначались буквами латинского алфавита, но "Эйджинкорт" и здесь оказался особенным - его башни именовали по дням недели. Кроме того, у английских моряков корабль получил прозвище "Дворец Джина" (The Gin Palace), произошедшее от разделения его имени - A Gin Court.
31 мая 1916 года "Эйджинкорт" в составе Гранд Флита принял участие в Ютландском сражении.
Двумя годами ранее. 1914
По окончании Первой Мировой было проведено сокращение английского флота, попал под него и "Эйджинкорт". В 1921 году рассматривался вопрос перестройки его в корабль снабжения. Предполагалось снять с него все башни, кроме первых двух (интересно, зачем кораблю снабжения оставили аж четыре 12-дюймовых орудия?), а на освободившемся месте оборудовать склады топлива, продовольствия и снаряжения. Проект был отклонен и в декабре 1922 года линкор сдали на слом.
Так закончилась история "Дворца Джина", котрый вошел в военно-морскую историю как линкор-рекордсмен по числу башен (да и орудий) главного калибра.
В заключение некоторые характеристики:
Постройка: Armstrong Elswick Works Ltd. (Ньюкасл)
Заложен: 14 сентября 1911 года
Спущен на воду: 22 января 1913 года
В составе флота: 20 августа 1914 года
Конец: 19 декабря 1922 продан Rosyth Shipbreakers Co., разобран на металл в Шотландии в 1924-25 годах
Размеры: 204,7 x 27,1 x 8,2 м
Водоизмещение: 27500 тонн стандартное; 30250 тонн полное
Скорость: 22 узла
Запас хода: 7000 морских миль при 10 узлах
Экипаж: 1267 человек
Главный калибр: 14 орудий 12"/45
Вспомогательный калибр: 20 орудий 6"/50
Мелкокалиберные орудия: 10 орудий 3"/40 + 2 3" зенитных
Торпедное вооружение: 3 ТА