Умолчания о трагедии в Хатыни

May 13, 2022 16:40


Село Хатынь в Белоруссии уничтожили не немцы, а группа, составленная из 118-го полицейского батальона и роты из батальона СС «Дирлевангер», состоящая из украинцев. Командовал 118-м батальоном бывший польский майор Смовский, начальник штаба - бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода - бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Командир роты СС «Дирлевангер» Иван Мельниченко.

Сегодня о Хатыни вспомнили большим документальным фильмом, выполненным в формате детектива с продолжениями. Вместо тщательной подачи информации - смена пропагандистского формата. Теперь немцев (фашистов, нацистов) в качестве виновников преступления сменили украинские националисты (фашисты, нацисты). Хотя достоверно установлено, что подавляющее большинство карателей были набраны из числа военнопленных, которые ни в каких националистических формированиях не участвовали, никаких идеологических доктрин не декларировали.



Трагедия Хатыни долгое время не расследовалась - лишь упоминалась на Рижском процессе 1946 года, наряду с аналогичными эпизодами. На этом процессе был оглашен акт Плещенской районной комиссии «о сожжении деревни Хатынь, где в огне погибло 57 мирных жителей, которых немцы заперли в сарай и сожгли там живыми». В дальнейшем принято считать, что погибло 149 человек. Это расхождение исследователями никак не объяснено. В военный период число погибших в местных партизанских листках доходило до 320, а состав карателей определялся как немецко-литовский («Ленинец», 5 апреля 1943).

В 1974 году произошел суд над рядом участников массовых убийств в Хатыни. Среди них расстрелян был только один, остальные получили большие сроки тюремного заключения. Суд над Василием Мелешко, случайно разоблаченным в том же 1974 году, был закрытым. В ноябре 1986 года был арестован Васюра. Суд также носил закрытый характер. Оба казнены. Почему надо было закрывать суды над главными преступниками, когда многие детали исследовались на предыдущем судебном процессе, неясно. Также неясно, почему первый суд прошел спустя три десятка лет после преступления.

Что касается батальона СС «Дирлевангер», то его деятельность расследовалась 14 лет - с 1947 по 1961 - и закончилось судом. На суде частично отразился и Хатынский эпизод, о котором подсудимые почти ничего не помнили. Командир «русской роты» (состоящей из украинцев) Иван Мельниченко, оказавший сопротивление при задержании, убит.

Трагедия Хатыни началась 21 марта 1943 года, когда в Хатынь пришли партизаны, которые нарушили линию связи и на следующий день устроили полицаям из 118-го батальона засаду. Среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке, олимпийский чемпион 1936 года по толканию ядра. Возможно, именно это вызвало ярость немецкого командования, воплотившееся в действия исполнителей - украинцев, а не немцев. Но в целом технология «выжженной земли» (выжигали в данном случае вместе с людьми) была принята как средство против партизан, к которым подавляющее большинство населения Белоруссии было лояльно и оказывало им помощь.

Документ (перевод с немецкого):

Окружной комиссар СС и полиции Борисова

Борисов, 5.4.1943 г.

Окружному начальнику жандармерии г-ну лейтенанту Христелю

Плещеницы

Содержание: Донесение о нападении, произошедшем 22.3.1943 года в районе Губы.

Ссылка: письмо генерального комиссара

отдел II Управления от 1.4.1943 г.

От генерального комиссара в Минске мне было послано следующее краткое сообщение: 22.3.1943 года под Губой - 2260 - 14 км севернее Логойска дозор охранной полиции подвергся нападению бандитов. Убиты 1 гауптман и 3 украинца, 1 украинец ранен. При преследовании банда была остановлена. Потери противника - 30 убитых. Бандитская деревня Хатынь = 2260 = (12 км ю.в. Плещениц) была при этом уничтожена вместе с 90 жителями.

Для доклада г-ну ген. комиссару мне требуется подробное донесение об указанном нападении. Прошу предоставить мне это донесение в кратчайший срок.

БУШМАН

Штандартенфюрер СА

Согласно более позднему донесению 118-го батальона (12 апреля 1943), для преследования партизан не было достаточных сил, но были арестованы дровосеки, которые за 300 метров перед засадой сказали, что никаких партизан не видели. После инцидента они были арестованы. Согласно донесению, некоторые пытались бежать, и огнем полицаев были убиты 23 человека. В советских источниках говорится, что большинство дровосеков были женщины, а расстрел произведен на месте. Остальные были доставлены в полицейское управление. В советских источниках не упоминается, а в донесении указано, что за недоказанностью вины они были отпущены.

Для преследования партизан было получено подкрепление из батальона СС «Дирлевангер». Прочесав лес, каратели вышли к Хатыни, где завязался бой. Из донесения полицаев следует, что партизаны вели огонь из всех домов, поэтому против них были применены пушки и тяжелые гранатометы. В заключение сказано: «В ходе боев было убито множество жителей, а также 34 бандита. Некоторые из них погибли в пламени. Однако большинство жителей, вероятно, покинули Хатынь несколько дней назад». По показаниям свидетелей со стороны партизан, они потеряли 3 человека убитыми и несколько раненными и вынуждены были отступить.

Мы видим, что оба источника имеют расхождения, представляющие ситуацию в более выгодном для себя свете. Фаза обстрела села нигде не фигурирует, и гибель от обстрела мирных жителей не учитывается при общем подсчете жертв, которые, по показаниям свидетелей, лежали по всей деревне, а не только у сарая, где их расстреливали полицаи. Один из подсудимых на процессе усомнился, что в сарае было более 100 человек - на его взгляд, гораздо меньше.

Так или иначе, сожжение в сарае было - каратели не стали разбираться, кто переодетый партизан, а кто мирный житель. Спастись удалось одному взрослому, трем детям и двум девушкам, но последние погибли через полтора месяца в результате такой же изуверской карательной операции (поэтому реальное число погибших в Хатыни не 149, а 147).

История - это не выдумка, в ней нельзя валить в одну кучу все версии и считать, что они ничего принципиально не меняют. В общественной оценке преступления не меняют. Но меняют в оценке тех, кто десятилетиями морочит людям головы, выдавая вымысел за факт.

Что, например, мог рассказать шокированный окружавшим его ужасом, гибелью матери и ранением в руку 7-летний мальчик Витя Желобкович? Его скупой рассказ, скорее всего, навеян интересами взрослых. Фактически все, что он мог сказать: что трагедия была. А в этом нет сомнений и без этих показаний.

А вот 12-летний Антон Барановский, который был ранен пулей в ногу (или в обе ноги), но выжил, мог бы рассказать больше. Но вскоре после открытия мемориального комплекса в Хатыни в 1969 году он погиб при невыясненных обстоятельствах.

Еще двое детей спрятались и не попали в горящий сарай. Их рассказы также не проливают свет на детали трагедии. Но из их показаний следует, что, по крайней мере, одно убийство состоялось прямо в доме - хозяйка была убита полицаем.

В последние годы сомнения коснулись фигуры Иосифа Каминского - единственного взрослого свидетеля. Он десятилетиями был вынужден подчиняться официальной версии: немцы сожгли Хатынь. Чтобы спрятать истину: Хатынь сожгли украинцы. Второе сомнение вызывает монумент в Хатыни, где старик (его прототип - Иосиф Каминский) держит на руках своего убитого внука - маленького мальчика. В момент трагедии Каминскому было 56 лет, а погибшему на его руках сыну, о котором он рассказывал, - 15 лет. Скульптурная композиция не соответствует действительности.

Исследования наших дней поставили под вопрос присутствие Иосифа Каминского в Хатыни во время трагедии. Вполне возможно, что он был привлечен к фальсификации именно для того, чтобы сделать ее более убедительной при доказательстве преступлений нацистской Германии. Но в таком случае имел место подлог. Что вполне соответствует духу «нюрнбергского правосудия»: неважно, что было на самом деле, важно, что зафиксировано в официальных документах.

Выбор Хатыни в качестве места для строительства мемориала в 1969 году объясняется созвучием названий Хатынь и Катынь. Возможно, советские власти предполагали таким образом выбить из рук западных пропагандистов Катынское дело - о расстреле польских офицеров. Сожженных белорусских деревень, где истребляли мирное население, были многие сотни и тысячи.

Фильм советского режиссера Элема Климова «Иди и смотри» (1985), который разрывает душу, на поверку оказывается тотальной фальсификацией, которая еще как-то могла быть оправдана в период войны - для возбуждения ярости против врага - но никак не годится для отражения исторической правды. Странное совпадение: выход фильма и разоблачение главного преступника Хатынской трагедии  - Васюры (1986).

Недобросовестное использование эпизодов истории Великой Отечественной войны требует заново устанавливать истину, изучая прежние судебные документы и архивные материалы, исключая из выводов всё, что навеяно пропагандистскими задачами. К сожалению, такая цель перед историками никогда не ставилась, и вплоть до наших времен любые альтернативные версии, даже если пони подкреплены документами, но при это посягают на пропагандистские штампы, пресекаются административными действиями и цензурой.

Необходимо понимать трагедию Хатыни в контексте истории ХХ века, в котором истребление мирного населения не было чем-то исключительным. Такие преступления широко практиковались во многих странах, а в России - во время гражданской войны и при подавлении крестьянских восстаний. Моральное осуждение преступлений карателей и оккупантов, к сожалению, до сих пор сочетается с сокрытием или оправданием этих преступлений.

Фальсификации истории, История, Хатынь

Previous post Next post
Up